сообщение индивидуализация обучения
консультация (подготовительная группа)

Алла Львовна Исаева

сообщение методы и формы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_soobshchenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине – занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план».

В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

 

Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

 • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Общие принципы индивидуализации обучения:

• индивидуализация есть стратегия процесса обучения;

• индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;

• использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;

• интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

• учение в индивидуальном темпе, стиле;

• предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

 

Индивидуализация обучения – это:

 - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются:

– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

– адаптивная система обучения А.С. Границкой;

– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Гипотеза Инге Унт следующая: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Инге Унт разработала рабочие тетради на печатной основе с руководством к индивидуализированной самостоятельной работе, приспособленной к имеющейся литературе. Понятие индивидуализации вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся сходных по какому-либо признаку.

По мнению И. Унт на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Причины относительности индивидуализации:

1 причина: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2 причина: учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3 причина: иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4 причина: индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

 

Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения:

процесса обучения - это касается отбора форм, методов и приемов обучения;

содержания образования - это создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся;

построения школьной системы - это формирование различных типов школ и классов.

Гипотеза А.С. Границкой следующая: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Согласно А.С. Границкой, вводится нелинейная конструкция урока: часть первая — обучение всех, часть вторая — посвящается самостоятельной работе учащихся и индивидуальной работе с ними. Используется работа в парах, применяются опорные схемы по Шаталову и многоуровневые задания на карточках.

 

Гипотеза В.Д. Шадрикова следующая: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. В.Д. Шадриков создал учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень, ученики оказываются в классах с переменным составом. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается “не навсегда”, как в классах выравнивания.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию способностей.

 

Общие особенности технологий индивидуализации

 

• Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся.

• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки учащихся.

• Использование технических средств обучения.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Большинство используемых методов и технологий образовательного процесса, направленных на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного материала, что создает основу самоопределения.  

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти

10% от того, что они читают;

26% от того, что они слышат;

30% от того, что они видят;

50% от того, что они видят и слышат;

70% от того, что они обсуждают с другими;

80% от того, что основано на личном опыте;

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

95% от того, чему они обучаются сами.

Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям. Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Внедрение в образовательный процесс технологию индивидуализированного обучения дает уникальный шанс формирования предметных и ключевых компетентностей учащихся, повысить познавательную активность, уровень знаний, научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, принимать самостоятельные аргументированные решения, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ, что и является задачей современной школы.

На уроках индивидуализированного обучения роль учителя изменяется. Он не является носителем и толкователем новой информации. Задача учителя - сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности. Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он должен выполнить на «5», «4», «3» и рассчитать свои силы. При работе по технологии индивидуализированного обучения учитель имеет в каждый момент времени урока информацию об успешности работы каждого ученика. Поэтому одним из основных принципов технологии индивидуализированного обучения является принцип учета. С каждого урока с применением технологии индивидуализированного обучения ученик уходит с оценкой! Причем эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они цели. Так формируется адекватная самооценка личности.

Законы психологии говорят - прежде чем призвать ребенка, к какой - либо деятельности, сначала надо его заинтересовать. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Кроме этого, вторым условием возникновения интереса является посильность выполнения задания. Ни чрезмерно трудное задание, ни чрезмерно легкое интереса не вызовут.

Индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

 

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

 

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

 

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

 

Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.

Таким образом, одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем помощи.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

 Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Здесь важны два обстоятельства:

1) каждый работает на пределе своих возможностей

2) каждый выполняет необходимую часть работы

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, недетализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, в старших классах, получив такое задание, каждый ученик сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.

Таким образом, индивидуализация обучения  позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в областных и конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к предмету.

 В результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися предметом,  у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение активно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении тестов, стремление к выполнению заданий повышенной трудности. Учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах, проявляют интерес к профессиям.

Ученики постепенно овладевают навыками самостоятельной работы с новым незнакомым учебным материалом, это создает все предпосылки для дальнейшего самообразования.

Резко повышается качество уроков, если на обычных уроках время активной самостоятельной работы учеников составляет не более 20-25% времени урока, то при индивидуализированном обучении время активной работы составляет большую часть урока.

Повышается учебная мотивация учеников, ученикам нравится работать самостоятельно.

Может быть несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

1.Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

2.Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

3.Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

4.Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

Литература:

1. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

3. Границкая А, С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М : Просвещение, 1991.

4.  Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань, 1982.

5. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ты особенный" Индивидуализация обучения.

Презентация "Ты особенный "  может использоваться педагогом как в работе с воспитателями, так и вработе с родителями.Ссылка для скачивания  http://yadi.sk/d/toecSqxp3bYce...

Технология индивидуализации обучения и развития "План-дело-анализ". Проект "Транспорт" в средней группе. Тема дня: "Общественный транспорт"

Приведён подробный план деятельности воспитателя по ФГОС ДО, начиная с утреннего группового сбора детей и заканчивая вечерним сбором....

Индивидуализация обучения как один из способов развития речевой и познавательной компетенции дошкольников.

Выступление "Индивидуализация обучения как один из способов развития речевой и познавательной компетенции дошкольников"....

Технология индивидуализации обучения английскому языку.

Данная методическая разработка содержит описание технологии индивидуализированного обучения иноязычному говорению на основе теоретических работ Р. Мильруда....

Лэпбук как средство индивидуализации обучения

В наше время современных технологий особое внимание уделяется проблеме формирования у детей познавательной активности. Каждый педагог стремится к тому, чтоб у ребенка была сформирована потребность в с...

«Индивидуализация обучения как приоритетная задача духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков»

Формирование нравственных чувств дошкольников в процессе ознакомления со сказкой через использование  моноспектакля.   ...