Главные вкладки

    «Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориентировочный характер, так как каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

    Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, cодержащие подготовленный заранее материал. Это связано с тем, что дети этого возраста еще не умеют придумывать сюжет. Тематический план этих занятий носит ориентировочный характер, так как каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, вы планировали поиграть с ребенком сухим песком, познакомить с геометрическими фигурами, научить его зарывать и отыскивать фигурки по инструкции и т.п. А малыш сразу же потянулся клейке с водой, и всё занятие увлечённо поливал песок и восхищался результатами своего труда, стоит ли вспоминать о запланированных геометрических фигурах? Конечно, нет. Эти задания ему ещё предстоит не раз отрабатывать. А вот чувство доверия ребёнка к взрослому, уверенность, что его поймут, не заругают за “грязь в песочнице’’ и вместе с ним порадуются - это и является целью психологической коррекции и началом пути  к уверенности в себе ,получению удовольствия от общения с миром и ,в конечном результате, к более счастливой жизни.

    Тематический      план    занятий  с  песком

    1. ’’Знакомство со свойствами песка и воды’’

    Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать.) Вода холодная и тёплая. Что можно с ней делать? (Hаливать, переливать, капать.)

    На этом занятии  ребёнок раскрепощается довольно быстро, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует. Ведь можно не только копать, но и поливать в своё удовольствие! Мало кто из детей раннего и младшего дошкольного возраста устоит перед такой забавой.

    1. ’’Отпечатки  наших  рук’’

    На влажном песке ребёнок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно  украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребёнка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам и руке. Стоит заметить, что не все дети могут так быстро пойти на тактильный контакт. В этом случае не стоит торопиться, а необходимо повторить это занятие несколько раз. Предлагая ребёнку разные украшения для ладошек, игру ‘’Где ладошка?’’ (зарыть свою руку в песок и попросить найти её или предложить ребёнку спрятать свою ладошку, а взрослому потихоньку её откапывать).

    1. ”Волшебные секреты”

    Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки  и т.п. Если ребёнок затрудняется или не решается начать игру (глаза блестят, а руки держит в кулачках), взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: ”Вот какой красивый блестящий камешек. Нравится?  Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же  мой секретик? Помоги мне его найти!”  

    1. ”Домики для животных”                                                                                                                        

    Ребёнку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки из песка. Главное не навязывать свои варианты, а просто подавать ребёнку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называет их детёнышей в ед. и мн. числе и т.п. Если ребёнок ещё напряжён, не следует очень увлекаться дидактикой, т.к. основная цель данных занятий - это коррекция эмоционально-волевой сферы.

    1. ”Озеро- река”

    Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребёнка.  В этих озёрах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих животных и птиц.

    1. ”Транспорт”

    Любимое занятие для мальчиков, хотя  и многие девочки с большим  интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру и форме; находить для них пассажиров.

    Количество игрушек постепенно увеличивается, и ребёнок  встаёт перед выбором, заполнить всё пространство песочницы (рекомендуемый размер 70/50 см.) игрушками, либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.  Так  включаются механизмы и волевого усилия, и планирования деятельности. Этот момент особо важен для гиперактивных, расторможенных детей.

    Очень хорошо на песке проходит инсценирование сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребёнка. Как правило, мы используем след. произведения:

    - “Курочка ряба”

    - “Репка”

    - “Колобок”

    - “Заюшкина избушка”                    

    Воспитатель подбирает игрушки для сказки. Можно положить в коробку и лишних героев. Пусть малыш отберёт нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями.

    Таким образом, использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является весьма эффективным, многофункциональным и результативным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

    Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

    Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми раннего и младшего дошкольного возраста свойств и отношений предметов.

    Авторская  работа включает в себя теоретическую часть и методический комплекс    по использованию игр и игровых упражнений с целью выявления детьми младшего дошкольного возраста свойств...

    Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми раннего и младшего дошкольного возраста свойств и отношений предметов.

    Авторская  работа включает в себя теоретическую часть и методический комплекс    по использованию игр и игровых упражнений с целью выявления детьми младшего дошкольного возраста свойств...

    Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

    Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

    Сценарий проведения клуба с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и их родителями "Наш малыш"

    Клуб "Наш малыш" проходит 2-3 раза в год, направлен на оптимизацию процесса адаптации к детскому саду и оптимизацию детско-родительских отношений. Пример проведения одного года....

    Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

    Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...

    План работы по самообразованию с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений посредством нетрадиционных методов»

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучен...