Акция как интерактивная форма взаимодействия ДОУ и социума в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге
статья по теме
Представлены рекомендации по проведению акции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsiya_kak_interaktivnaya_forma_vzaimodeystviya_dou_i_sotsiuma.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Акция как интерактивная форма взаимодействия ДОУ и социума
в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения
на дороге
Шаповалова Татьяна Ивановна, старший воспитатель
Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья.
Актуальность поиска путей обеспечения безопасности дошкольников связана, с одной стороны, появлением новых источников опасности, накоплением эмпирических знаний, обогащением культуры, с другой – с тенденциями, характерными для развития детского сообщества.
Современные представления о сущности культуры безопасности и подходах к ее формированию, принципы дошкольного образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, задачи системы образования в целом ориентированы на воспитание мотивации к безопасности и формирование компетенций безопасного поведения в окружающей обстановке, воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций и умение не только ориентироваться в новой нестандартной для ребёнка дорожной ситуации, но и принимать решения, применять ранее полученные знания в тех или иных жизненных ситуациях.
Становится очевидным, что традиционные методы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, в основном направлены на взаимодействие педагога и ребенка, а процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), социума.
Исходя из данного положения, наше дошкольное образовательное учреждение активно включает в образовательную деятельность такую форму взаимодействия с родителями, социумом как социальная акция.
Акция – социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, цель которой – привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, распространение информации среди разных групп населения, содействие формированию общественного сознания.
Подготовка и проведение социальных акций имеет свои особенности и осуществляется поэтапно:
I этап: подготовительный - организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.
II этап: основной - реализация сценария социальной акции.
III этап: аналитический - подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
Деятельность коллектива образовательного учреждения была направлена на подготовку и проведение совместных социальных акций воспитанниками старшего дошкольного возраста, целевой аудиторией которых были дети младшего дошкольного возраста, обучающиеся начальной школы, родители, общественность. Акции приурочивались к социальным событиям, а также были связаны с необходимостью привлечения внимания в определённое время к некоторым проблемам безопасности на дороге: операция «Каникулы», месячник безопасности «Внимание - дети!», конкурс «Светомания – семейная игра», акции по безопасности дорожного движения «Зебрята».
На подготовительном этапе был разработан цикл совместных тематических занятий, направленных на повышение родительской компетентности в формировании культуры безопасного поведения детей на дороге: «Микрорайон, где я живу», «Мой двор», «Знакомимся с транспортом», «Опасный переход». Для родителей подготовлены памятки, буклеты «Правила дорожные нужно знать и выполнять», «Правила поведения пешехода», «Автомобильное кресло детям» и др. Совместно с педагогом – психологом разработаны и проведены игровые тренинги.
Родители являлись активными участники конкурсов «Светомания – семейная игра», областного конкурса онлайн – рисунков (демотиваторов) «Правила дорожного движения», конкурса плакатов «За безопасность дорожного движения всей семьей», фотоколлажа «Засветись на дороге», районной акции «Зебрята», праздников, развлечений на дорожную тематику, подготовленных совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по Белгородскому району, обучающимися начальных классов МОУ СОШ №2
п. Разумное, филиалом – библиотекой №37 п. Разумное.
Во всех группах оформлены «Центры безопасности», подготовлен консультативный материал для родителей, наглядная агитация, буклеты, листовки, памятки. Педагоги активно использовали разнообразные формы предоставления информации: стенды, буклеты, фотоальбомы, памятки, ширмы, выставки совместных работ по дорожной тематике, конкурсы рисунков (демотиваторов).
На методической страничке сайта учреждения размещены памятки, рекомендации для родителей, буклеты. Разработан паспорт дорожной безопасности с указанием безопасных маршрутов движения в детский сад.
Проводимые на данном этапе мероприятия систематизировали имеющиеся у детей знания о правилах безопасного поведения на дороге внутри детского сада и подготовили их к участию в совместных мероприятиях по повышению уровня культуры безопасного поведения в социуме.
На втором этапе осуществлялась непосредственная подготовка к проведению акций. Основными участниками акций являлись воспитанники старшего дошкольного возраста.
Акция «Притормози» была проведена с целью закрепления у детей знаний о правилах дорожного движения, умения правильно пользоваться нерегулируемым пешеходным переходом. В рамках подготовки акции была организована экскурсия к нерегулируемому пешеходному переходу, где дети познакомились с тротуаром, проезжей частью, наземным переходом. В рамках организации образовательной деятельности дети просмотрели видеоролик «Будь внимателен на дороге», приняли участие в конкурсной программе «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога». В творческой мастерской совместно с обучающимися начальной школы изготовили памятки –открытки «Три сигнала светофора». По итогам акции был оформлен фотоколлаж «Мы за безопасное движение».
Акция – фестиваль «Дорожный марафон» подготовлена и проведена совместно с воспитанниками детского сада №28 п. Разумное.
Цель акции: повышение безопасности участников дорожного движения, создание стереотипа законопослушного поведения на дороге. Акция фестиваль проводилась поэтапно: I этап - игра – викторина «В стране дорожных наук» в которой воспитанники подготовительных к школе групп показали свои теоретические знания по правилам дорожного движения в конкурсах: «Вопрос - ответ», «Отгадай загадку», «Собери знак», «Конкурс капитанов». Во второй части дети закрепили свои знания в эстафете «Фигурное вождение». II этап – конкурс рисунков (демотиваторов) «Правила поведения на дороге», III этап – презентация слоганов по правилам дорожного движения.
Акция «Светомания – семейная игра» была посвящена использованию светоотражающих элементов на одежде детей. Перед началом акции в дошкольном образовательном учреждении проведен семейный конкурс «Засветись на дороге», в рамках которого воспитанники представляли модифицированную детскую одежду со светоотражающими элементами. При подготовке к акции педагогами ДОУ для родителей подготовлены рекомендации «Как правильно использовать светоотражающие элементы», мастер – класс по изготовлению светоотражающих элементов. Модифицированная детская одежда была представлена на родительском собрании.
Акция «Зебрята» была направлена на привлечение внимания общественности и родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. При подготовке к акции проведены конкурсы: детских рисунков «Я и дорога», детских поделок «Безопасный надземный переход». Воспитанники совместно с родителями готовили костюмы в рамках конкурсного мероприятия «Зебруша – пешеход». Презентация костюмов была представлена на празднике, посвященном Дню знаний.
Акция «Безопасным дорогам скажем – ДА!», цель которой обратить внимание жителей п. Разумное на ответственное соблюдение правил дорожного движения в преддверии Новогодних каникул, необходимость применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств в автомобилях при перевозке детей. Акция проведена совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по Белгородскому району. В ходе данной акции родителям были предложены памятки - рекомендации о том, как правильно выбрать автокресло для ребёнка. Каждому водителю был вручён буклет «Автомобильное кресло - детям», а также зеленый шар – как символ жизни.
Таким образом, необходимо отметить, что данные акции способствовали не только активизации разных форм детской деятельности, но и позволили осуществить интеграцию работы с детьми и родителями, социумом, организовать эффективную пропаганду соблюдения правил дорожного движения среди данной категории усилиями детей. Акции активно освещались в средствах массовой информации, в новостной ленте на сайте ДОУ.
По итогам проведенных акций отмечена положительная реакция со стороны родителей, представителей социума в пропаганде правил безопасного поведения на дороге.
Список литературы:
1. Авдеева И.И., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Основы безопасности детей дошкольного возраста.- М.:«Просвещение», 2007.
2. Александрова Г.С., Холодова И.А., Кобзева Т.Г., Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.-219 с.
3. Данилова Т.И. Программа «Светофор».Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.- СПб.:«Детство-Пресс»,2009.- 208с
4. Козловская Е.А. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №6.
5. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией// Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5/под ред. Л.Л. Тимофеевой.-М.: Педагогическое общество России. 2013. 104 с.
6. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И.Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Детский сад: теория и практика.2013. №10.с. 78-94.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".
Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...
Фотоотчет о проведении мастер-класса с педагогами ДОО «Партнерское взаимодействие с родителями при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дороге».
Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов16.02.2017 года на педагогическом совете ДОО я представила мастер-класс для педагогов по теме: «Партнерское взаимодействие с родителями при форм...
Опыт работы «Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге посредством социально-значимых акций»
Современный человек живет в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами ...
Актуальный педагогический опыт "Использование квест-технологии для формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге"
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования квест-технологии для повышения уровня формирования у дошкольни ков культуры безопасного поведения на дороге.Цель педагог...
Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дорогах через ознакомления с ПДД
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте. ...
Использование интерактивных игр, как средство формирования у дошкольников компетенций безопасного поведения на дорогах
Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?". Поскольку одной из наших главных задач является сох...
Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников...