План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»
материал

Шатрова Мария Владимировна

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей  посредством внедрения инновационной технологии «говорящая стена»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  № 15» г. Шарья

План работы по самообразованию

 на 2023-2024 учебный год

по теме:

«Использование инновационной технологии ковролинография – 

«говорящая стена» 

для речевой активности детей»

 

Шатрова Мария Владимировна

Воспитатель группы раннего возраста

2023 год

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей  посредством внедрения инновационной технологии «говорящая стена»

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

 Применить полученные знания на практике.

Расширить современную предметно - пространственную среду в группе.

Подготовить (провести) консультации для родителей.

Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с педагогами, с родителями, систему работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

 У меня  после проделанной работы повысятся основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

Создам развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме самообразования.

Организую психологически комфортную образовательную среду для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

У детей сформируются:

интерес к деятельности с ковролинографом – «говорящей стеной»; - речевая активность и речевая творческая самостоятельностью.

заинтересованность слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, сопровождая рассказ показом на ковролинографе  «говорящей стене»;

 с помощью взрослого, использовать фигурки театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

Актуальность: Речевому развитию детей  придается особое значение. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В настоящее время в условиях современного детского сада методика воспитания переживает сложный период. Все эти обстоятельства побуждают современного педагога к выбору новых, интересных методик и ставит цели и задачи, решая которые, в первую очередь даёт возможность детям проживать все периоды дошкольного детства интересно и полезно. Исследование инновационных средств и форм работы с детьми – этот факт не только закономерный, но и необходимый. В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Одним из таких средств обучения в настоящее время является многофункциональный  ковролинограф  – «говорящая стена».

 Ковролинограф – «говорящая стена» обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от фланелеграфа, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, усовершенствуемыми техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, новые элементы ковролинографа – «говорящая стена», обеспечивают разнообразие и наглядность на занятиях. Немаловажным является теория о том, что, ковролинограф – «говорящая стена» позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Ковролинограф – «говорящая стена» - универсальное средство речевого и познавательного развития и естественно обогащения словарного запаса детей.

Ковролинограф – «говорящая стена» - представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ, которые хотела бы отметить:

-Современные материалы (ковролин и липучка) и др.

- Прочность прикрепления - эти материалы имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

- Разнообразие используемого материала. В ковролинографии особое место занимают различные материалы: мягкие, гладкие, шероховатые и другие для развития осязания ребенка, понимания различий и употребления в речи слов с осознанным содержанием: например: мягкая трава, гладкая дорожка и др.

Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает занятие с ребенком, имеющего нарушение речи, в дошкольном учреждении более продуктивным.

В тоже время, комплекс игр на ковролинографе – «говорящая стена» дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию речи детей всех возрастов.

 

Перспективный план работы

Сроки

Мероприятие

Цель

участники

1

сентябрь

«Консультация Ковролинограф в работе с детьми»

Изучение темы, подбор литературы.

Воспитатель, родители

 2

октябрь

Дидактическая игра «Чьи детки»

Упражнять в правильном звукопроизношении

Воспитатель и дети

3

октябрь

Дидактическая игра «Заюшкин урожай» 

Формировать представления об овощах.

Воспитатель, родители и дети

4

ноябрь

Дидактическая  игра «Волшебное дерево» 

Дать детям целостное представление о предмете (форма, цвет, величина),  а также формировать представления о временах года

Воспитатель, родители, дети

5

ноябрь

Дидактическая игра «Собери яблочки (листочки)». (игра проводится с пособием «Волшебное дерево»)

Повторить признаки разных времен года, дать понятие «один – много»

Воспитатель, родители и дети

 

6

декабрь

Дидактическая  игра «Дикие животные»

Учить детей называть диких животных; развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Воспитатель родители и дети

7

декабрь

Дидактическая игра «Кто что ест»

.

Формировать знания детей о  животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память.

Воспитатель, дети.

8

январь

Дидактическая игра «Где дикие, где домашние?

Формировать знания детей о диких и домашних животных. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

Воспитатель родители и дети

9

январь

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Развивать умение узнавать  называть те или иные предметы.

Воспитатель родители и дети

10

Февраль

Дидактическая игра. «Кто в домике живет?» 

Формировать знания детей об окружающем мире (животные). Развивать умение  употреблять  в речи  грамматическую  форму предложного падежа с предлогом «в».

Воспитатель и дети

11

февраль

Театр «Репка»

Развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Воспитатель и дети

 

12

март

Консультация для педагогов на тему: «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Воспитатель, педагоги

13

март

Игра «Подбери цветочек».( игра проводится с пособием «Сказочный домик»)

Закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику рук.

Воспитатель и дети

14

апрель

Д. игра. «Лучики для солнышка» 

Формировать представление детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Воспитатель, родители и дети

 

15

апрель

Театр «Теремок»

развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Воспитатель, родители и дети

16

май

Д. игра. «Чего не стало?»

упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Воспитатель, дети.

17

Май

Д. игра. «Профессии»

 

упражнять детей в назывании и различии профессий. Развивать  умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями

Воспитатель, дети

18

Презентация

«Использование ковролинографа в работе с детьми».

Воспитатели, педагоги.

Список литературы.

- Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.

- Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - М.: ТЦ Сфера, 2015

Речь и речевое общение детей/ Арушанова А. Г.. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика Синтез, 1999 /

- Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf

- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. М.: Г- Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы. М.: Гном- пресс,2000 11.

- Шорыгина Т. А. Птицы, какие они? Путешествие в мир природы. М.: Гном- пресс,2002

ном- пресс,19

месяц

с обучающими

с педагогами

с родителями

метод.продукт

октябрь

Обучение

пальчиковому

рисованию

Консультация на

тему:

«Нетрадиционные

техники рисования

в раннем

возрасте».

Анкетирование  родителей «Развитие творческих способностей у детей»

методическая разработка консультации для педагогов

ноябрь

Обучение

пальчиковому

рисованию

Создание картотеки «Нетрадиционные техники рисования»

Консультация на

собрании

«Рисование

нетрадиционным

способом».

Картотека «Нетрадиционные техники рисования»

декабрь

Обучение

рисованию

ладошками.

Мастер-класс

 «Знакомство с

нетрадиционной

техникой

рисования»

Мастер-класс

 «Нетрадиционные техники рисования»

методическая разработка мастер-классов

январь

Обучение

рисованию

ладошками.

Оформление буклетов для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования»

Консультация на

собрании

«Рисование

нетрадиционным

способом».

Буклеты «Нетрадиционные техники рисования»

февраль

Обучение рисованию ватной  палочкой

Консультация «Рисование без кисточки»

Индивидуальное консультирование родителей  

методическая разработка консультации для педагогов

март

Обучение рисованию методом тычка

Индивидуальное консультирование педагогов

Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.

методическая разработка консультации для родителей

апрель

Обучение рисование методом пластилинографии

Папка передвижка

«Увлекательное

рисование»

Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.

Папка-передвижка

май

Обучение рисование методом пластилинографии

Презентация

«Нетрадиционные

техники рисования».

Советы родителям

«Как оформить

уголок для

рисования детям в

домашних условиях».

Анализ работы по теме самообразования, выставка детских работ

Литература:

 О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.

 Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь –СПб: ИЧП «Хардфорд»

    А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»»

    Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

            Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.

  И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

 А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов - М. : "Астрель",2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...

Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...