Методическая разработка «Кроссенсы» – технология развивающего обучения
методическая разработка (старшая группа)

Мишина Людмила Петровна

Кроссенсы помогают эффективно, интересно, творчески   развивать логическое мышление дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossensy.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Кроссенсы» – технология развивающего обучения

Начать своё выступление хочу с китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания - это самый легкий путь, путем опыта - это самый трудный путь и путем размышления - это самый благородный путь».

Как же развивать логическое мышление дошкольника интересно, творчески, но в тоже время эффективно?

Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:

Умение выделять существенные признаки из второстепенных,

Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,

Устанавливать причинно-следственные связи,

Развивать нестандартность, креативность мышления.

Существует эффективный метод развивающих технологий «кроссенс».

Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.

Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

На подготовительном этапе не обходимо было научить детей средней группы находить общие признаки у предметов, в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.

1. Явно выраженные признаки

У ежа и ёлки есть иголки. Ёжик и ёлка находятся в лесу.

Блин и колесо круглой формы. Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) - почтальон (тоже ходит с сумкой)

2. Скрытые признаки. (более сложные)

От простых мы постепенно перешли к более сложным кроссенсам со скрытом признаком.

Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.

Ежик и молоко, может сворачиваться.

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи

ножки есть и у курицы.

Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук.

Основной этап.

Начиная со старшей группы мы уже применяем кроссенс таблицы из 9 полей.

Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:

- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)

- улитка (Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу),

Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)

В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа это солныхко и улитку. Третий способ самый сложный крест применяется в подготовительной группе.

Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- формировать умение у детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- формировать умение детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, в группы;

- выделять существенные признаки из второстепенных;

- развивать связную речь

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- объяснить наглядно значение слов;

- развивать смекалку, тренировать внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Доклад "Игровые технологии, технологии развивающего обучения, технология "Ситуации"

Доклад раскрывает особенности использования современных образовательных технологий в ДОО....

Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки

Технология развивающего обученияПрограмма обучения детей восприятию музыки...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Методическая разработка «Технология развивающего обучения через театрализованную игру дошкольников»

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, ...