Конспект "Веточка вербы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Караева Ирина Михайловна

Цель: способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы ; познакомить с традициями и обрядами ,происходящими на  Вербное воскресенье.                                                                                                                              

Задачи:

1.Расширять представления о празднике Вербное воскресенье.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Закреплять умение создавать веточки вербы.

4.Воспитывать желание быть продолжателями традиций и обычаев.

5.Повышать духовно-нравственный уровень детей.

Тип образовательной деятельности: интегрированная                                                                                                      

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»,  «Социализация», «Чтение», «Труд».                                                                                                                              

Методы и приемы : словесные (объяснение, художественное слово),игровые(сюрпризный момент ,русская народная игра),наглядные(показ слайдов ,рассматривание иллюстраций) практический(изготовление веточек вербы)

Предварительная работа: разъяснение труднодоступных слов ,которые встретятся на занятии - Иисус Христос, Иерусалим, Божий храм, исцелять, христиане, Светлое Христово воскресенье

Материально-техническое оснащение:

Слайды о вербе, иллюстрации о весне; образцы веточек вербы, салфетки коричневого и белого (желтого) цвета, кусочки ваты, полоски двойного скотча , шпажки для шашлыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Веточка вербы" 16.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Веточка вербы»

Цель: способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы ; познакомить с традициями и обрядами ,происходящими на  Вербное воскресенье.                                                                                                                              

Задачи:

1.Расширять представления о празднике Вербное воскресенье.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Закреплять умение создавать веточки вербы.

4.Воспитывать желание быть продолжателями традиций и обычаев.

5.Повышать духовно-нравственный уровень детей.

Тип образовательной деятельности: интегрированная                                                                                                      

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»,  «Социализация», «Чтение», «Труд».                                                                                                                              

Методы и приемы : словесные (объяснение, художественное слово),игровые(сюрпризный момент ,русская народная игра),наглядные(показ слайдов ,рассматривание иллюстраций) практический(изготовление веточек вербы)

Предварительная работа: разъяснение труднодоступных слов ,которые встретятся на занятии - Иисус Христос, Иерусалим, Божий храм, исцелять, христиане, Светлое Христово воскресенье

Материально-техническое оснащение:

Слайды о вербе, иллюстрации о весне; образцы веточек вербы, салфетки коричневого и белого (желтого) цвета, кусочки ваты, полоски двойного скотча , шпажки для шашлыков.

Ход занятия:  

Групповая комната украшена иллюстрациями о весне, на окнах и в вазах стоят веточки вербы.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель обводит жестом комнату и обращается к детям:

Ребята, мне кажется, в нашей группе кто-то побывал.

Что за гостья сюда приходила,

И что в группе она изменила.

Внимательно смотрите

Приметы гостьи вы найдите.

Вы догадались, какая гостья побывала в вашей группе?

(В это время идет видеоролик, где воспитатель в костюме «Весны» развешивает в группе иллюстрации о весне и ставит в вазы веточки вербы )

Дети: Весна.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Наша  Земля прекрасна во все времена года и каждое время года прекрасно по- своему. Но есть в природе время года , когда природа пробуждается от зимнего сна и вся оживает ожиданием тепла и солнца- это весна. Какое нежное и ласковое слово «Весна!». Ребята, давайте придумаем красивые слова для весны. Весна какая?

Дети: Радостная, звонкая, солнечная , зеленая.

Воспитатель : К нам весна шагает

                        Быстрыми шагами,

                        И сугробы тают

                        Под ее ногами.

                        Черные проталины,

                        На полях видны

                        Верно , очень теплые

                        Ноги у весны.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации о весне, развешанные в  комнате и задает вопросы по ним:

1.Какие ощущения вызывают картинки?

2.Какие цветовые гаммы использованы на картинках?

3.А вам, ребята , приходилось в жизни видеть такие картины ?

                         Весна еще не сшила

                         Лесам , лугам рубашки.

                         Лишь верба распустила

                         Кудрявые барашки.

                         Барашки золотые

                         Бегут по тонким веткам-

                         Веселые, живые,

                         Как маленькие детки.    

 Воспитатель: В марте появляются на вербе почки , пухлые ,закрытые коричневыми колпачками .Потом верба колпачки сбрасывает, и ее сережки становятся сначала серыми, а потом желтыми.

(Показ слайда)

Ребята, а какие праздники отмечают весной?

Дети:8 Марта, день смеха, день космонавтики, Пасха.

Воспитатель : Вот как много праздников вы вспомнили. А еще есть праздник - Вербное воскресенье .Его справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим . В один из весенних дней Иисус Христос со своими учениками пришел к священному городу Иерусалиму. Его радостно встречали люди и бросали под ноги пальмовые ветви. Так в те времена встречали героев и победителей . Ведь Иисус Христос воскресил Лазаря, то есть победил смерть!

У нас в России пальмы не растут, а самой первой из деревьев распускается верба, поэтому и несут люди в храмы букетики вербы ,чтобы выразить свою радость. Вербу освящают ,а потом хранят целый год. Считается ,что она имеет силу исцелять и оберегать людей. В этот праздник освященными веточками вербы мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей ,чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:

Верба , верба, верба хлест,

Верба хлест  - бьет до слез.

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест - бьет до слез.

Воспитатель: Любил народ в старину этот праздник , любит и сейчас. На Вербное воскресенье устраивались веселые игры . А вы хотели бы поиграть в русскую народную игру «Верба- вербочка »?

Дети: Да!

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие  встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Дети водят хоровод и поют:

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти , верба , во ржи,

Расти , верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо не вьет.

Канарейка-Машенька,

Соловейка - Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня,- скажет,- милый мой»

Воспитатель: А сейчас я вам , ребята , предлагаю сделать веточки вербы своими руками.

Для этого мы из ваты и салфеток сделаем почки ( примерно 5 почек понадобится для одной веточки). Затем на шпажке закрепляем первую почку с помощью ленты из коричневой салфетки , шириной 1 сантиметр ,и начнем накручивать полоску на ствол, не забывая закладывать почки. На конце веточки ленту зафиксируем с помощью двойного скотча. Веточка готова.

По окончании веточки ставятся в вазочки.

Воспитатель: И как весть весны пришедшей

                       Под дыханьем теплоты,

                       Расцвели и распустились

                       Вербы желтые цветы.

Итог:

1. Что нового узнали?

2.Кому могли бы рассказать о празднике Вербное воскресенье?

3.Хотели бы вы еще поиграть в русские народные игры?

4.О каких православных праздниках хотели бы еще узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ИЗО в старшей группе на тему "Уж верба вся пушистая"

: Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет. Продолжать...

Познавательное занятие "Уж верба вся душистая"

Знакомство с пасхальными весенними праздниками....

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "Уж верба вся пушистая".

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим....

Мастерская по изготовлению веточки вербы «В воскресенье Вербное…»

Конспект по изготовлению веточки вербы  «В воскресенье Вербное…» в старшей группе...

Праздник "Верба- вербочка"

Расширять знания о фолклоре, о народных традициях, закличках....

Рисование «Веточка вербы весной» Цель: участвовать в совместном с воспитателем творчестве, рисовать пушистые почки вербы.

В процессе занятия дети участвуют в  обследовании веточек вербы, поясняют  словами,что они видят. Учатся бозначать форму почек ( вытянутые, овальные и круглые),  определять цвет (белые ...