исследовательская деятельность НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алла Львовна Исаева

Исследуем соль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol.docx13.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

«Исследуем соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- выяснить что такое соль, откуда она берется, узнать, зачем она нужна, можно ли обойтись без нее; исследовать свойства соли опытным путем;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, соблюдение правил поведения и необходимых мер безопасности при работе с солью.

Интеграция О. О. : познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование:  колокольчик,  мешочек с солью; лупы, тарелки, стаканы с водой, полоски белой бумаги, трубочки, ложечки. Презентация.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок

(Звенит колокольчик, дети собираются вокруг воспитателя)

Здравствуйте мальчишки! Здравствуйте девчонки!

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

2. Создание проблемной ситуации

- Ребята, у меня для вас есть мешочек, каждый пощупает мешочек и подумайте, что в нем может быть? (Предположения детей). А теперь отгадайте загадку и мы узнаем что же там.

Одну меня —
Не съешь никогда.
А без меня —
Не вкусна еда.

. Высыпаем соль из мешочка на подносы.

Показ презентации

Соль, ребята, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образуется он глубоко в земле или на поверхности Земли.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Соли было мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком.

Где мы можем использовать соль?

Как появляется соль

Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают под землей, где образуются соляные горы. Люди, их называют шахтерами, выпиливают большие куски соли, потом их раскалывают на маленькие кусочки, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на ее поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз.

«Ходики»

Движения глаз вправо-влево. Плавно 8–10 раз

Тик-так! Ходики

Работают исправно. (Дети садятся прямо и настраиваются.)

Влево ― вправо ― раз,

Влево ― вправо ― два. (И так до 8 раз.)

Полезно и забавно! (Легко моргают.)

А теперь мы с вами превратимся в ученых и узнаем свойства соли. Но прежде я вам скажу правила работы.

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

 Проходите за столы.

- И так внимание!

3. Практическая работа 

Эксперимент № 1: «Из чего состоит соль».

- Перед вами тарелка с солью. Давайте мы его рассмотрим.

- Что вы можете сказать о его внешнем виде?  (предположение детей)

- А теперь давайте рассмотрим через лупу.

- Что вы видите? (вещество состоит из белых кристаллов)

- Ребята, какой знак мы изобразим на схеме, соль состоит из мелких крупинок.

Эксперимент №2. «Соль белого цвета»

- Ребята посмотрите, какого цвета соль? Сравните с белой полоской бумаги. Как мы обозначим на схеме, что вещество белого цвета! Предположения детей.

Эксперимент №3 «Соль хрустит»

- Ребята, надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

- соль хрустит. Как мы обозначим на схеме, что соль хрустит! Предположения детей.

Эксперимент №4 «Соль рассыпается»

- Ребята, подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит с ним? Она рассыпается.

- Соль рассыпается, она сыпучее. Как мы обозначим на схеме, что оно сыпучее! Предположения детей.

Эксперимент № 5: «Соль растворяется в воде»

- Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась соль?

Воспитатель: значит она растворяется в воде.

- Как мы обозначим на схеме, что соль растворяется в воде! Предположения детей.

- Ребята мы выполнили все опыты.

- Кто мог бы рассказать по схеме, какая соль? (Рассказывает 2 реб.)

- Мы трудились в лаборатории, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Ученые»

Мы, ученые, устали

И со стульев дружно встали,

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрее, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

Постучали, повертели

И работать захотели.

5. Рисование на соли

А вы знаете, что на соли можно рисовать? Сейчас мы с вами это попробуем сделать.

 Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).

«Ежик на нее похож, листьев вовсе не найдешь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

«С неба падают зимою и кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые (снежинки)

Ребята, здорово у вас получилось!

6. Рефлексия

Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?  Что было для вас сегодня самым сложным (легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...