Шедевры классической музыки в работе с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Шлыкова Ольга Валерьевна

Данный материал содержит приемы ознакомления детей дошкольного возраста с классическими произведениями

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 31 «Аленушка»  города  Лесосибирска»

                        Шедевры классической музыки в работе с детьми

                                                дошкольного  возраста

/опыт работы представлен на городском педагогическом

форуме  работников образования/

                                                                       Музыкальный руководитель:  Шлыкова

                                                                                                            Ольга Валерьевна

                                                              /высшая квалификационная категория/

Лесосибирск – 2022 г.

             Музыкально-образовательная деятельность в детском саду предполагает интеграцию различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические  движения, игру на музыкальных инструментах. Для того чтобы образовательный процесс был более эффективным, НОД по музыкальному воспитанию  провожу с опорой на музыкальный образ. Это может быть природное явление, животное, сказочный персонаж.

            Для более глубокого осмысления  музыкального образа, в своей практике, использую следующие приемы: чтение стихов, показ иллюстраций, беседа, просмотр мультфильмов на музыку классиков.

           Музыкально-образовательная деятельность, с опорой на образ, позволяет реализовывать следующие задачи:

  • формировать способность слушать музыкальное произведение, отзываться о его содержании словами-образами;
  • развивать вокально-певческие, двигательные навыки;
  • способствовать укреплению здоровья посредством дыхательных упражнений и пения;
  • развивать эмоциональность, артистичность;
  • выявлять и сопровождать одаренных детей;
  • воспитывать слуховую культуру, эстетический вкус.

         Образовательный процесс в детском саду это интеграция различных областей. Поэтому, если образ музыкального произведения сказочный персонаж, то  дети могут: прочитать сказку, драматизировать; нарисовать сказочный персонаж, слепить, изготовить из бросового материала и т. д.

          Прежде, чем выявить музыкальный образ, необходимо провести  анализ эмоционального содержания произведения. Вопрос: «Какое настроение передает эта музыка?» побуждает  находить слова-образы,  прилагательные. Тем самым активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас.

        Вступительная беседа, перед слушанием, развивает кругозор  и помогает знакомству с музыкальным образом произведения.  

       

        Пример № 1.  Композитор М.П. Мусоргский  любил не только музыку, но и картины.

        Вопросы: «Кто пишет картины?» «Кто пишет музыку?»

        Однажды  М.П. Мусоргский побывал на выставке своего друга художника.  Некоторые картины так понравились, что он захотел нарисовать свои, музыкальные картинки. Так появились несколько произведений, которые композитор назвал «Картинки с выставки».

         Приглашаю совершить путешествие на выставку и познакомиться с одной картиной

/показ картины/.

         Задание:  нарисовать музыку к  картине  художника и рассказать, что  получилось.

  1. Слушание отрывка произведения «Баба Яга»  М.П. Мусоргского

          Вопрос: «Кого можно представить на этой картине?»

Художник-мультипликатор решил нарисовать мультфильм по этой музыкальной картине. Представим, что картина с выставки ожила.

         2.  Просмотр мультфильма на произведение «Баба Яга» М.П. Мусоргского

         Вопрос: «Как можно назвать эту картину?»

Покажите, как баба Яга смотрит по сторонам и принюхивается, ищет Аленушку.

         3. Дыхательное упражнение по Н. Стрельниковой

         Вопрос: «Всегда ли баба Яга бывает злой, сердитой?» 

На  праздниках она  играет, шутит.

        Вопрос: «Покажите, какой баба Яга может быть злой, а какой веселой?».

        4. Мимический  этюд  / выражение лица: сердитое, улыбчивое/

Баба Яга сердита.  Убегаем от неё.  

        5. Упражнение для голоса «Побежали»

         Пример № 2.  Композитор Камиль Сен-Санс  с  раннего детства был очень наблюдателен, любил выращивать цветы, собирать камни и вслушиваться в различные шумы. Даже звук закипающего чайника был ему интересен.

         Огромный пузатый чайник каждое утро ставили на огонь, а К. Сен-Санс садился на табурет и ждал, когда тот заворчит, запыхтит и засвистит. Еще он любил животных – и диких и домашних. Когда  К. Сен-Санс вырос, свои наблюдения он смог передать в музыке.

         Задание:  послушайте произведение К. Сен-Санса и постарайтесь, как художники, с помощью невидимой кисти нарисовать музыку так, как она звучит.

         Вопросы: «Какую музыку вы нарисовали?», «Что представляли,  когда рисовали?».

          Приглашаю вместе с музыкой композитора К. Сен-Санса окунуться в удивительный мир.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

/аквариум/

  1. Просмотр фрагмента мультфильма

         Вопрос: «Каких жителей подводного царства вы запомнили?»

Покажите, как ведут себя, двигаются морские жители, с  помощью рук и голоса.

  • Морские коньки /делаем фигуру из рук/ стоят на месте и никуда не плывут.
  • М-м-м-м-м-м  /разогревание голосовых связок/.
  • Осьминог.  Сжимание и разжимание кулаков, с одновременным пением ма-мэ-ми /пение на одном звуке/.  Осьминог переворачивается в воде. На слог Ма кулаки сжаты. На слог Мэ кулаки разжали, показали ладоши, пальцы  в стороны.
  • Упражнение рыбки. Рыбки плывут со дна наверх- У-у-у-у-и.

Сверху вниз- И-и-и-и-у. Пение сопровождается движением рук, имитируя рыбок.

      Однажды рыбки поднялись на самую поверхность и услышали, как поют дети. Рыбкам пение понравилось, и они попросили  спеть ещё раз.

     

      Пример № 3.   В целях создания интереса к музыкальной деятельности и мотивации к обучению в музыкальной школе, рекомендуется рассказать о том, что композитор

П.И. Чайковский написал детский альбом для своего племянника Володи Давыдова и всех детей, которые хотели научиться играть на фортепиано.

       Предложить  перенестись в прошлое, в дом сестры композитора. Этот дом всегда был наполнен голосами детей, а когда звучала музыка из детского альбома, то в этом доме начинали происходить настоящие чудеса.

Просмотр фрагмента мультфильма по детскому альбому П. И. Чайковского

       

       Вывод: взаимосвязь музыкальных видов деятельности и интеграция образовательных областей способствует повышению исполнительского уровня и развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Произведения классической музыки в работе с детьми".

«Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто, хотя сама мысль об этой конкуренции представляется ученому-музыковеду едва ли не кощунственной. С одной стор...

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

Система образовательной работы с детьми дошкольного возраста по модулю « МУЗЫКА»

Система образовательной работы с детьми дошкольного возрастапо модулю « МУЗЫКА»             Нужно создать условия для эмоционального благопо...

Влияние классической музыки на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Статья раскрывает важность музыки, которая занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста....

Использование музыки в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

От  состояния   здоровья  детей  во многом  зависит  благополучие общества,  именно   поэтому,   одним   из   приоритетн...

Использование музыки в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

От  состояния   здоровья  детей  во многом  зависит  благополучие общества,  именно   поэтому,   одним   из   приоритетн...

Презентация "Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Презентация на тему "Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста"...