Подготовка детей к обучению к школе
статья

Диасамидзе Любовь Викторовна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка дошкольников к обучению в школе»

    Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.

    Готовить детей к школе мы начинаем с трехлетнего возраста. Занимаемся развитием сенсорики и мелкой моторики.

     Для детей все игры расставляем на полках. Каждая игра в одном экземпляре. Дети самостоятельно выбирают игру и играют вместе с воспитателем, а затем всё аккуратно ставят на полку.

    В работе используем пальчиковые игры. Ведь давно доказано, что между речевой и двигательной функцией  руки существует тесная взаимосвязь. Чем выше развита двигательная и координационная активность руки, тем лучше развивается речь и меньше трудностей ребёнок будет испытывать в период обучения письму.

    В физкультурном зале дети играют в подвижные игры, ходят по ребристой доске, перешагивают через верёвочку, прыгают из обруча в обруч, играют с мячами и т. д.

    Детей младшей группы учим устанавливать причинно – следственные связи: видеть взаимосвязь погоды и одежды, зависимость от погоды снега зимой, песка летом.

    Наблюдения в природе активизируют любознательность ребёнка, воздействуют на его органы чувств, развивают его сенсорику, рождают чувство прекрасного.

    Незаменимое средство формирования духовного мира ребёнка – искусство. Занятия по ознакомлению с ним немыслимы без создания особой эмоциональной увлечённости. Она достигается с помощью живого слова воспитателя, музыки, игровых ситуаций. Весь арсенал средств направлен на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.

    На таких занятиях дети могут организовать свою деятельность по собственному желанию (работать стоя, сидя, как им удобно), свободно перемещаться, подойти к товарищу, спросить совета. Воспитатели постоянно побуждают детей к речевому общению.

    В средней группе с детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых дети подбирают слова со звуком в начале слова, в середине и в конце, также учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например: «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.

    Умение детей читать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учёбу в школе. Родители рано начинают прививать детям знания, подчас не задумываясь, смогут ли дети их осмысливать.

   Основная работа по подготовке к школе, исходя из нашего опыта, должна сводиться к развитию у детей когнитивных и креативных  способностей. И здесь нам помогают занятия по замыслу. Причём мы стараемся не предлагать детям очень сложные композиции, так как они могут вызвать у них страх – и не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием. Задания должны быть по силам детям, а для этого нужно формировать у них вкус, эстетическое чутьё.

    Мы никогда не упрекаем детей за неправильность рисунка, выполненного по замыслу. Главное, пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют. Главное, чтобы это было смело, активно.

   Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

    Мы обязательно чередуем все интеллектуальные занятия с плавание в бассейне, занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Очень внимательно отслеживаем  время проведения занятий, качество и количество часов, проведённых на воздухе, следим за выполнением режима дня.

   При перегрузке ребёнка переступается порог его умственной работоспособности, что наносит колоссальный вред его здоровью. Переутомлённый ребёнок становится невнимательным, ухудшается его память.

   Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка. Если он чувствует, что может усвоить знания, он начинает этого хотеть, следовательно, проявит интерес ко всем учебным занятиям. Никогда занятия «из-под палки» не будут продуктивными.  

    Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду педагоги заботятся о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.

В нашем ДОУ мы решаем задачи физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья детей, закаливание, гармоничное физическое развитие, формирование разнообразных движений и развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, ловкости), воспитание выдержки, организованности, дисциплинированности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребёнка. Задачи физического воспитания решаются нами через обязательное проведение утренней гимнастики, ритмической гимнастики. На физкультурных занятиях обучаем различным движениям, развиваем крупную моторику, синхронность выполнения, предъявляем большие требования к организованности детей. Но ничем нельзя заменить основной вид деятельности детей – подвижную игру. Она занимает ведущее место в физическом становлении ребёнка. Дети играют утром на улице, днём в спортивном и музыкальном залах, и вечером на прогулке. К старшему дошкольному возрасту дети уже умеют самостоятельно организовать игру, распределить роли и очень чётко отследить нарушения в соблюдении правил.

   Огромное значение имеет умственное воспитание. Ребёнку, поступающему в 1 класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, людях, их труде, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», т.е. моральных нормах поведения. Он должен уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, а также хорошо ориентироваться в пространстве и времени. Для этого у нас оборудованы: экологическая группа, зимний сад, экспериментальная группа, кабинет по ОБЖ.

     К 6 годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой, последовательной.

    У ребёнка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.

На занятиях воспитатели создают у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщают им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.  

     Наши дети к старшему дошкольному возрасту способны сами регулировать своё поведение как по требованию взрослых, так и благодаря имеющемуся у них жизненному опыту. Потребность в общении приобретает устойчивый характер. Крепнет привязанность ребёнка к своей группе, желание помочь товарищам, позаботиться о младших. Более осознанной становится любовь к родителям, привязанность к воспитателю.

    Особое внимание мы уделяем формированию у ребёнка качеств личности, ответственности, самостоятельности – всего того, что необходимо ему для успешного обучения в школе.

    Большое внимание мы уделяем духовно-нравственному воспитанию детей. Начиная с младшей группы воспитатели проводят занятия, на которых беседуют с детьми о добре и зле, о любви к Родине, о дружбе, о народных традициях. В этнографическом музее собраны предметы старины, которые служат основой для подготовки к занятиям, играм, досугам, праздникам.

    Задачи эстетического воспитания в нашем саду разнообразны. Это прежде всего формирование у детей эстетической культуры, духовности, представлений о мире искусства, развитие художественного творчества, воспитание эстетических чувств и отношений. Особое внимание уделяется проведению комплексных занятий. Так, дети на музыкальном занятии исполняют песню, разучивают стихотворение, рассматривают скульптуры снеговиков. Прекрасно проходят у нас праздники, утренники, развлечения.

     Таким образом музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы.

    Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединёнными усилиями педагогов нашего ДОУ формируем у детей устойчивый  интерес к школе, учёбе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив ДОУ старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретённые ребёнком в детском саду, становились бы нормой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей  коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и  система работы по данн...

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки детей к обучению в школе «Скоро в школу».

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе....

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме:«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».В настоящее время в связи с совершенствование...