«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориентировочный характер, так как каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, cодержащие подготовленный заранее материал. Это связано с тем, что дети этого возраста еще не умеют придумывать сюжет. Тематический план этих занятий носит ориентировочный характер, так как каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, вы планировали поиграть с ребенком сухим песком, познакомить с геометрическими фигурами, научить его зарывать и отыскивать фигурки по инструкции и т.п. А малыш сразу же потянулся клейке с водой, и всё занятие увлечённо поливал песок и восхищался результатами своего труда, стоит ли вспоминать о запланированных геометрических фигурах? Конечно, нет. Эти задания ему ещё предстоит не раз отрабатывать. А вот чувство доверия ребёнка к взрослому, уверенность, что его поймут, не заругают за “грязь в песочнице’’ и вместе с ним порадуются - это и является целью психологической коррекции и началом пути к уверенности в себе ,получению удовольствия от общения с миром и ,в конечном результате, к более счастливой жизни.
Тематический план занятий с песком
- ’’Знакомство со свойствами песка и воды’’
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать.) Вода холодная и тёплая. Что можно с ней делать? (Hаливать, переливать, капать.)
На этом занятии ребёнок раскрепощается довольно быстро, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует. Ведь можно не только копать, но и поливать в своё удовольствие! Мало кто из детей раннего и младшего дошкольного возраста устоит перед такой забавой.
- ’’Отпечатки наших рук’’
На влажном песке ребёнок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребёнка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам и руке. Стоит заметить, что не все дети могут так быстро пойти на тактильный контакт. В этом случае не стоит торопиться, а необходимо повторить это занятие несколько раз. Предлагая ребёнку разные украшения для ладошек, игру ‘’Где ладошка?’’ (зарыть свою руку в песок и попросить найти её или предложить ребёнку спрятать свою ладошку, а взрослому потихоньку её откапывать).
- ”Волшебные секреты”
Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребёнок затрудняется или не решается начать игру (глаза блестят, а руки держит в кулачках), взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: ”Вот какой красивый блестящий камешек. Нравится? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!”
- ”Домики для животных”
Ребёнку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки из песка. Главное не навязывать свои варианты, а просто подавать ребёнку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называет их детёнышей в ед. и мн. числе и т.п. Если ребёнок ещё напряжён, не следует очень увлекаться дидактикой, т.к. основная цель данных занятий - это коррекция эмоционально-волевой сферы.
- ”Озеро- река”
Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребёнка. В этих озёрах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих животных и птиц.
- ”Транспорт”
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру и форме; находить для них пассажиров.
Количество игрушек постепенно увеличивается, и ребёнок встаёт перед выбором, заполнить всё пространство песочницы (рекомендуемый размер 70/50 см.) игрушками, либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место. Так включаются механизмы и волевого усилия, и планирования деятельности. Этот момент особо важен для гиперактивных, расторможенных детей.
Очень хорошо на песке проходит инсценирование сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребёнка. Как правило, мы используем след. произведения:
- “Курочка ряба”
- “Репка”
- “Колобок”
- “Заюшкина избушка”
Воспитатель подбирает игрушки для сказки. Можно положить в коробку и лишних героев. Пусть малыш отберёт нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями.
Таким образом, использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является весьма эффективным, многофункциональным и результативным.