Проект «Русские народные праздники для детей!»
проект (младшая группа)

Ожерельева Юлия Евгеньевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_prazdniki.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №274

П Р О Е К Т

 

«Русские народные праздники для детей!» 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

                                                

 Воспитатель

Ожерельева Ю.Е.

   

2023г.

Проект «Русские народные праздники для детей!»

                                                                       

Вид проектаПознавательный, игровой, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Тип проектадолгосрочный.

Актуальность проекта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности. Духовно - нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Система духовно - нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.

Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование календарных праздников русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

Цель проекта.

Приобщить детей к истокам русской народной культуры через ознакомление и проведение календарных праздников.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с содержанием народных праздников;

2.Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

3. Развивать воображение, артистичность, ловкость

4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

 

Этапы проекта

Этапы

Формы работы

Сроки реализации

Первый этап:

Подготовительный

Определение цели и задач проекта;

 Изучение литературы; 

Перспективный план

 Подбор материала; создание картотеки русских народных игр.

Изготовление и приобретение методических пособий;

 Создание условий для реализации проекта;

Анкетирование родителей «Народное искусство в жизни вашей семьи»

Февраль

 

Второй этап:

Основной

Проведение запланированных мероприятий по плану.

 

Февраль-Март

Третий этап:

Заключительный

Результат проектной деятельности (подводим итог)

Март

 

Перспективный план

Сроки

Формы организации подготовки к народно - календарным праздникам

Содержание работы

Февраль

«Масленица»

1. Просмотр иллюстраций «Масленица», «Проводы Масленицы».

2.Беседа «История и традиции праздника «Масленица».

3. Подвижные игры.

4. Песни.

5. Выставка совместных работ детей и родителей (рисунки) «Масленица».

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Салки», «У медведя во бору» , Игра «Гуси-лебеди»

Разучивание песен совместно с музыкальным руководителем «Пирожки» Филипенко, «Заинька» Карасева

Март

«Вербная неделя»

1. Беседа о русских обычаях встречи весны.

2. Подвижные игры.

3. Песни.

5. Хороводы.

6. Развлечение «Ой, пришла Весна!»

7. Выставка совместных работ детей и родителей (аппликация из подручных материалов: цветные лоскутки ткани, крупа, вата и др.)

Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игра: «Угадай чей голосок», «Мыши и кот», «Дружочек»

Разучивание песен совместно с музыкальным руководителем: «Заинька» Карасева, прослушивание русской народной мелодии «Полянка».

Хоровод «Березка».

Предполагаемые результаты:

  • Вызвать интерес у детей к народным праздникам.
  • Приобретение детьми знаний о народных праздниках; желание детей и родителей принимать участие в проекте, в совместной творческой деятельности.
  • Приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов.
  • Выставка совместных работ детей и родителей (рисунки);
  • Выставка совместных работ детей и родителей (аппликация из разных материалов: цветные лоскутки ткани, крупа, вата и др.);
  •  Выставка совместных работ детей и родителей (поделки);

Масленица

Вот и подошла зима к концу. Пришло время встречать весну. Издавна наши бабушки и дедушки и их бабушки и дедушки отмечали праздник прощания с зимой – Масленицу. В народе ее называли «Широкая масленица». В эти дни устраивали народные гуляния, пляски, игрища. Давайте и мы с вами будем весну звать, да Масленицу встречать, а зиму провожать.

Солнце стало ярче светить.
Скоро зимушке не быть.
Будем с вами весну зазывать.
Масленицу народную отмечать.

 Русские люди пели, плясали под задорные прибаутки, частушки, водили хороводы. Шуты и скоморохи смешили всех до слёз. В уличных театрах и балаганах без конца шли представления. Прямо на улице устраивались маскарады.

Основные гуляния начинались с четверга и продолжались до воскресенья (в начале же масленичной недели народ готовил к празднику угощения). Молодёжь каталась на санях с горок, играла в горелки, жмурки и прочие зимние забавы, устраивались кулачные бои и соревнования по перетягиванию каната, перестрелка снежками. Пословицы (значение пословицы обязательно объясняется):

  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Не житьё, а Масленица.
  • Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.
  • Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
  • Блины и поцелуи счёта не любят.
  • Масленица — объедуха, деньги приберуха.
  • Масленица не на век даётся.

Масленичные попевки:

  • Вот приехала Масленица!
    Сударыня-боярыня Масленица!
    С сыром, маслом, и блином,
    И румяным пирогом!
  • Здравствуй, Масленица годовая,
    Наша гостьюшка дорогая!
    Приезжай на конях вороных,
    На саночках расписных,
    Чтобы слуги были молодые,
    Нам подарки везли дорогие,
    И блины, и калачи
    К нам в окошко мечи!

П Р И Л О Ж Е Н И Е

 

Анкета для родителей

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

 

1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?______________________

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?

______________________________________________________________________

3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

______________________________________________________________________

4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?

______________________________________________________________________

5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?

__________________________________________________________________

6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?

______________________________________________________________________

7.Употребляете  ли   Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?

______________________________________________________________________

 

8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект «Русский народный праздник – Боярыня масленица»

В материале представлен план реализации проекта, конспекты НОД, итоговая справка по проекту, картотека русских ародных игр, конспект итогового мероприятия....

Проект «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это очень важная часть человеческой культуры. У всех народов нашей планеты есть игры. Играют не только дети. Взрослые «играют» свадьбы, работают «играючи». Детёныш...

Проект "Русские народные праздники"

В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие  праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ п...

Проект «Русский народный праздник Масленица»

Цель проекта: расширить и углубить знания детей о значении и традициях празднования Масленицы.Задачи:Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощ...

Педагогический проект "Русские народные праздники в воспитании старших дошкольников"

В данном проекте описаны все 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Также приложены фотографии проделанной работы....

Проект: « Русские народные праздники: От осени до весны»

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздни...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...