СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья

Шнибина Екатерина Николаевна

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnibina_e.n.statya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Шнибина Е.Н.

воспитатель  МАДОУ «Буревестниковский детский сад»

Аннотация. В статье представлена значимость выбранного направления исследований (со ссылкой на ФГОС ДО); раскрыты различные трактовки понятия «сенсорное развитие»; представлена классификация дидактических игр, направленных на развитие слухового и цветового восприятия, восприятия формы и величины; описаны вариации дидактических игр, направленных на развитие сенсорной сферы детей раннего возраста.  

Ключевые слова: ранний возраст, сенсорное развитие, восприятие, дидактическая игра.

SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN THROUGH DIDACTIC GAMES

Shnibina E.N.

 Educator Municipal autonomous preschool educational institution «Burevestnikovsky kindergarten»

Abstract. The article presents the significance of selected area of ​ ​research (with reference to the Federal State Educational Standard of pre-school education); various interpretations of concept of "sensory development" are disclosed; classification of didactic games aimed at development of auditory and color perception, perception of form and magnitude is presented; variations of didactic games aimed at developing the sensory sphere of young children are described.

Keywords: early age, sensory development, perception, didactic play.

Актуальность и значимость выбранной темы исследования обусловлена несколькими аспектами: во-первых, ранний возраст – это сензитивный период сенсорного развития, когда ребенок особенно чувствителен к разнообразным сенсорным воздействиям; во-вторых, сенсорное развитие представляет собой основу интеллектуального развития, которое, согласно ФГОС ДО выступает одной из ключевых задач реализации системы дошкольного образования [1]. Но, стоит отметить, что сенсорное развитие имеет самостоятельное колоссальное значение для гармоничного развития, полноценного восприятия всего многообразия окружающего мира и формирования обширного чувственного опыта ребенка.

В отечественной психологической науке, согласно периодизации психического развития выдающегося отечественного ученого Л.С. Выготского, возрастные границы раннего возраста – 1-3 года. Это время активного сенсорного развития ребенка. Именно поэтому так важно уделять внимание этому аспекту развития, в связи с тем, что главенствующая роль в раннем возрасте (среди остальных познавательных психических процессов) принадлежит именно восприятию. Это обусловлено тем, что сознание и поведение ребенка регулируется моментом, тем, что он видит, делает, чувствует здесь и сейчас.

Для того, чтобы оценить важность применения дидактических игр для развития сенсорной сферы детей от года до 3 лет, первоначально, важно уточнить трактовку понятия «сенсорное развитие» с позиции разных отечественных ученых.

Согласно мнению Ю.М. Хохряковой, сенсорное развитие представляет собой развитие восприятия через систему формирования перцептивных действий [10]. Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина указывают, что процесс сенсорного развития проходит поэтапно и постепенно, через последовательное формирование восприятия цвета, формы, величины, через пониманием ребенком внешних свойств, признаков предметов, которые его окружают [4]. Авторы отмечают, что именно сенсорное развитие является необходимой основой для гармоничного и полноценного умственного, познавательного и творческого развития ребенка.

Согласно позиции О.Н. Соловьевой, сенсорное развитие ребенка предполагает формирование у него системы представлений о внешних свойствах предметов. Процесс сенсорного восприятия имеет свои особенности в каждом конкретном возрасте. В связи с тем, что акцент в нашем исследовании сделан на раннем возрасте, кратко представим специфику сенсорного развития детей раннего возраста. На 2 году жизни ребенок начинает проявлять активный интерес ко всему яркому (материал, игрушка, незнакомый предмет), он целенаправленно исследует интересующий его предмет,  внимательно ощупывает игрушки разной формы и величины. Ближе к границе раннего возраста, к 3 годам, цвет и форма становятся особыми отличительными признаками предмета, на которые ребенок обращает особое внимание [9]. Именно период раннего возраста, согласно мнению Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгиной является сензитивным для развития перцептивных процессов, что позволяет ребенку накапливать правильные представления об окружающем мире, свойстве и качествах предметов и явлений [4]. 

Проблема изучения особенностей сенсорного развития в раннем возрасте стала предметом научного исследований И.В. Комаровой и Л.Л. Махиной. Авторы пишут, что начиная со второго года жизни дети начинают активно интересоваться разноцветными картинками, выделять яркие объекты, правильно выбирать предмет по его признаку в зависимости от практической деятельности (например, ребенок может отличить маленькую кружку, из которой он пьет сам от большой кружки, которой пользуется  взрослый) [6]. Согласимся с точкой зрения авторов, что овладение ребенком новыми перцептивными действиями позволяет ему выделять в предметах новые признаки.

Мы убеждены в том, что оптимальному развитию сенсорной сферы в раннем возрасте способствуют специально подобранные дидактические игры. Аналогичную точку зрения мы находим в исследовании О.Н. Соловьевой, которая на теоретическом уровне обосновала значимость дидактических игр для сенсорного развития детей от 1 года до 3 лет, а также представила классификацию дидактических игр в зависимости от вида сенсорного развития [9]. Считаем важным в рамках нашей статьи представить данную классификацию:

  1. Дидактические игры, развивающие слуховое восприятие, например, «Голоса животных», «Кто так говорит», «Что так звучит» и т.д. Игры, направленные на развитие слухового восприятия способствуют тому, что дети раннего возраста познают разнообразные звуки окружающего мира, учатся их распознавать, дифференцировать, различать, сравнивать и узнавать.
  2. Дидактические игры, развивающие цветовое восприятие. К данной группе можно отнести следующие игры: «Сравни флажки по цвету», «Разложи по цвету», «Разноцветные ленточки», «Цветовое лото» и т.д. Игры направлены на восприятие различных цветов, умение находить различия между цветами, классифицировать предметы по цвету, находить игрушки по цветному образцу.
  3. Дидактические игры, направленные на восприятие формы: игры, развивающие осязательное восприятие формы («Что ты чувствуешь?», «Что находится в мешочке»); игры, развивающие зрительное восприятие формы («Что круглое», «Где предмет такой же формы», «Что может быть такой формы?» и т.д.). Указанные нами игры способствуют зрительному и осязательному восприятию, восприятию форм объемных предметов, согласованной координации. Данные игры способствуют тому, что дети в игровой форме самостоятельно могут обследовать предметы на осязательном уровне.
  4. Дидактические игры, развивающие восприятие величины, например, игры с матрешками, пирамидкам, стаканчиками разных размеров и т.д., которые позволяют детям увидеть и сравнить предметы, разные по величины, высоте, ширине. Дети раннего возраста через дидактические игры осваивают сенсорные эталоны, без которых невозможно полноценное развитие сенсорной сферы ребенка. Дидактические игры на восприятие величины способствуют тому, что уже к концу раннего возраста дети могут манипулировать с предметами разной величины, понимают как различается величина путем помещения одного предмета в другой или через прием накладывания предметов

Е.Н. Васева отмечает, что эффективному развитию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей раннего возраста способствуют такие дидактические игры как: «Волшебная коробочка», «Сенсорный мешочек», «Тактильные дорожки», «Найди похожий (по цвету, форме, размеру, величине)», «Какой цвет (форма, предмет) лишний» и т.д. Главное достоинство подобных дидактических игр, по мнению автора, что их можно модифицировать под различные педагогические цели, а также учесть содержание игры в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями воспитанников, уровнем их познавательного и умственного развития [3]. 

А.Н. Корнилова приводит собственный перечень дидактических игр, которые можно использовать в процессе сенсорного воспитания и развития с детьми раннего возраста: «Найди и разложи по цвету», «Найди и разложи по форме», «Разноцветные прищепки», «Раскрась предметы», «Собери круглое (квадратное, треугольное и т.д.», «Подбери пару», «Собери пирамидку» и т.д. [7].

Значение дидактических игр для сенсорного развития детей от 1 года до 3 лет раскрыто в работах таких авторов как пишут также Ф.С. Газизова, Н.В. Андреева, А.А. Кулькова. Ф.С. Газизова, по результатам проведенного экспериментального исследования, приходит к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания [5]. Н.В. Андреева пишет, что ранний возраст – это «золотая пора» сенсорного развития ребенка и в этот возрастной период, как никогда, важно систематически и целенаправленно применять в педагогическом процессе дидактические игры, которые не только развивают сенсорную сферу ребенка, но и являются источником формирования устойчивого интереса воспитанников к познанию, творчеству и различным видам деятельности [2]. А.А. Кулькова указывает на важность применения дидактических игр в развитии сенсорных эталонов (геометрические формы, шкалы величин, спектр цветов и т.д.), процесс развития которых начинается в раннем возрасте [8].

В своей педагогической практике, нами, несомненно, применяются многие из представленных в данной статье дидактических игр. Разнообразие используемых дидактических игр определяет оптимальное развитие у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) сенсорных эталонов (цвет, форма и величина). Исходя из собственного опыта, можем с уверенностью сказать, что дидактические игры позволяют в легкой, увлекательной, игровой, доступной и интересной форме познакомить детей с разнообразным сенсорным материалом, который стимулирует появление новых ощущений.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Андреева, Н.В. Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр / Н.В. Андреева // Символ науки. – 2020. – №12-2. – С. 67-71.
  3. Васева, Е.Н. Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста / Е.Н. Васева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. –  №1 (49). – С. 134-141.
  4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Просвещение», 2008. – 115 с.
  5. Газизова, Ф.С. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей / Ф.С. Газизова, А.Р. Ермолаева // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 467-468.
  6. Комарова, И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И.В. Комарова, Л.Л. Махина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – №11. – С. 67-73.
  7. Корнилова, А.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий / А.Н. Корнилова // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 255-268.
  8. Кулькова, А.А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира / А.А. Кулькова // Проблемы науки. – 2016. – №2 (3). – С. 156-163.
  9. Соловьева, О.Н. Сенсорное развитие дошкольников / О.Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012. –  №17. – С. 252-255.
  10. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / Ю.М. Хохрякова. – М.: ТЦ «Сфера». – 2014. – 107 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...