План кружковой работы «Умные пальчики»
материал

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_moya.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел  …………………………………………………….………….3 

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………..…3

1.2. Цели и задачи………………………………………………………………….3

1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений………………………………………………………..…..3

1.4. Планируемые результаты освоения программы   ………………………..…4

II Содержательный раздел………………………………………………………6

2.1. Перспективное планирование кружковой работы «Умные пальчики»…....6

III.Организационный раздел……………………………………………………13

3.1.Организация кружковой деятельности……………………………………….13

3.2.Используемый материал при работе …………………………………………13

3.3.Список литературы………………………………………………….…………13

 

 

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Дети 2-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

 

1.2. Цель и задачи программы:

Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

 - развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие понимание речи;

 

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

- использование пластилин и соленого теста

 

1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).  
  • Рисование, лепка.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование  специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

 

Формы проведения итогов реализации программы:

· выставки детских работ в детском саду;

· реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей

· дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

 

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны овладеть:

  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять шнуровку.
  •  способность синхронно выполнять движения обеими руками.
  •  

Критерии оценки

 

  1.  Умение разминать пальцами и ладошками пластилин.
  2. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
  3. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
  4. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  5. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак –  ладонь –ребро.

                       

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности,

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук

Уровень                                                           Количество баллов

ВЫСОКИЙ (В)                                               6 баллов

СРЕДНИЙ (С)                                               4-5 баллов

НИЗКИЙ (Н)                                              до 3 баллов

 

 

II. Содержательный раздел

2.1.Перспективное планирование кружковой работы «Умные пальчики»

 

Сентябрь

4.неделя

1 Этот пальчик.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,

этот пальчик — бабушка,

этот пальчик — матушка,

этот пальчик — батюшка,

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.,

2. «Коврик для котёнка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз.

 

Октябрь

1.неделя

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.неделя

1. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Цель: развивать мелкую моторику.

3.неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Цель: Развивать общую координацию движения.

2. Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.неделя

1.«Подарок жеребёнку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

2. Игра «Овощ в мешке»

Цель: Развить мышление и тактильные ощущения ребенка.

Оборудование: Мешок и различные овощи.

Описание игры: Дайте ребенку мешочек с овощами, а малыш на ощупь должен определить, какой овощ он держит в руках.

 

Ноябрь

1.неделя

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. «Прогулка»- рисуем следы … пальчиками.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

2.неделя

1. «Снегопад в лесу» (трафарете зеленой елке разложить «игрушки») из мятой бумаги.

Цель: учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.

2. Массаж «Бусами»

Цель: развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

3. «Новогодняя елка»

Цель: учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

4.неделя

1. ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

2. Игра «Лодочка»Исходное положение: Обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

 

Декабрь

1.неделя

1. «Чтоб Мишке было теплее»

Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»

2. Игра: «Лыжники»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2.неделя

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

Цель: Развивать координацию общих движений.

2. «Забавный барашек»

Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.

4.неделя

1.Солнышко

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок,

2. Игра «Учимся пересыпать»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для проведения игры вам потребуются 2 тарелки, крупа и ложка.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Дайте ему в руки ложку и посмотрите, как он будет справляться с заданием. Помогите малышу набрать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить. Можно предложить ребенку перемешать крупу ложкой.

Январь

2.неделя

1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.неделя

1. «Идет снег»

Цель: Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

4.неделя

1. Игра «Все по порядку»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами.

2. Игра «Монетки»

Цель: Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук.

Оборудование: Банка с монетами.

Описание игры: Каждому участнику игры дайте банку с монетами. В ней обязательно должна быть небольшая прорезь. Детям нужно извлечь из банки все монеты. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

 

Февраль

1.неделя

1. «Волшебный теремок для шести братьев».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2. Массаж пальчиков мячиком ежиком.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности. Пластичности движений.

2.неделя

1. «Бусы для мамы»

Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.

2. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

Цель: Развивать зрительное внимание.

3.неделя

1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.

Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

2. Игра «Лыжники»

Цель: Развивать мелкую моторики пальцев.

4.неделя

1. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.

Он ударил: там-там-там!,

 

Март.

1.неделя

1. «Нарядные дымковские лошадки».

Цель: закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2. «Лодка для Пятачка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.

2.неделя

1. Пальчиковая игра «помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев.

2. Рисование «верёвочкой»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

3.неделя

1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

2. Пальчиковая игра: «Моя семья»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. ФЛАЖКИ

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

2. Игра «Гусеница на листочке»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения ребенка, его фантазию, воображение и мышление.

Оборудование:  1/2 листа картона зеленого цвета, пластилин или соленое тесто, доска для работы с пластилином, ножницы.Описание игры: Посадите ребенка за стол. Перед ним положите лист, вырезанный из дерева или картона. Затем вместе с ребенком из теста или пластилина сделайте шарики и положите их на листочек. Несколько шариков на листе — это гусеница. Шарики из теста (пластилина) можно раскатывать ладошкой по столу или между двумя руками. На первом шарике нарисуйте глаза гусеницы.

 

Апрель.

1.неделя

1. «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2. «Весёлый кактус».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. Массаж с прищепками.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «игрушки»

Цель: Развивать соотношения движения рук.

2. Пальчиковая игра «Кто приехал»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. Игра «Крышка»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.

2. Игра «Пластилин»

Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.

Оборудование: Пластилин.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различные фигуры. Начните с изготовления колобков и блинчиков, а после этого — животных и человечков.

 

Май

1.неделя

1. «Рыбки для Карлсона».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2. «Солнышки - малышки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

2 Пальчиковая игра «Топ-топ»

Цель: развивать мелкую моторику рук

3.неделя

1. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.«Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.

4.неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. проведение открытого мероприятия для родителей

3. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). 

 

 

 

 

 

 

III.Организационный раздел

3.1. Организация кружка

Кружок организуется с детьми 2-3 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью 10 минут

3.2.Необходимые материалы и оборудование

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)

- бумага, карандаши, пальчиковые краски;

- настольный театр;

 - наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

 

3.3  Список литературы

1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия   по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Шанина С.А.,  Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления  ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

4.. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Умные пальчики"

Кружковая работа по развитию мелкой моторики 2 младшая группа...

Перспективный план кружковой работы "Дружные пальчики"

Представлен план кружковой работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Перспективный план кружковой работы " Веселые пальчики" во второй младшей группе

        Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят рисовать. Рисовани...

План кружковой работы «Веселые пальчики» во второй младшей группе

ВведениеВ раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоц...

Планирование кружковой работы "Умные пальчики" по развитию мелкой моторики детей 4-5 лет

Перспективное планирование кружковой работы по развитию мелкой  моторики рук детей 4-5 лет....