Статья "Произведения классической музыки в работе с детьми".
статья по музыке (старшая группа) по теме

«Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто, хотя сама мысль об этой конкуренции представляется ученому-музыковеду едва ли не кощунственной. С одной стороны, на стороне музыкальной классики многовековая история и чрезвычайно высокий социальный престиж, сливающийся в сознании общества с такими понятиями, как "непреходящие культурные ценности", "высокая духовность" и "интеллектуализм". С другой стороны, восприятие музыкальной классики представляет особую трудность для слушателя: язык классической музыки высокодифференцирован и детализирован, ее формы пространны и насыщены интенсивным развитием, ее стили и жанры постоянно эволюционируют. Благодаря высокой сложности классической музыки как таковой, ее восприятие требует особой сосредоточенности, которой современный ритм городской жизни вовсе не способствует» (Кинарская Д. К., стр.69).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizvedeniya_klassicheskoy_muzyki_v_rabote_s_detmi.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Произведения классической музыки в работе с детьми.

«Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто, хотя сама мысль об этой конкуренции представляется ученому-музыковеду едва ли не кощунственной. С одной стороны, на стороне музыкальной классики многовековая история и чрезвычайно высокий социальный престиж, сливающийся в сознании общества с такими понятиями, как "непреходящие культурные ценности", "высокая духовность" и "интеллектуализм". С другой стороны, восприятие музыкальной классики представляет особую трудность для слушателя: язык классической музыки высокодифференцирован и детализирован, ее формы пространны и насыщены интенсивным развитием, ее стили и жанры постоянно эволюционируют. Благодаря высокой сложности классической музыки как таковой, ее восприятие требует особой сосредоточенности, которой современный ритм городской жизни вовсе не способствует» (Кинарская Д. К., стр.69).

Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Классическая музыка используется для формирования музыкальной культуры, а через нее – культуры художественной, эстетической, нравственной.

Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их, представления о музыке разных времен и стилей.                        

Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.        

Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например «Детской симфонии» И. Гайдна, сюиты для оркестра Ж. Бизе «Детские игры», симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».                        

Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен —старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки,  Чайковского,  Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем).

На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях.

Используется самая разнообразная танцевальная музыка: от старинных танцевальных пьес из сюит И. С. Баха(например, из сюиты для камерного оркестра си минор — «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка») до вальсов

Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского. Дети легко воспринимают ритмичную маршевую музыку,  например «Марш» (труба и барабан) из сюиты Ж. Бизе «Детские игры», фрагменты маршевых финалов из концертов и симфоний Л. Бетховена. Ребята могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе.

Песенностью, часто в сочетании с танцевальностыо,  наполнена музыка Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

Небольшие произведения используются целиком. Более объемные — во фрагментах. Важно выбрать яркий небольшой отрывок, чтобы дети увлеклись, сосредоточенно слушали музыку. Если произведение заинтересовало дошкольников, они просят исполнить его еще раз.

При повторных прослушиваниях можно немного удлинить фрагмент в зависимости от реакций детей, их заинтересованности (но чтобы он носил более или менее законченный характер).

Важно соблюдать чувство меры, не наскучить детям, идти от их желаний, проявлений интереса.

Конечно, рассказывать дошкольникам о произведениях классической музыки не так легко. Педагогу нужно самому познакомиться с литературой о композиторе, подумать, как преподнести произведение детям.

Самое важное — дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Позже заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы.

Рекомендуемые приемы: контрастное сопоставление музыкальных произведений, оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, и игра, на них), передача характера музыки в движениях, чтение стихотворений, показ репродукций картин (лучше нескольких, в сравнении, перекликающихся с характером музыки).

Симфоническую музыку лучше использовать в записи (или давать ее в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Таким образом появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Разумеется, не всеми сразу, а постепенно — с теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.

Помимо слушания классической музыки на занятиях, проведения тематических концертов, полезно слушать в записи уже знакомые произведения в группе во второй половине дня.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, прослушивает с ними отобранные музыкальные произведения, дает советы, как руководить беседой, какие приемы уместно использовать.

Можно слушать записи классической музыки (знакомой и незнакомой дошкольникам) и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. В этом случае беседа о музыке не  проводится. Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки, может негромкими краткими замечаниями привлекать внимание детей к смене ее характера.

Прослушивания могут быть более длительными, до 10—15 минут, если в группе тишина, дети внимательно слушают. В такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм музыки. Но и такое «фрагментарное» восприятие обогащает музыкальные впечатления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Развивающий эффект классической музыки в работе с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста.

 Влияние классической музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление малыша, но и активизирует все виды восприятий – слуховое, зри...

Роль музыки в работе с детьми с ОВЗ, обусловленными ТНР

Роль музыки в работе с детьми с ОВЗ, обусловленными ТНР...

Использование музыки в работе с детьми РАС

На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешни...

Роль музыки в работе с детьми с ОВЗ

Роль музыки в работе с детьми с ОВЗ...

Шедевры классической музыки в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит приемы ознакомления детей дошкольного возраста с классическими произведениями...