План работы по самообразованию с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений посредством нетрадиционных методов»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Прокопович Ирина Григорьевна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx116.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа

План работы по самообразованию

с детьми раннего и младшего

дошкольного возраста

«Заучивание стихотворений  посредством

нетрадиционных методов»

http://tapenik.ru/dizain/deti_4.png

                                                                                                   воспитатель

Прокопович Ирина Григорьевна

                                                                      п. Мулымья

                                                 

                                           «Читайте детям стихи,

                                                                              пусть ухо их приучится к гармонии русского

                                                                                      слова, сердце преисполнится чувством изящного,

                                                                                                 пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

                                                                                                                                                         В. Г. Белинский

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Актуальность темы:   

             В  настоящее  время   проблема   развития  речи   дошкольников становится особенно актуальной и  значимой.

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.  Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.   При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.  

                При работе с детьми я заметила, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – игру.

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов.

И я решила остановиться  на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста - читать стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники,  построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором. 

Срок реализации :  сентябрь 2018 - май 2019гг.

Форма самообразования :  индивидуальная.

Цель для педагога:   содействовать развитию произвольной памяти у детей дошкольного возраста, на основе заучивания стихотворений.

Цель для детей:  учить детей различным видам запоминания;   развивать у дошкольников память, творческую фантазию, речь.

Задачи  для педагога:

-Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности,

-внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии,

- обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла,

-продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «Речевое зазвитие», «Познание» ,

-разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.

         Задачи для детей: 

         -Учить детей запоминать стихи по схеме,

         -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением,

         -вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть  стихи,

         -тренировать  и развивать зрительную память детей, ассоциативное и наглядно-образное мышление

         -расширять кругозор и  активизировать словарный запас,                                      

         -формировать интерес к художественной литературе.

               

Ожидаемые результаты для педагога:  повысить свой профессиональный уровень.  Создание специальной среды с целью разучивания стихотворений с использованием вспомогательных средств.

 

Ожидаемые результаты для детей: владение детьми различными видами запоминания стихов;

Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении. Участие в праздниках и развлечениях; повышение уровня произвольной памяти, развитие речи дошкольников.  Расширение кругозора детей.

Перспективный план работы

Месяц

Работа с документацией

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

   Сентябрь

Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

1.Игра «Доскажи словечко»

«Повтори стоку с разной силой и тембром голоса»

2.Обыгрывание стихотворений А. Барто «Игрушки», «Мячик», Наша Таня», «Зайка».

3. Кубик эмоций

4.Заучивание игры м.п с движениями «Строим дом»

Установление доброжелательных, сотруднических отношений

Подбор и изучение литературы. Составление перспективного планирования

Октябрь

Изучение статей  «Разучивание стихотворений в средней группе» Интернет - ресурсы

1.Разучивание стихотворения «Осень» (по мнемотаблице)

2. Разучивание стихотворения с движениями «Дни недели»

3. Разучивание стихотворения «Кисонька-мурысенька» (по картинке)

4. Разучивание стихотворения «Повар» (по мнемотаблице)

Папки - передвижка  для родителей «Пальцы помогают говорить»

Подбор стихотворного материала

Ноябрь

 Изучение статей «Методика разучивания стихотворений»

1.Разучивание стихотворения «Подарок маме» (по мнемотаблице)

2. «Игрушки» (по мнемотаблице)

3. «Штанишки для мишки» (по мнемотаблице)

4. Разучивание стихотворения «Как у нашего кота» (по мнемотаблице)

Консультация «Учим стихи  играя.  Использование пиктограмм для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Изготовление схем к стихотворениям

Декабрь

Васюкова, Н. Е. Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция / Н. Е. Васюкова. — М., 2007

1. Разучивание стихотворения о Новом годе  с музыкальным сопровождением

2. Разучивание стихотворения о  зиме с музыкальным сопровождением

3. Разучивание стихотворения «Ежики» с движениями

4. Разучивание стихотворения «Из-за леса, из-за гор» (по картинке)

Советы родителям.

Привлечение родителей для участия в музыкально-театрализованных представлениях.

Изготовление родителями костюмов и атрибутов к новогодним утренникам.

Подбор музыкальных произведений Моцарта для разучивания стихотворений

    Январь

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

1.«Стихотворные минутки» каждый день

Разучивание стихотворения «На полянке дом стоит» (разучивание руками)

2. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка» (по мнемотаблице)

3. Разучивание стихотворения «Кармашки» (по мнемотаблице)

4. Разучивание стихотворения «Веселый снеговик» (по мнемотаблице)

 Консультация «Использование приема «мнемотехника»  в разучивании стихов»

Изготовление мнемотаблиц

Февраль

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.

1.Заучивание стихотворений о папе

2.Заучивание стихотворения «Цирк» (заучивание руками)

3. Заучивание стихотворения «Самолет» (заучивание руками)

4. Заучивание пальчиковой игры «Помощники»

Памятка для родителей «Как учить с детьми стихи»

Создание картотеки мнемотаблиц

Март

Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.

1. Заучивание стихотворений о весне, маме, бабушке.

2.Заучивание стихотворения по картинкам «Дед хотел уху сварить…»

3. Заучивание стихотворения по картинкам «Сегодня целый день..»

4.Демонстрация выученных  стихотворений детям других групп.

Консультация "Мама, "научи" учить стишок!"

Подготовка к экскурсии, пополнение картотеки

А прель

Дьяченко О.М.  Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006

1.Заучивание  стихотворения «Космонавт»,

2. Заучивание  стихотворения «Про насекомых» (по мнемотаблице)

3. Заучивание  стихотворения «Ромашки» (по мнемотаблице)

4.Экскурсия в библиотеку

Как учить стихи с ребенком? Практические советы

Изготовление альбома «Поиграйте вместе с нами»

Май

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис – пресс,2008.

1. Заучивание стихотворения по картинкам «Ваня-Ванечка»

2. Заучивание стихотворения «Дикие животные» (по мнемотаблице)

3. Заучивание игры с движениями «Мы охотились на льва»

4.Конкурс чтецов

Оказание помощи в организации конкурса

Подготовка к конкурсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

План по самообразованию с детьми раннего возраста

План по самообразованиюТема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности»...

Календарный план воспитательных мероприятий с детьми раннего возраста на 2021 -2022 уч.год

Цель: создание условий для самореализации и самовоспитания дошкольников, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой....

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...