Развивающий эффект классической музыки в работе с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Цыбульская  Елена Борисовна

   Влияние классической музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление малыша, но и активизирует все виды восприятий – слуховое, зрительное, чувственное, а также развивается память – зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная, образная.   Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос успешным, гармонично развитым и талантливым человеком. Поэтому смело предлагайте детям послушать классическую музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_prichin_dlya_slushaniya.docx623.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развивающий эффект классической музыки в работе с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста.

МАДОУ «Детский сад  «Кроха»

Муз. Руководитель .Цыбульская Е.Б.2018г.

C47JRM24LLY.jpg

« Мельница»

  Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Позитивное воздействие музыки начинается уже в младенческом возрасте.

   Американские учёные на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать музыку. Родившиеся дети, мамы которых во время беременности слушали музыку, раньше других начинали держать бутылочку двумя руками, а когда начинали говорить, то вместо односложных просьб-требований произносили короткие фразы из трёх слов

   Влияние классической музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление малыша, но и активизирует все виды восприятий – слуховое, зрительное, чувственное, а также развивается память – зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная, образная.

   Слушание классической музыки и музыкальные занятия влияют на речевое развитие человека, особенно в детском возрасте. Музыка и язык – близнецы – братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка, а потом младший – словесная речь. И в нашем мозге они продолжают жить рядом. Поэтому родителям, желающим обучить своих детей иностранным языкам нужно приобщать своего ребёнка к музыке. Музыкальное образование улучшает словесную память. С помощью музыки очень хорошо лечится заикание у детей.

   По мнению специалистов, классические произведения заряжают энергией, положительное влияние оказывают на нервную, пищеварительную и сердечно - сосудистую системы. Эта музыка может обладать как расслабляющим эффектом, так и стимулировать физическую деятельность и мыслительную активность.

   Полезна музыка для будущих математиков. Ритмичность и мелодичность музыкальных произведений, способны научить ребёнка точно ощущать пространство и время.

   Ребёнок восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей.

   Музыка полезна и как воспитатель стресса устойчивости. Слушая музыку, а ещё лучше занимаясь музыкой, человек формирует своеобразную привычку к стрессу, начинает меньше его замечать.

   В деле социального воспитания музыка каждый раз подтверждает свою положительную роль. Человек, у которого есть музыкальный опыт, лучше понимает других людей, он гибче, он более чуток и способен увидеть ситуацию глазами другого.

   Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос успешным, гармонично развитым и талантливым человеком. Поэтому смело предлагайте детям послушать классическую музыку.

MyeF-QJ8pEg.jpg

Д. Кабалевский . «Клоуны»

Интеграция областей   «Классическая музыка в детском саду»

.

Социально –коммуникативное развитие.

-Беседы о классической музыке на музыкальных занятиях и в режимных моментах.

-Развитие умения содержательно рассказывать сверстникам о своих впечатлениях после посещений концертов,

 театров.

-Содействие  творческому использованию  классической музыки в сюжетных играх; представлению впечатлений о

  ней.

 -Воспитание навыков театральной культуры.

 -Приобщение  к театральному искусству через просмотр постановок, видеоматериалов.

- Развитие  способности  постигать художественные образы.

- Приобщение к элементарным нормам поведения в театрах, музеях.

 Художественно-эстетическое развитие.

-Приобщение   детей к музыкальной культуре и развитие  эстетического вкуса.

-Развитие  навыков восприятия классической музыки.

-Развитие  исполнительских навыков в пении, танцах, музыкально – ритмических упражнениях, оркестре, основанных  

  на  произведениях  композиторов – классиков.

-Развитие  самостоятельности  в поисках образов  музыки.

-Формирование  умения  передавать в рисунках сюжеты классической музыки.

Познавательное развитие.

-Расширение   представлений  у детей о предметном мире через музыкальные  произведения.

-Продолжать знакомство с музеями, театрами.

-Формирование элементарных представлений об истории человечества, ознакомление с природой и ее явлениями

  через мировую классическую музыку.

Речевое развитие.

- Развитие  образно – эстетического восприятия.

-Формирование эстетических суждений, умения  оценивать свои работы и работы сверстников.

Физическое развитие.

- Использование классической музыки  при выполнении музыкально  - ритмических  движений, в подвижных  играх,

  в основных движениях, в физкультурных занятиях по сюжету.

Работа с родителями.

-Привлечение родителей к организации «музыкальных гостиных», «вечеров музыки»,  концертов, походов в театры и  

 музеи, к  участию в совместной творческой деятельности.

-Организация открытых занятий для родителей, оформление информационных стендов и буклетов с консультациями,    выставок детского творчества.

Основные формы работы:

- игровые занятия по слушанию музыки,

- интегрированные занятия,

- слушание музыки в режимные моменты -  «минутки музыки»,

- работа с методической и художественной  литературой,

- продуктивная деятельность (изодеятельность),

- музыкальные гостиные,

- музыкальные викторины,  

- посещение концертов классической музыки,

- встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами – исполнителями,

-_fcGpbVhws.jpgCwHVjPro154.jpg

Просьба, радость, печаль, слушанье классической музыки.

Р.А. Матвеева (автор диссертации «Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики»), выделила основные этапы слушания детьми музыкальных произведений. Так как целью стоит понятия, прочувствования  ребенком музыки, можно смело сказать, что имеется ввиду активное слушание.

    Очень часто на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях слушание музыки выделяется как сопутствующий вид деятельности, в играх или музыкально-двигательных упражнениях, при этом основной акцент делается на движение или на подпевание. Поскольку для достижения определенных результатов маленьким детям необходимо многократное повторение, то музыкальный фрагмент, лежащий в основе упражнения, заучивается практически наизусть.

Нужно учесть, если проводится активное слушание, то произведение слушается не более 3-4 раз.

Р.А. Матвеевой выделено три этапа работы, которые помогают структурировать и организовать процесс слушания музыки на занятиях. Каждый из этапов, по ее мнению, несет свою функциональную нагрузку и потому должен быть использован. 

  • Подготовительный этап.
  • Этап восприятия музыки.
  • Оценочный этап.

Рассмотрим их подробнее.

Подготовительный этап.

Важно создать соответственную атмосферу перед прослушиванием, потому что внимание детей раннего возраста неустойчиво, легко рассеивается.

Музыка не звучит «невзначай», напротив, дети должны приготовиться услышать ее. Это не просто, поскольку естественная подвижность детей, желание двигаться под музыку в данном случае являются помехой.

При первом ознакомительном прослушивании детям не следует ничего говорить. Но обязательно нужно их настроить на восприятие. Удобная посадка на стульчиках или по возможности на ковре - вот то расположение, которое позволяет детям настроиться на ожидание сказки, новой истории. Так, например,  перед прослушиванием выключается основной свет, создается таинственное освещение, что также помогает настроиться ребятам на «сказку». 

Самое главное в любом возрасте перед началом прослушивания «услышать тишину». По этому поводу автор приводит удивительно точные слова Г. Нейгауза о роли тишины: «Звук должен быть окутан тишиной, он должен покоиться в тишине как драгоценный камень в бархатной шкатулке». 

Этап восприятия музыки.

Музыкальное произведение звучит в аудиозаписи или в живом исполнении педагога.

Качество исполнения должно быть достаточно высоким, иначе, получая «некачественную» музыку, дети будут получать негативные эмоции. А потому следует очень внимательно подходить к технической стороне вопроса. Приучая детей с раннего детства слушать маловыразительные «электронные» некачественные аранжировки, мы сами губим их слух.

Большое значение для детей раннего возраста имеет и продолжительность звучания. Напомним, что по нормам санитарных правил длительность всего музыкального занятия у детей от 2 до 3 лет составляет 10 минут. В силу этого, на слушание музыки должно отводиться не более одной минуты. Конечно, даже и при иных условиях проведения занятий нужно помнить, что у малышей очень слабая концентрация внимания, и поэтому продолжительность звучания не должна превышать 1-2 минут. Рекомендуется для прослушивания выбирать миниатюры или фрагменты крупных произведений.

Оценочный этап.

В отличие от форм занятий со старшим дошкольным возрастом, где именно анализу музыкального произведения отводится немаловажная роль перед прослушиванием произведения, в раннем возрасте этого делать не рекомендуется. Внимание детей «рассеется», оно не настолько сильное, чтобы проанализировать слова педагога, и еще потом «перенести» их на музыку.

Дети сели, приготовились, звучит музыка, и после окончания звучания произведения педагог может показать картину или игрушку, прочитать стихотворение, использовать наглядные материалы. Достаточно часто ребята просят еще раз повторить «сказку».

В младшем возрасте, когда дети имеют очень маленький жизненный и музыкальный опыт, весьма велика доля наглядных (наглядно-зрительных) методов и приемов. Еще Н. А. Метлов говорил о том, что наглядно-зрительные пособия могут быть полезны в младшем возрасте, но в то же время нельзя ими злоупотреблять, нужно дать возможность развитию детского воображения. Немаловажно избегать навязывания своих стереотипов детям. Надо дать возможность детям самим найти это содержание. Поиск образа или сюжета в своем жизненном, пусть и небольшом багаже, должен осуществляться самими детьми.

О чем следует сказать после прослушивания?

Педагог спросит у ребят «О чем рассказал композитор?» и как подсказка, как помощь в подтверждение детских высказываний покажет ребятам иллюстрацию, подобранную к произведению, отражающую программное или эмоциональное содержание произведения. Часто на помощь приходит игрушка, в зависимости от прослушанного произведения. Дети немногословны, в их словаре еще очень мало слов, которые могут передать то, что они услышали, прочувствовали, но педагога все равно должен оставить право первого слова за ними. Поскольку в настоящее время большинство детей двух лет еще не разговаривают совсем, то можно вести диалог от их лица, задав вопрос, самостоятельно ответить на него. Следует постоянно мотивировать детей к ответу, соглашаться или не соглашаться им с мнением педагога, но в любом случае вызывать их ответную реакцию. 

 Пример:

«На занятии было прослушано произведение К. Сен-Санса «Лебедь». Дети слушали очень внимательно. Первая «очнулась» Дмитриева Лера : «Вода течет». Тонкое наблюдение ребенка, который услышал переливы, мерное течение воды. Мы посмотрели на изображение лебедя. На втором занятии, после повторного прослушивания, ребята уловили «грусть немножко». 

При повторном прослушивании, как правило, используется двигательная активность детей для лучшего запоминания и отражения характера произведения.

Музыканты-психологи отмечают неразрывную связь слуховых представлений ребенка с теми или иными двигательными актами. Дети с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение и характер определяют характер движений, эмоционально окрашивают их.

Двигаясь под музыку, ребенок переживает ее как процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение, поэтому большинство музыкальных произведений и после прослушивания используется в других разделах занятий: музыкально-ритмических упражнениях, музыкально-дидактических играх, импровизациях на детских музыкальных инструментах. Задачи при этом могут быть различными. Например:

«Кенгуру» из «Карнавала животных» Сен-Санса. При первом прослушивании ребята сидят на ковре, рассматривают открытку с изображением кенгуру. Затем дается установка педагога: «Прослушать и определить, что хочется делать под такую музыку?» Ребенок слушает несколько секунд и затем срывается с места. Можно, напротив, заострить внимание на прыжках, музыка будет звучать фоном. В любом случае, после нескольких таких прослушиваний малыш четко запоминает, что это прыгает не зайка, а кенгуру. Как правило, сказать об этом он не может, но его ноги начинают двигаться соответственно характеру произведения! 

Приятно  осознавать ,что дети узнают  знакомые мелодии ,умеют сопереживать  ,передавать характер  произведения в движении. .

. Хочется верить, что педагоги-музыканты обратят свои взоры на детей раннего возраста более пристально, и тогда действительно дети будут обучать своих родителей культуре слушания музыки, культуре музыкального восприятия. 

Итак, занятия по слушанию музыки предполагают три этапа работы: подготовительный, связанный с созданием атмосферы прослушивания; само слушание музыкального произведения; оценочная деятельность условно аналитического плана. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориен...

Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...

Памятка для родителей воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста

quot;Что делать, если ребенок испугался Деда Мороза или других костюмированных героев"...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...

Буклет "Развивающие игры и пособия для сенсомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Буклет предназначен для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...