Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)
статья по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» раскрыты задачи и содержание театрализованных игр каждой возрастной группы. Данный раздел программы «Игры» интегрируется с логопедической работой, со всеми образовательными областями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost_s_detmi_tnr.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  ( Для учителей-логопедов)

     «Примерная адаптированная программа основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В.Лопатиной содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» раскрыты задачи и содержание театрализованных игр каждой возрастной группы. Данный раздел программы «Игры» интегрируется с логопедической работой, со всеми образовательными областями. Педагогический замысел каждого игрового логопедического занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий. В логопедической работе учитель-логопед также активно использует игры и театрализованные игры, как уже сказали - коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ТНР в основном представляет собой игровую деятельность.                                                                                           Театрализованные игры следует интегрировать с логопедической работой по коррекции тяжелых нарушений речи и образовательной областью «Речевое развитие».

     Раскроем особенности театрализованных игр на каждой ступени обучения.      

                       Первая ступень обучения (младший дошкольный возраст).

Педагогические ориентиры:

- учить имитировать движения, голоса персонажей,

- обучать использованию реальных предметов, игрушек,

- формировать игровые действия детей с изображениями предметов и предметами-заместителями,

- обучать детей многообразному использованию в театрализованных играх предметов, деталей  костюмов,

- стимулировать желание детей самостоятельно выбирать куклу бибабо, персонажи пальчикового театра, объемные игрушки, плоскостные модели,

- развивать выразительность имитационных движений детей,

- поддерживать интерес к активному участию в театрализованных играх.

Основное содержание театрализованных игр на первой ступени обучения.

  1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц, демонстрация эмоций.
  2. Игры-имитации, образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
  3. Игры-импровизации по текстам коротких сказок, стихов.
  4. Инсценировка фрагментов сказок, стихотворений с использованием различных кукол и т.д.

Вторая ступень обучения (средний дошкольный возраст).

Педагогические ориентиры:

- стимулировать желание включиться в спектакль,

- продолжать учить имитировать движения,

- учить говорить от имени персонажа,

- формировать игровые действия с предметами заместителями, имеющими внешнее сходство,

-  развивать умение имитировать движения в пластике в соответствии с эмоциональным состоянием персонажа (птица, животное, солнце автомобиль и т. д.),

- продолжать принимать на себя роль, удерживать ее до конца игры,

- продолжать учить выбирать игрушки для игры-драматизации, потешки, стихотворения и т.д.,

- формировать невербальные, вербальные средства общения,

- учить двигаться, говорить, менять выражение лица,

- развивать пространственно-временную ориентировку,

- учить давать простые словесные характеристики героям театрализованных игр.

Основное содержание театрализованных игр на второй ступени обучения.

  1. Игры-имитации последовательных действий человека, животных и т.д.
  2. Разыгрывание несложных представлений по сюжетам знакомых литературных произведений.
  3. Игры - импровизации по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, потешек.
  4. Игровые импровизации с театральными куклами, игрушками и бытовыми предметами во время чтения, рассказывания.
  5. Разыгрывание ситуаций по сюжетам с использованием объемных, плоскостных фигур, природного материала и т.д.

Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст).

Педагогические ориентиры:

- приобщить детей к театральной культуре, знакомить их с назначением театра, с видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и т.д.).

- учить выбирать сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария.

- учить имитировать движения, голоса.

- учить использовать предметы в новом значении, исходя из ситуации.

- учить детей подробно характеризовать героев.

- учить пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности.

- учить детей формулировать главную идею литературного произведения.

Основное содержание театрализованных игр на третьей ступени обучения.

  1. Игры- имитации последовательных действий человека, птиц, животных для театрализации и демонстрации различных эмоций.
  2. Разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений, используя выразительные средства.
  3. Игры- имитации, игры-импровизации по сюжетам сказок, рассказов, стихов, потешек.
  4. Игровые импровизации с театральными куклами.
  5. Разыгрывание ситуаций по сюжетам с использованием объемных, плоскостных фигур, природного материала и различными предметами, сделанными на занятиях по лепке, конструировании, аппликации, песочные ящики, на батутах и т. д.

И так основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи предусматривается использование театрализованных игр в коррекционной логопедической работе и приобщение детей к театральной культуре, и участие в театрализованных играх.

Виды театрализованных представлений.                                                      

В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений:                                                                                                                                        1 театр картинок,  2 театр игрушек,  3 театр петрушек,     4 театр кукол,  5 театр теней, 6 игры-драматизации, 7 игры-инсценировки.

 Уже в период заучивания потешек и незатейливых  стишков при автоматизации различных звуков логопед может на столе, как на своеобразной эстраде, разыграть для детей спектакли- миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Организация показа таких миниатюр не требует особой подготовки.

Пьесы- инсценировки могут создавать логопеды и на основе сюжетов народных сказок, песенок-потешек, художественных рассказов и стихотворений.

Инсценирование - это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров (в поступках, в диалоге).

Выделяют предметные и непредметные театрализованные игры.

Предметные театрализованные игры:

1)Театр картинок - это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий, производимых ими. Педагог читает или рассказывает сказку, стихотворение, потешку и по ходу повествования показывает детям картинки-образы, картинки, на которых запечатлены действия персонажей художественного произведения.                         2) Отметим следующий вид театрализованных игр: настольный театр (кукол и плоскостной) доступен для самых маленьких зрителей. Художественное произведение, положенное в основу такой инсценировки, почти не претерпевает изменения, чаще читается дословно, действия педагога-кукловода не скрыта от детей-зрителей. В кукольном настольном театре воспитатель разыгрывает сюжеты художественных произведений с помощью обычной образной игрушки или фигурок, вырезанных из картона.     3) Театр теней – это инсценирование художественных произведений с помощью плотных картинных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов труда и быта. Черные силуэты, проецируются на экран, путем подсвечивания сверху, сзади за экраном. Экран обтянут неплотной белой материей. Техника исполнения, «оживления» героев остается за экраном, ребенок общается с персонажами, возникающие на экране

4)Театр петрушки - это спектакли-инсценировки, разыгрываемые с помощью специальных кукол, у которых туловище полое, замещено рубашкой-перчаткой, надеваемой кукловодом на руку. Соответствующими движениями кукловод имитирует движения кукол-персонажей: наклоны, повороты и т.д. Для педагога-кукловода – это трудоемкий вид инсценирования, а для детей – яркое зрелище.

5) Куклы-бибабо

Непредметные театрализованные игры:

6) 1) Игра-драматизация относится  к непредметным театрализованным играм. Игра-драматизация по своему характеру приближается к театрализованной деятельности и является своеобразной формой перехода к драматическому искусству и относится к творческим играм.

Творчество проявляется в трех направлениях: продуктивное (сочинение собственных сюжетов), исполнительское, оформительское интегрируется с другими образовательными областями программы).  Такая деятельность дает больше возможностей для импровизации, свободного участия по желанию, для переработки драматического материала. В этой игре мир художественной литературы гостеприимно встречает малышей и в этой игре малыши знакомятся с театром. Художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств, приобщает к жизни взрослых, поэтому следует тщательно отбирать произведения для инсценирования, для игр-драматизаций.  Произведения должны быть доступны восприятию, пониманию детей, соответствовать речевым возможностям ребенка, нравственным идеалам, должны быть высокохудожественными. Сюжет сказки, стихотворения, рассказа должен быть насыщен действиями, богат диалогами (например, произведения С.Я.Маршака «Усатый - полосатый», «Сказка о глупом мышонке»; В. Сутеева «Как муравьишка домой спешил» и др. и соответствовать речевым возможностям ребенка.)                                                                                              Богатые возможности для инсценирования представляют сказки: народные, авторские.

Показу инсценировки предшествует чтение и анализ произведения, составление сценария, распределение ролей между участниками спектакля, разучивание ролей, репетиция. Составление сценария. Для инсценирования литературного произведения нужно сначала составить сценарий – произведение, по которому ставится спектакль. Сценарий включает текст, который произносят актеры, указания расположения актеров во время действий спектакля, описание обстановки, характера переживаний, поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход со сцены.

Подготовка к показу спектакля. 1.Оформление спектакля. Оформление спектакля продумать и художественно оформить, чтобы донести содержание произведения до сознания ребенка. 2.Внешний облик куклы. Внешний облик куклы должен отвечать возрастной и психологической характеристике персонажа, учитывать личностные характеристики персонажа. Движения персонажа должны соответствовать его внутренней характеристике и эмоциональному состоянию в данный момент, в данной ситуации. 3. Голос, речь персонажа. 4. Музыкальное сопровождение. 5.Декорации. Декорации создают иллюзию подлинности места и времени действия, подчеркивают характер событий и действующих лиц. 6. Реквизит. Реквизит – предмет быта, используемые в инсценировке. Их должно быть минимальное количество, чтобы не отвлекать внимание детей. На сцене оставить только то, что необходимо для раскрытия внутреннего мира героев и сущности событий, в которых проявляются  их характеры. 7. Сцена. Сцена импровизированного театра проста и не требует особого технического  оснащения.                                                                                                 Изготовление атрибутов к театрализованным играм можно интегрировать с таким разделом «Труд», с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»- раздел «Изобразительное творчество», с образовательной областью «Познавательное развитие» - раздел «Конструирование».

 К просмотру спектакля следует подготовить детей, эмоционально настроить их на восприятие знакомого произведения.                                                           Показ спектакля. И кульминационный момент всей предшествовавшей работы – это показ спектакля.

Литература. 1.Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста».

2.Г.А.Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников».

3. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР», под редакцией Л.В.Лопатиной.

  1. Театр в жизни дошкольников. (для воспитателей)

У детей дошкольного возраста театральное представление вызывает радость, праздничное настроение. В силу образно-конкретного мышления дошкольников инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако им интересен не только просмотр спектакля, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности речи). Пережитое в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле родителям и знакомым. Все это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В Программе дошкольного образования  указаны задачи приобщения детей к театру.

 Образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие»  раздел «Приобщение к искусству»:

3-4 г. – готовить детей к посещению кукольного театра, знакомить с элементарными средствами выразительности (движение, жесты).

4-5 л. – учить выделять и называть основные средства выразительности: ритм, движение, жест; создавать художественные образы. Развивать интерес к посещению кукольного театра.

5-6 л. – Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение использовать в театральной деятельности средства выразительности разных видов искусства.

6-7 л. – закреплять знания о театре. Закреплять знания о профессиях деятелей театра: директор театра, артист и т.п. Развивать эмоции и переживания, умение самостоятельно создавать художественные образы в театральной деятельности. Знакомить с историей театра. Поощрять активное участие в художественной театральной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе»:

2-3 г. – помогать  детям  драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

3 - 4  – учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок.

5-6 л. – помогать  детям  участвовать в чтении по ролям, в инсценировках.

6-7 л. – совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях: эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестами, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений:  1 театр картинок,  2 театр игрушек,  3 театр петрушек,                    4 театр кукол,  5 театр теней, 6 игры-драматизации, 7. Игры-инсценировки.

 1)Уже в период заучивания потешек и незатейливых  стишков педагог может на столе, как на своеобразной эстраде, разыграть для детей спектакли- миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Организация показа таких миниатюр не требует особой подготовки.

Пьесы- инсценировки могут создавать и педагоги на основе сюжетов народных сказок, песенок-потешек, художественных рассказов и стихотворений.

Инсценирование - это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров (в поступках, в диалоге).

Предметные театрализованные игры:

1)Театр картинок - это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий, производимых ими. Педагог читает или рассказывает сказку, стихотворение, потешку и по ходу повествования показывает детям картинки-образы, картинки, на которых запечатлены действия персонажей художественного произведения.

2) Отметим следующий вид драматизации: настольный театр (кукол и плоскостной) доступен для самых маленьких зрителей. Художественное произведение, положенное в основу такой инсценировки, почти не претерпевает изменения, чаще читается дословно, действия педагога-кукловода не скрыта от детей-зрителей. В кукольном настольном театре воспитатель разыгрывает сюжеты художественных произведений с помощью обычной образной игрушки или фигурок, вырезанных из картона.

3) Театр теней – это инсценирование художественных произведений с помощью плотных картинных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов труда и быта. Черные силуэты, проецируются на экран, путем подсвечивания сверху, сзади за экраном. Экран обтянут неплотной белой материей. Техника исполнения, «оживления» героев остается за экраном, ребенок общается с персонажами, возникающие на экране

4)Театр петрушки- это спектакли-инсценировки, разыгрываемые с помощью специальных кукол, у которых туловище полое, замещено рубашкой-перчаткой, надеваемой кукловодом на руку. Соответствующими движениями кукловод имитирует движения кукол-персонажей: наклоны, повороты и т.д. Для педагога-кукловода – это трудоемкий вид инсценирования, а для детей – яркое зрелище.

5) Куклы-бибабо…

Непредметные театрализованные игры:

6) 1) Игра-драматизация относится  непредметным театрализованным играм. Игра-драматизация по своему характеру приближается к театрализованной деятельности и является своеобразной формой перехода к драматическому искусству и относится к творческим играм.

Творчество проявляется в трех направлениях: продуктивное ( сочинение собственных сюжетов), исполнительское, оформительское. Такая деятельность дает больше возможностей для импровизации, свободного участия по желанию, для переработки драматического материала.В этой игре мир художественной литературы гостеприимно встречает малышей и в этой игре малыши знакомятся с театром. Художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств, приобщает к жизни взрослых, поэтому следует тщательно отбирать произведения для инсценирования. Произведения должны быть доступны восприятию, пониманию детей, соответствовать нравственным идиалам, должны быть высокохудожественными. Сюжет сказки, стихотворения, рассказа должен быть насыщен действиями, богат диалогами (например, произведения С.Я.Маршака «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке»; В.Сутеева «Как муравьишка домой спешил» и др.)                                                               Богатые возможности для инсценирования представляют сказки: народные, авторские.

Показу инсценировки предшествует чтение и анализ произведения, составление сценария, распределение ролей между участниками спектакля, разучивание ролей, репетиция.

Составление сценария. Для инсценирования литературного произведения нужно сначала составить сценарий – произведение, по которому ставится спектакль. Сценарий включает текст, который произносят актеры, указания расположения актеров во время действий спектакля, описание обстановки, характера переживаний, поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход со сцены.

Подготовка к показу спектакля.

1.Оформление спектакля. Оформление спектакля продумать и художественно оформить, чтобы донести содержание произведения до сознания ребенка. 2.Внешний облик куклы. Внешний облик куклы должен отвечать возрастной и психологической характеристике персонажа, учитывать личностные характеристики персонажа. Движения персонажа должны соответствовать его внутренней характеристике и эмоциональному состоянию в данный момент, в данной ситуации. 3. Голос, речь персонажа. 4. Музыкальное сопровождение. 5.Декорации. Декорации создают иллюзию подлинности места и времени действия, подчеркивают характер событий и действующих лиц. 6. Реквизит. Реквизит – предмет быта, используемые в инсценировке. Их должно быть минимальное количество, чтобы не отвлекать внимание детей. На сцене оставить только то, что необходимо для раскрытия внутреннего мира героев и сущности событий, в которых проявляются  их характеры. 7. Сцена. Сцена импровизированного театра проста и не требует особого технического  оснащения.                                                                                                 Главным в зрелищах для детей остается художественное слово, звучащее в выразительном исполнении                                                                                                 Сцена «живых картинок»: плотная бумага 50 на 40, на нем изображается интерьер дома или пейзаж, на фоне которого будут развертываться события.                                                                                                                     Фланелеграф – это щит, обтянутый версистой тканью. Фигурки персонажей  свободно «двигаются».                                                                                                             Сцена настольного театра – стол, передний край ограничен барьером высотой 8-10 см. Барьер позволяет скрыть кисти рук кукловода при перемещении кукол.                                                                                                       Сцена теневого театра – это экран со створками слева и справа. Размер экрана 60 на 80см, чтобы из-за него было видно педагога. Экран обтянут неплотной белой тканью. С внутренней стороны по низу экрана пробивается узкая рейка из фанеры. Ее назначение - плотно прижимать силуэты декораций и персонажей к ткани экрана.                                                   Сцена театра петрушки - ширма высотой 160- 165 см, ширина передней створки не менее1.5 м.

Изготовлении атрибутов к театрализованным играм можно интегрировать с таким разделом «Труд», с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»- раздел «Изобразительное творчество», с образовательной областью «Познавательное развитие» - раздел «Конструирование».

И к просмотру спектакля следует подготовить детей, эмоционально настроить их на восприятие знакомого произведения.

Показ спектакля. Кульминационный момент всей предшествовавшей работы – показ спектакля.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....