Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
статья по развитию речи по теме

Пучкова Елена Германовна

Статья про сесорную комнату

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_sensornuyu_komnatu.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций

Актуальной проблемой коррекционной педагогики является работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Популяцию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи составляют, прежде всего, дети, с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями психической деятельности. Педагоги дошкольного учреждения, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, закладывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей. Создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.[3]

В последнее время все чаще в ДОУ используют новые интересные формы работы с такими детьми. Одной из таких замечательных форм является взаимодействие детей и взрослых в сенсорной комнате.

Оборудование, несущее особые коррекционные и развивающие возможности,  – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.[1]

 Так, например, занятия с использованием сенсорной тропы способствуют развитию внимания детей. Ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести перед “Волшебным” зеркалом. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно проводить в сухом бассейне. Для активизации нижнего диафрагмального дыхания подойдут мячи-фитболы. Упражнения с использованием мячей-фитболов отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии. Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”. Игровые модули: “Сенсорная тропа”, коврик “Топ-топ”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, панно “Ёжик”, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.

В коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для развития детей, имеющих тяжёлые нарушения в речевом развитии. Помимо полифункциональной среды сенсорной комнаты, в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики можно формировать кинестетическую и кинетическую  основу движений с использованием различных терапий.

В настоящее время популярными становятся ниткотерапии и стопотерапии. Игры - шнуровки Марии Монтессори – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Хождение босиком по поверхностям различной фактуры, так же как и самомассаж  с использованием природных материалов повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.  

Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психо- эмоционального напряжения. Это имеет важное значение в развитии психомоторики и сенсорно-перцептивных функций.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира; создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.  

Список литературы

  1. Алексеева Т.А., Баева А. Л., Баряева Л.Б., Ложко Е.Л., Мантропова Р.С., Панченко Э.В., Силиванова Л.В. Сенсорная тропа – тропа здоровья. – СПб: Альма – 2008.
  2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда.  М., 1959.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г., Лопатина Л.В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т.С., Яковлева Н.Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.- СПб,2009.
  4. Белякова Ю.Ю. Коррекция нарушений сенсорно- перцептивного развития детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях полифункциональной интерактивной среды – автореферат, 2007.
  5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. АПН РСФСР.- М.: Акад.пед.наук, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...