РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
консультация по логопедии по теме

Дабаева Майя Владимировна

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это дети с общим недоразвитием речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. У таких детей бедный речевой запас, некоторые дети почти не говорят или совсем не говорят. В нашем детском саду есть две группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, которые посещают дети с ОНР I, II, III уровня. ОНР – это такое речевое нарушение, при котором наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы: лексико-грамматической, фонетико-фонематической, а также нарушение звукопроизношения. Развитие речи тесно связано с ритмом, музыкой, массажем, все вместе они благотворно влияют на речевую деятельность. Хотя, это всего лишь часть всей работы, которую делает логопед.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Дети, приходящие в группы компенсирующей направленности, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности переключения с одного вида упражнения на другой, синкинезии. М. М. Кольцова доказала, движения пальцев рук стимулирует деятельность центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Работая с детьми, я применяю различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (комплексы упражнений с едой, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Ни одно фронтальное занятие не обходится без самомассажа и пальчиковой гимнастики – это либо движения со стихами, либо работа с предметами: ребристые карандаши, ручки, счетные палочки, раздаточный материал для звукового анализа и синтеза слов, предложений. На индивидуальных занятиях я использую массажные мячи (большие и маленькие), массажные шарики Су-Джок, цветные бельевые прищепки, игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов», шнуровка – «пуговки», «бусинки», паззлы, контуры, конструкторы. Использую их в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, что способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, сенсорного развития. Игры с мячом развивают не только мелкую, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер и быстроту реакции. Сухие бассейны и массажные шарики Су-Джок хорошо массажируют пальцы, ладошки и тыльную сторону рук. Еще я делаю детям массаж с помощью аппарата ДЭНАС. Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) осуществляется воздействием импульсами электрического тока на биологически активные точки и зоны человеческого организма. Аппарат имеет встроенные электроды и разъём для подключения выносных терапевтических электродов. Аппарат ДЭНАС генерирует электрический импульс, идентичный тому, с помощью которого мозг управляет функционированием всех систем организма. Слабое напряжение высокой частоты оказывает возбуждающее воздействие на нервные волокна тела, при этом не нанося им повреждений. Схема ДЭНС-терапии:

1. Речевые зоны и язык. В режиме «Терапия», частота стимуляции 77 Гц, мощность воздействия определялась по тонусу языка и артикуляционных мышц, 1 мин.

2. Зона соответствия Су-Джок на кистях (подушечки пальцев), режим «Терапия», частота стимуляции 77 Гц, мощность воздействия минимальная, по 1 мин.

Массаж и самомассаж я провожу под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. В основном, это шейно-воротниковая зона и лицевая зона.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и других странах. Также музыкотерапия является эффективным средством здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников. В музыкотерапии используются разные жанры музыки, но я хочу выделить классику. Все знают о пользе классической музыки для детей всех возрастов и это научно доказано. Регулярное прослушивание классических произведений заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка. Использование классики при речевых нарушениях оказалось эффективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому на своих занятиях я всегда включаю детям классическую музыку. На занятиях громкость звучания должна быть строго дозированной, звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Пока мы с детьми занимаемся, музыка потихоньку играет и делает свое лечебное дело. В моей музыкальной картотеке очень много разных композиторов, но больше преобладают произведения В. А. Моцарта, т. к. при исследованиях выявили, что только прослушивание музыки Моцарта активизирует практически всю кору головного мозга. Наблюдая за детьми во время занятий, я увидела такие результаты: те дети, которые были замкнутые, они стали раскрываться, стали более раскрепощенные, уверенные и более коммуникабельные. Те дети, которые были гиперактивные, они стали более спокойные, усидчивые, собранные.

Музыка тесно связана с движением, ритмом. На своих занятиях я с детьми под ритмичную музыку, пропеваем слоги вместо слов, либо проговариваем слоги с движениями, либо делаем движения под ритм музыки, либо движения с заданным ритмом. Движения могут быть разными:

– соединяем пальчики с большим пальцем, т.е. делаем колечки;

– соединяем одинаковые пальцы по одному и противоположные;

– хлопаем в ладоши с заданным ритмом;

– хлопаем подушечками пальцев с заданным ритмом;

– играем как на пианино, т.е. подушечками пальцев ударяем по столу;

– шагаем;

– хлопаем в ладоши и шагаем одновременно;

– хлопаем подушечками пальцев и шагаем одновременно;

– делаем колечки и шагаем одновременно;

– соединяем одинаковые пальцы по одному и противоположные и шагаем одновременно.

Детям с ТНР(ОНР) такие упражнения делать трудно, поэтому сначала выполняем их медленно, а потом постепенно увеличиваю темп. Кроме классической музыки, детям очень нравится музыка из любимых мультфильмов, поэтому песни выбираю знакомые и интересные детям, с простой ритмической структурой. В результате таких упражнений у детей улучшается координация движений как общей, так и мелкой моторики, слова начинают произносить четко и правильно, вырабатывается чувство ритма, дыхание. У каждого ребенка свой индивидуальный ритм и когда он восстанавливается, то ребенок начинает быстрее выздоравливать.

        Коррекционно-логопедическая работа эффективна при взаимодействии всех участников коррекционного процесса: логопед-ребенок-воспитатель-родители. Кроме занятий с логопедом, ребенку необходимо закреплять полученные знания и навыки дома. Поэтому я с родителями провожу консультации, мастер-классы, собрания, практические занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...