Актуальный педагогический опыт "Использование квест-технологии для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кошлакова Наталья Сергеевна

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования квест-технологии для повышения уровня формирования у дошкольни ков культуры безопасного поведения на дороге.

Цель педагогического опыта вданном направлении заключается: в обеспечении положительной динамики по повышению уровня знаний безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста на основе использования квест-технологии во всех видах деятельности.

Задачи:

1 Воспитание личности, способной проявлять гуманные чувства: доброту, отзывчивость, сострадание, быть осторожными и осмотрительными.

2 Реализация работы для формирования у дошкольни ков культуры безопасного поведения на дороге с использованием квест-технологии: 

-взаимодействие в команде,

-развитие наглядно-схематического мышления, ориентировка в пространстве,

-формирование предпосылки для поисково-познавательной, творческой деятельности, интеллектуальной инициативы детей,

-применение полученных знаний в реальной ситуации, воспитание уважительного отношения к участникам дорожного движения .

3 Определение результата.

Актуальный  педагогический  опыт доказал  - использование квест-технологии совершенствует образовательную деятельность, делает ее интересной и результативной, обеспечивая положительную динамику в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_koshlakova.doc130.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кошлакова Наталья Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» п. Ивня Белгородской области

Использование квест–технологии  для формирования у дошкольников
культуры безопасного поведения на дороге

Автор опыта:

Кошлакова Наталья Сергеевна,

воспитатель

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

Центр развития ребёнка –

детский сад «Сказка»

п. Ивня Белгородской области

п. Ивня

2022г.

Содержание

Информация об опыте ………………………………………………….3

Технология описания опыта ……………………….…………...………8

Результативность опыта ……………………………...…………………14

Библиографический список. ……………………...……………………...16

Приложение к опыту ………………..…………………………………....17


РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Педагогический стаж автора опыта 30 лет, из них 22 года он работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» в должности воспитателя. За это время педагогом накоплен достаточно богатый  опыт работы, определённый стиль общения с детьми дошкольного возраста и их родителями. Воспитатель совершенствует свой педагогический опыт, внедряет в практику современные  технологии, нетрадиционные методы и формы работы с детьми.

Детский сад «Сказка» п. Ивня расположен в центре посёлка Ивня, что позволяет полноценно сотрудничать с районной детской библиотекой, с «Ивнянской СОШ №1», почтой, детской школой искусств, физкультурно-оздоровительным комплексом и  является благоприятным фоном социализации дошкольников. Группа, в которой работает педагог,  называется «Почемучки», списочный состав – 22 ребёнка, из них 10 девочек и 12 мальчиков. Большинство (более 90%) семей имеют свои личные  автомобили, на  которых и подвозят детей к детскому саду. На территории детского сада имеются три подъездных площадки со стоянками для автомобилей. Наблюдения показали, что зачастую дети не соблюдают элементарные правила поведения на стоянке во время выхода из автомобиля, во время передвижения по стоянке. Причины таких нарушений у детей автор объясняет отсутствием у родителей и  детей элементарных знаний и  навыков безопасного поведения, не осознанного отношения к своему здоровью.        Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении строится в соответствии с основной образовательной программой  МДОУ ЦРР - «Сказка» п. Ивня, разработанной на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, парциальных программ,  с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Приоритетная задача - сохранение здоровья ребёнка, обеспечение безопасности его жизни. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для осуществления всестороннего гармоничного развития каждого ребенка педагог использует дополнительную программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева).

Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и каждый участник дорожного движения должен осознавать меру своей ответственности: должен понимать, что его недисциплинированность на дороге является, по сути, покушением на жизнь и здоровье других людей. Формирование основ культуры безопасного поведения на дороге  необходимо начинать как можно раньше, ведь  знания, умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, остаются у ребенка на всю жизнь.

Педагог считает, что наиболее конструктивным решением проблемы является оказание помощи малышам в выработке собственных жизненных ориентиров, в формировании навыков безопасности, в осознании ответственности за свое здоровье в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы  с использованием квест - технологии.

Актуальность опыта

Вопрос безопасности дорожного движения является одним из самых важных и актуальных в настоящее время.

В Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» отмечено:  «Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети».

Опыт передвижения по улице у дошкольников не велик, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, они плохо ориентируются в пространстве,  нетерпеливы и подвижны и, как следствие, больше других подвергаются опасности на дорогах.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения,  безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.  Идеальный момент для формирования  навыков безопасного поведения на улице – дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.

В связи с учетом ФГОС ДО формирование основ безопасного поведения должно выражаться через самостоятельное принятие решений в ситуациях выбора, прогнозирования и возможных последствий. Очевидно, что сегодня использование только форм с традиционными методами не может привести к ожидаемому результату.

В настоящее время остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.  Динамично развивающейся инновационной технологией, используемой в образовании, является квест-технология, эффективностью которой, является ряд её особенностей: образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребёнка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка. Автором опыта было принято решение использования квест-технологии  для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге.

Отсюда возникает вопрос: как построить воспитательно-образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?

Образовательный процесс может быть организован  в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так  и коллективным.

По мнению многих педагогов-практиков «квест-технология»    способствует не только получению детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения, но и отработке навыков применения их на практике [8].

С целью выявления знаний  по ознакомлению дошкольников с ПДД, был проведён  анализ форм и методов работы с детьми.  Анализ показал, что 80% информации дети получали на организованных занятиях и лишь 20% - в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 70% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила, зачастую на глазах у детей.

Таким образом, предпосылкой возникновения данного опыта явилось противоречие между необходимостью повышения уровня знаний по правилам дорожного движения и отсутствие опыта по использованию квест-технологии в условиях дошкольной образовательной организации в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования квест-технологии  для повышения уровня формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге.

Длительность работы над опытом

Система работы по проблеме, описанная в опыте, складывалась в течение последних трех лет: с 2019 - 2022 год.

1 этап. Аналитико-диагностический (начальный этап)

сентябрь 2019г.-  декабрь 2019г.

2 этап. Формирующий

январь 2019- май 2022г.

3 этап. Аналитико-обобщающий (заключительный этап)

сентябрь 2022г - декабрь 2022г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам безопасности дорожного движения.

На формирующем этапе была проведена разработка, апробация и внедрение в педагогический процесс квест-технологии (квест-игры) для повышения уровня у детей дошкольного возраста знаний по безопасности дорожного движения.

На заключительном этапе была проанализирована результативность  использования квест-технологии для повышения уровня формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге, которая доказала успешность работы по теме опыта.

Диапазон опыта

В основе опыта положены идеи формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге с использованием квест-технологии. Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя:   «режимные моменты – непосредственная  образовательная деятельность, культурно–досуговая деятельность»,  направленной на повышение уровня знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения при использовании квест-технологии  (квест-игры).

Теоретическая база опыта

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

В работе над опытом автор опирался на педагогические взгляды современных педагогов-новаторов.  Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма  занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, JI. А. Кондрыкинская, Е. Ю. Протасова, Р. Б. Стеркина.  Согласны с выводами педагогов Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, представленными в парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Они утверждают, что в дошкольный период начинает складываться  опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде [1, 2, 3, 4, 5].

По утверждению этих педагогов опыт работы с дошкольниками показывает что, недостаточно только говорить о правилах и мерах безопасности, действовать путем прямых запретов. Необходимо включить самого ребенка в обсуждение и проигрывание ситуаций, опираясь на уже имеющиеся у него знания, подключать родителей и специалистов из разных областей. У современных детей преобладает желание  постоянно открывать что-то новое, «находить» нелёгкий выход из придуманных ситуаций. А в жизни  непосредственность, неумение мыслить наперёд  часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду» [12].

По мнению зарубежных  ученых (Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач [8].

Квест (в переводе с английского) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей [10].

До определённого времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века.

Квест -  это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определённые задачи  на основе компетентного выбора альтернативных  вариантов через реализацию определённого сюжета[10]

Суть квеста заключается в попытке систематизировать полученные знания по той или иной проблеме, что позволит сделать наглядными мыслительные процессы, а именно критическое мышление (мыслительный процесс от получения информации до принятия обдуманного решения). Участие в квестах позволит дошкольникам свободно и открыто думать по поводу любой заданной темы.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм, как в плане подготовки такой игры, так и в ходе её проведения. При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий.

Проанализировав,  разработанную Сокол И.Н. [11] обобщённую классификацию, и адаптировав ее к реалиям современного ДОУ, автор опыта пришёл к выводу, что возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста.

Применение квест-игры для повышения уровня знаний по безопасности дорожного движения позволяет сделать совместную деятельность с детьми  нетрадиционной, яркой, насыщенной,  приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приёмы и методы в обучении. И как результат -  повышение у детей дошкольного возраста знаний по безопасности дорожного движения; повышение интереса детей к изучению знаков и правил по ПДД; изменение отношения родителей к изучению правил безопасности дорожного движения воспитанниками.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в разработке  системы использования квест-технологии,  направленной на формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге,  способствующей профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся. Он  может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений, организующими работу по использованию квест-технологии   для  формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге,  в непосредственно-образовательной, культурно-досуговой  деятельности,  а также в режимных моментах в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного общего образования.

РАЗДЕЛ II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цель педагогического опыта в данном направлении заключается: в обеспечении положительной динамики по повышению уровня знаний безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста на основе использования квест-технологии во всех видах детской деятельности.

Для достижения планируемых результатов потребовалось решение следующих задач:

1. Воспитание личности, способной проявлять гуманные чувства: доброту, отзывчивость, сострадание, быть осторожными и осмотрительными.

2.Реализация работы для формирования у дошкольников культуры  безопасного поведения на дороге с использованием квест-технологии:

-взаимодействие в команде,

-развитие наглядно-схематического мышления, ориентировки в пространстве,

-формирование предпосылки для поисково-познавательной, творческой  деятельности, интеллектуальной инициативы детей,

-применение полученных знаний в реальной ситуации, воспитание уважительного отношения к участникам дорожного движения.

3. Определение результата.

Работа строилась с учётом общепедагогических принципов:

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

принцип научной обоснованности и практической применимости;

принцип необходимости и достаточности;

принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей;

 принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией,  индивидуальными особенностями восприятия;

принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;

принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности;

принцип педагогики сотрудничества.

принцип возрастной адресованности предполагает использование методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей.

принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.

Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге реализовали: через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок; на специально организованных занятиях по безопасности; в совместной деятельности взрослого с детьми; в развивающей среде группы (уголок «Светофорик», зона «Изодеятельность», настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры); в самостоятельной игровой деятельности детей.

Как показала практика, эти элементы квест-игры можно  использовать в НОД и других видах деятельности, как организационный или сюрпризный момент, что позволит детям подготовиться к мыслительной деятельности.

Со временем они стали занимать мало времени и педагог стал добавлять этапы и усложнять задания. Таким образом, получилась полноценная квест-игра, в которую дети могли играть не только во время организованной образовательной деятельности, но и на прогулке, используя различные формы, методы и средства: словесные приёмы, игровые, наглядные приемы, художественное слово, использование театра,  музыкального репертуара,  практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опирались на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:

Ребёнок - пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

Ребёнок - пассажир;

Изучали правила пользования маршрутным транспортом, знакомили с обязанностями пассажиров, наблюдали за правильными и не правильными действиями водителя и пассажиров (в процессе бесед, просмотров серии мультфильма «Смешарики» (Азбука безопасности, все серии), «Робокар Поли и правила дорожного движения», мультфильмы по ПДД «Школа светофорных наук», «Уроки тётушки совы» и тд.

Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики, самокат и т.д.).

В процессе  работы над опытом с 2019 года по 2022 год проводилось  диагностическое обследование дошкольников (Приложение №1).  С детьми средней группы,   педагог использовал элементы квест-игр (игра, состоящая из одного или двух заданий) во время организованной образовательной деятельности. В старшей и подготовительной группе занятия с применением квест-технологии  усложнялись, количество заданий увеличивалось. Для формирования прочных знаний безопасного поведения на дорогах проводилась работа согласно разработанному перспективному плану, который предусматривает комплекс самых разнообразных мероприятий по всем направлениям жизнедеятельности детей.

Воспитание грамотного участника дорожного движения – составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Как принимают в этом участие родители, мы выявили в результате анкетирования   «Осторожно - дорога!» (Приложение №2).

Квест-технология представляет собой систему поэтапного включения квест-игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала.

Автор опыта использовал эту технологию потому, что в каждой квест-игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя дошкольник осваивает дорожные знаки; узнает их названия и значение, запоминает цвет, форму; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Во время проведения викторины «Знатоки дорожных правил» детям  предоставлялась возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками (Приложение №3).   Интересной и эффективной формой работы стала организация квест-игр. В  театрализованном представлении по ПДД с детьми старшей группы  «В королевстве Феи дорожных знаков»,  с применением квест-технологии, закрепили ранее полученные знания по правилам дорожного движения средствами музыки и театрализованной деятельности; развивали внимание, речь, коммуникативные способности, умение ориентироваться в различных ситуациях; формировали представления дошкольников о правилах дорожного движения (Приложение №4).     Во время целевой экскурсии провели социальную акцию по правилам дорожного движения с детьми подготовительной группы «Правила соблюдать – беду миновать» с использованием квест-технологии.  Автор опыта, с детьми дошкольного возраста, проводил  разные квест-игры по сложности, и по тематике. Они зависели от возрастных особенностей детей, от полученной детьми информации по правилам дорожного движения и от времени, когда проходила эта игра: во время непосредственной образовательной деятельности (НОД «Посылка для инспектора ГИБДД»

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2023/01/18/konspekt-kvest-igry-po-pravilam)  или в режимных моментах (элементы квест).   Была организована и проведена  квест-игра на прогулке  «Поиски недостающего знака для оформления автогородка» (Приложение №5).

Игра – основной и  наиболее доступный для детей вид деятельности.  Игровой материал представлен дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Отыщи пропавший знак», «Разрезные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации»;   интеллектуальные игры: кроссворды, ребусы, лабиринты;  игры-рисунки: «Проехать по ровной (извилистой, узкой, широкой) дороге». Во время игровой деятельности старшие дети выполняли задания для достижения цели, составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовали иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций, содержимое лэпбука «Детям знать положено  - правила дорожные»,  карты. (Приложение №6).  Организация сюжетно-ролевых, театрализованных    игр  «Путешествие в страну правил дорожного движения»,  «Случай в автобусе», «В метро», «В поезде»  с применением игровых пособий  и наборов конструктора «Дорога», «Железная дорога»,  «Автопаркинг» (макет автопарковки с наборами машин, конструктора для строительства  элементов  парка культуры и отдыха), «Угадай и назови», мастерская «Веселый Светофорик» (https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2023/01/18/konspekt-kvest-igry-po-pravilam )

В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно использовали макеты: «Улицы посёлка». В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».

При формировании предметно-развивающей среды автор опыта учитывал, что это пространство, которое даёт детям возможность воображать, придумывать, творить, так как предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе.  Это: уголки безопасности; атрибуты для кукольного театра и для развлечений; атрибуты и макеты  для сюжетно-ролевых игр  «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция». А также наглядно-дидактический материал: настольно-печатные, дидактические игры;  плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации; разрезные картинки; тематические альбомы; подборка художественной литературы, книг-раскрасок: «Я на улице», Н.И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г.Шалаева «Величайшие изобретения!», П.Синявский «Жили-были автомобили», Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки», сборник сказок, придуманными  родителями и детьми.

Для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге посредством использования квест–технологий  были задействованы:

игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);

модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);

схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;

разрезные картинки, кубики, мозаики;

настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

внедряли в практику  флеш-мобы, челленджи по ПДД

   https://vk.com/public216923871?w=wall-216923871_44

разработанные методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей по теме  педагогического опыта.

игровое пособия, сделанные своими руками  «Автопаркинг», «Угадай и назови дорожный знак» (по типу «Поле чудес»).

Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

В старшей группе в усложненные задания добавились макеты и разметка «Автогородок» на территории игровой площадки.  Например, дети  самостоятельно расставляли дорожные знаки, или продумывали безопасный путь движения от одного пункта к другому. То есть дошкольники могли уже полученные знания применить на практике, но пока в форме игры.

У детей подготовительной к школе группе появилось желание создать самостоятельно квест-игру. Для этого автор опыта помог детям, определить план создания квест-игры: выбор темы, цели, постановка заданий, выбор персонажей, деление на команды, группы. Во время самостоятельной деятельности детей  с использованием квест-технологии (длительность от 10 до 30 минут) автор опыта мог проследить, как дети дошкольного возраста применяют самостоятельно полученные знания на практике, а значит, смогут  адаптироваться в любой ситуации на дороге.

Организация работы с родителями.

Безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только детям, но и их родителям таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. С этой целью:

-в уголке для родителей были размещены материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы);

-разработаны материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

-оформлен тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;

-проведены родительские собрания совместно с детьми с использованием квест-технологии,  показом фрагментов занятий по ПДД, квест-игры, развлечения, викторины,  беседы, консультации с участием инспекторов ГИБДД;

-родители стали участниками в проектной деятельности по изготовлению семейных видео роликов, по обмену семейным опытом на тему обучения правилам безопасного поведения на дороге. В образовательной деятельности совместно с родителями реализовали следующие проекты: «Машины такие разные», «Мы-пешеходы», в которые включали игры, проблемные ситуации, где дети делились своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться в дорожном движении. В квест–игре «В стране неправильных знаков», родители совместно с детьми шаг за шагом проходили этапы игры и выполняли задания. В результате реализации проектной деятельности,  квест-игр с помощью родителей созданы образовательные продукты, которые внесены в развивающую предметно-пространственную среду групп и помогают организовать самостоятельную деятельность дошкольников по безопасности дорожного движения. Одним,  из которых является  -  лэпбук «Детям знать положено правила дорожные».

Работа с педагогами

С целью распространения опыта работы в детском саду автор выступил на педагогическом совете с консультацией «Правила дорожного движения для дошкольников», на методическом объединении выступил  с сообщением «Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников». Автор опыта предложил коллегам план методического сопровождения включения квест-игр в образовательный процесс (Приложение №7).

РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

На заключительном этапе работы над опытом, педагогом была проведена диагностика, проанализирована результативность работы по   использованию квест-технологии для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге, которая  и доказала успешность работы по теме опыта.

Был использован диагностический инструментарий, разработанный на основе комплекса методик: «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т.И.Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации) А.Д. Добрушина, в котором оценивались степень самостоятельности ребенка при ответе, полнота ответа и его точность.

Педагогический мониторинг проводился в форме беседы индивидуально с каждым ребенком, и, по мере успешности ответов на задания, автор определял уровень сформированности у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге.

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки по формированию у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге. Цель диагностики в конце года: определить уровень сформированности культуры безопасного поведения на дороге,  знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье.

В результате проделанной работы в рамках формирующего этапа у детей повысились знания по правилам дорожного движения: дошкольники знают основные правила дорожного движения, умеют ориентироваться в дорожных ситуациях, знают и называют основные дорожные знаки, с интересом воспринимают информацию о безопасности, осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.  Произошло закрепление умения применения знаний безопасного поведения на дорогах во время квест-игр. Основной этап работы продемонстрировал, что использование квест-технологии в процессе формирования знаний по правилам безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста,  позволяет успешно выполнить поставленные задачи.

Сравнительный анализ результатов диагностики знаний по безопасности дорожного движения  у детей дошкольного возраста

Уровни

развития

Учебный год

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Высокий

12%

21%

76%

Средний

41%

45%

20%

Низкий

47%

34%

4%

В ходе проведённой диагностики  с 2019 года по 2022 год прослеживалась положительная динамика повышения знаний у воспитанников по безопасности дорожного движения. И,  как следствие -  повышение уровня культуры  безопасного поведения на дороге. О чём свидетельствуют полученные результаты. Дошкольники с удовольствием принимали участие в квест-играх по правилам дорожного движения и как результат организовывали их самостоятельно.

Изменение в отношении родителей к проблеме соблюдения правил дорожного движения доказало анкетирование – 96% родителей стали уделять  внимание важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома и сами перестали нарушать эти правила.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование квест - технологии совершенствует образовательную деятельность, делают её интересной и результативной, обеспечивая положительную динамику в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге.

  Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.   Перспективность данного опыта состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями на улицах поселка и города.  Именно поэтому немаловажное значение имеет  создание условий в дошкольном образовательном учреждении, в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. . М.: Просвещение, 2007. -Основы безопасности детей дошкольного возраста.

Авдеева  Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. . М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. - Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. – М.: Карапуз, 1999. – 48с. - Безопасность на улице: Программно-методическое пособие

Авдеева  Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Белая К.Ю., , Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.  и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. - Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада.

Горская А.В., Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие – СПб: «Детство – Пресс», 2008 г. – 178с.

Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова. – СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 61 с.

8.   Дубцова Г.М. Применение квест-технологии в образовательном     процессе ДОУ. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/primienieniie-kviest-tiekhnologhii-v-obrazovatiel.html

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

10.  Словари ABBYY Lingvo (En-Ru)

11. Сокол, И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. 2014. Вып.   N6 (09). С. 138-140.

12.   Федяевская, В.М. За безопасность детей на улице. М: Изд. Института Санитарного Просвещения, 1952


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

Опыт работы «Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге посредством социально-значимых акций»

Современный человек живет в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами ...

Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.

В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...

Мастер - класс «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»

Данный мастер - класс  разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов и  в создании условий для отработки практических навыков посредством игр и упражнений с кинет...

Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дорогах через ознакомления с ПДД

С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.        ...

Использование интерактивных игр, как средство формирования у дошкольников компетенций безопасного поведения на дорогах

Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?". Поскольку одной из наших главных задач является сох...