«Дидактические игры для детского сада, изготовленные своими руками»
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

РАМЗАЙЦЕВА Ирина Геннадьевна

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое  духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

В. А. Сухомлинский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается опыт педагогов МБДОУ детский сад с. Богословка  по теме «Дидактические игры для детского сада, сделанные своими руками».

В. А. Сухомлинский писал:  «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое  духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру.

Игра для ребёнка-дошкольника это жизнь, естественный процесс, без которого невозможно полноценное развитие личности.

Многим взрослым кажется, что детские игры — это что-то само собой разумеющееся, но ребенок не начнет играть сам по себе. Ему нужна помощь взрослого,  задача которого организовать игровое пространство.

Создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды, в данном случае есть одна из игровых компетенций педагога.

Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, с ним необходимо заниматься. Тут на помощь приходят «хитрые» (дидактические) игры.

Игра — есть тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе

Дидактическая игра -   является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.

Дидактическая игра  – представляет собой самостоятельный вид детской деятельности, она может быть индивидуальной или коллективной.

Обязательными структурными  элементами дидактической игры  являются:  обучающая и  воспитывающая задача, игровые  действия и правила.

Виды дидактических игр

  •   Игры с предметами или игрушками
  •  Настольно-печатные игры
  •   Словесные  игры

Мы остановимся более подробно на играх настольно-печатных, выполненных руками педагогов. Сейчас есть прекрасная возможность приобретать игрушки в магазине, но иногда просто необходимы игры  определенной тематики и  содержания, и педагоги делают их своими руками.

Выбирая идеи для игр, мы часто берем за основу идею из Интернета, вносим свою изюминку, дополняем, перерабатываем первоисточник, нередко педагоги сами являются авторами.

Изготовленные своими руками развивающие игрушки обладают высоким развивающим потенциалом:

- игрушка многофункциональна  (позволяет выполнять несколько заданий);

- изготавливая самодельную игрушку, можно предусмотреть в ней несколько ступней сложности, тем самым повысить ее развивающий потенциал;

- самодельная развивающая игрушка обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально;

- такая игрушка по-своему универсальна, так как может применяться для решения нескольких задач;

- несет в себе принцип «автодидактичности» (обучения).

Обязательным условием любой дидактической игры являются какие-либо правила. При помощи этих правил, дети учатся быть организованными и последовательными. Только правила должны быть не слишком жёсткими,  соответствовать определённому возрасту, и быть выполнимы.

Организуя руководство   дидактической игрой 

  • в  младшем возрасте воспитатель  наглядно разъясняет  весь  ход игры в процессе совместной деятельности с ребенком.
  •  в среднем  возрасте: разъяснение 1-2 правил, частные  даются по ходу игры в совместной деятельности со  взрослым, можно использовать пробный ход игры,  где воспитатель уточняет правила.
  •   в старшем возрасте - объясняет правила  до игры, поясненяет значения правил, если  сложные, то используется показ и пробный ход.

Процесс создания дидактических игр включает ряд этапов:

Первым этапом   в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
      Второй этап — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал.

Этап третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.

Этап четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия.

Пятый этап  — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности.

Заключительным этапом  является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
       - Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
      - Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся

- Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников.

- Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

Придать самодельной игре не менее привлекательный вид, чем у профессионального изделия, помогают современные средства: яркие материалы, разные виды бумаги, возможность распечатать на цветном принтере, ламинировать.

В создании дидактических игр нам часто  помогают родители: они находят и предлагают  новые интересные  варианты, помогают в сборе и приобретении необходимого материала для игр, в изготовлении.  

Доброй традицией стало проведение мастер - класса «Игрушка своими руками». Перенимая опыт педагогов детского сада, родители делают дидактические игры дома  для своих детей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дидактические  игры для детей старшего дошкольного возраста это более сложные и интеллектуальные игры. Дети 5-7 лет с удовольствием играют в такие настольные игры, особенно если они сделаны из знакомого им материала.

Бельевые прищепки -  благодатный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев.

Это бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.

 Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения, речи.

Такие игры подходят для дошкольников разных возрастов, изменяются лишь программные задачи.

Прищепки с цифрами станут помощниками в закреплении знаний детей.

В ходе д/игры  «ФИГУРЫ, ЦИФРЫ И ПРИЩЕПКИ»  педагогами решаются следующие задачи:

- развитие   мелкой моторики рук,  зрительного  восприятие форм плоскостных фигур; пространственных отношений, речи.

- формирование  умение различать и правильно называть геометрические фигуры; сравнивать их по величине;

- закрепление знаний о  цвете, понятий о цифре, порядковом и количественном счете.

В ходе игры понадобятся цветные  плоскостные изображения геометрических фигур с цифрами на цветных фонах, прикрепленных к прищепкам.

Вариантов этой игры несколько:

1.  Предложить ребенку прикрепить на геометрическую фигуру прищепку с цифрой,  изображенной на определенном цветовом фоне, или,  

такое количество прищепок, которое соответствует изображенной цифре.

 Что делаем – считаем и прикрепляем прищепки.

2. В этой же игре можно предложить  назвать «соседей» числа, используя слова: справа, слева, перед, после, что способствует развитию пространственных отношений.

Д/и «УМНЫЕ ПРИЩЕПКИ».

Материал: цветные прищепки, небольшая вешалка, силуэты рубашки, вырезанные из цветной бумаги. На рубашках нарисованы пуговицы.

Ход игры. Прищепки крепятся на вешалку для одежды. На  нее же размещается рубашка с определенным количеством пуговиц с двух сторон.  Это своего рода маркеры, указывающие на количество  необходимых прищепок.

Детям предлагается закрепить рубашку на вешалке, назвав ее цвет. Далее,  определяем у нее правую и левую стороны,  затем считаем пуговицы на каждой стороне рубашки.

На нижнюю часть вешалки,  относительно центра, прикрепляются прищепки, соответствующие количеству пуговиц.

Игру можно усложнить, закрепив  на вешалке сразу несколько рубашек, или предложить детям еще дорисовать пуговицы (добавить карманы).

Другой вариант: предложить подобрать прищепки, подходящие по цвету рубашки. Или, опять же, прикрепить цифры  к прищепкам.

Важно, что ребенок сам может выбрать правила игры, почувствоав себя ведущим.

В процессе выполнения заданий у ребенка развивается мелкая моторика логика, мышление, зрительное восприятие

Закрепляются знания о  пространственных отношениях  цвете, и количественном счете, название предметов одежды.

Экологическая  игра  «ЛИСТОПАД»

Материал: разные по  размеру  разноцветные листья с деревьев разных пород. Большие - основа, маленькие закреплены на прищепках.

Ребенок рассматривает листья, определяет с какого они дерева, называет их цвет. Важное замечание: цвет листьев может подсказать время года.

Правило игры:  Прикрепить лист (на прищепке) к основе (большому листу дерева), учитывая,  название дерева,  его цвет (или время года).

Усложнение. Маленькие листья можно считать.  Классифицировать по цвету (т.е. собирать разные листья одного цвета, на подходящую по цвету основу).

Возможно проведение речевой  игры в игре «ЛИСТ КАКОЙ?» (с дуба - дубовый, с березы-березовый и т.д.).

В этой игре закрепляются знания о деревьях, времени года, ведется словарная работа.

Дидактическая игра «АЛФАВИТ» познакомит  детей  буквами  алфавита.

Задачи игры:

- развитие  мелкой  моторики рук, интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка,  развитие его речи;

- закрепление знаний о  предметном мире;

- изучение алфавита (буквы гласные и согласные, последовательность букв в алфавите).

 Установка:  Собрать   алфавит,  начиная с буквы «А».  Соотнести предмет и букву, с которой начинается его название,  соединить прищепкой  с буквой.

Другой вариант: Можно отдельно собирать гласные и согласные буквы. И конечно обязательно проговаривать название предмета и букву.

Вот такие они: простые, но в то же время такие необычные прищепки!

Другая разновидность дидактических игр - это игры на липучках.

Главное назначение этих игр - развитие поискового, творческого решения поставленной задачи.

Ребенок с такими играми учится размышлять, фантазировать, моделировать, конструировать, развиваются все психические процессы, мыслительные операции, речевое развитие, обогащение и закрепление словаря.  Одну игру можно использовать, как для детей 3 лет, так и для детей 7 лет в зависимости от поставленных задач.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.

Игра «СОБЕРИ БАБОЧКУ»   направлена на формирование  у детей математические представлений – счета  до 10.

В ходе игры ребенок должен подобрать бабочке крылышки таким образом, чтобы точки на ее крылышках в сумме давали число, указанное на ее теле.

Эта игра позволяет:

- закрепить представления детей о числах, знаний о составе числа,

 умение соотносить количество предметов с цифрами.

- упражнять детей в умении производить арифметические действия в пределах 10, определять состав числа;

- развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему;

- развивать мелкую моторику;

 -воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

 

д/и «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ГУСЕНИЧКА»

В качестве материала для игры используются пластмассовые футляры от шоколадного яйца Kinder  Surprise  (тело гусеницы) с наклеенными геометрическими фигурами разного цвета.

Вариантов заданий много: например,  собрать гусеницу

-  с разными геометрическими фигурами одного цвета.

- с разными геометрическими фигурами разного цвета.

- только с одинаковыми фигурами (треугольниками,  квадратами, ,  кругами, прямоугольниками).

- с разными геометрическими фигурами одного цвета.

- в определенной последовательности (чередуя треугольник и круг, квадрат и прямоугольник… и т. д.) по образцу.

- с теми фигурами, у которых три (четыре) угла.

- с заданным числом  фигур и т.д.

 Задачи:

- закрепление  представлений о геометрических фигурах:

  •  - формирование умения  распознавать их, сравнивать по форме, цвету; называть их;
  • развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики рук.

Следующая д/игра «ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» на развитие навыка звукового анализа.

Ее задачи:

- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия

-закрепление и  совершенствование  умения детей определять местонахождение звука в слове (в начале, середине или конце слова);

- закреплять умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Ход игры: Педагог произносит слово, ребенок определяет место положение заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце), перемещает фигурку , прикрепляя ее.

Игра  «СЛОЖИ БУКВУ»

Задачи:

- закрепление  знаний о понятиях «звук» и «буква».

- закрепление и  совершенствование  умения детей определять местонахождение звука в слове;

- формирование  способности сопоставлять звук с образом буквы.

- Развивать внимание, слуховую и зрительную память.

Материал: маленькие картинки, большие буквы.

Вариант задания: Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и силуэт буквы.

По порядку взять картинки, и назвать их. Дети проговаривают слова-названия картинок, определяют наличие либо отсутствие заданного звука в слове.

Если в них присутствует звук, который обозначается данной буквой, то ребенок прикрепляет картинку на силуэт буквы.

В игре «ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН»  ребёнку необходимо  наполнить продуктовую корзину, в соответствии со списком покупок.

В набор входят карточки с продуктами и  карточки со списками покупок на липучках, а также корзина.

Задачи:

- совершенствовать  знания детей о продуктах питания;

- уточнять знания о том, где они продаются, для чего нужны, что из них можно приготовить, где хранятся;

- закреплять навыки словообразования, составление предложений,  активизировать словарь по теме «Продукты питания»;

- развивать речевую активность, память, мышление, воображение.

Говоря о дидактических играх изготовленных руками педагогов детского сада нельзя не упомянуть различные тренажеры, которые с удовольствием используют дети.

Математический тренажёр «СОСТАВ ЧИСЛА» изготовленный  для обучения счету в детском саду – это помощник в решении простейших примеров и задач на сложение.

Его задачи:

-  знакомить со способом образования чисел;

- учить считать в пределах программных задач, отвечать на вопросы» сколько; «который по счету»; соотносить количество предметов с числом и цифрой;

- развивать память, мышление, воображение, речь;

- воспитывать интерес к математике.

В комплект математического тренажера входит коробка, два пластиковых стаканчика, шарики,  соразмерные  диаметру стаканчиков, карточки с цифрами от 1 до 20.

Способ использования.  На стаканчики крепятся карточки с цифрами, обозначающие условие примера (задачи). На задней панели знак «+», обозначающий действие, т.е. сложение.

В каждый стаканчик опускаются шарики, согласно условию   (например: У маши было  2 шарика, Ваня подарил ей еще 3. Сколько шариков стало у Маши?). Считаем, сколько шариков оказалось в коробке? (5). Помещаем на переднюю панель карточку с цифрой пять. Фиксируем ответ.

Дыхательный тренажер «ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ» способствует формированию правильного дыхания у  ребенка.

 Чтобы смастерить такое настольное развлечение, надо взять:
коробку из-под конфет. (для игрового поля),

  • коробку из под зубной пасты (для ворот, понадобится лишь дно с двух сторон, или дно от пластикового стаканчика, или футляр из под шоколадного яйца или др.),
  • 2 коктейльные трубочки,
  • «мяч» (ватный или бумажный шарик, или шарик из любого другого материала. Чем тяжелее шарик, тем сложнее его сдвинуть),
  • маркер;

Нарисуйте на внутренней части коробки аналог футбольного поля. Здесь должны быть разметки для ворот, центральный круг, в который вы установите шарик.

Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются по 1 игроку, вооруженных трубочками. Мяч кладется в центр игрового поля, игроки дуют (вдыхают через нос, а выдыхают через рот) каждый со стороны своих ворот. Задача игроков — забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

  По команде они начинают дуть на мяч (шарик ) через трубочки, чтобы загнать его в ворота противника.

Важно помнить! При проведении игр на развитие дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка.. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями или отдыхом.

Также хочется упомянуть и о новой  технологии - ЛЭПБУК. 

Это самодельная интерактивная папка, наполненная разным с содержанием; это интересное методическое пособие;  это,  наконец множество дидактических игр объединенных одной тематикой.

Лэпбук с успехом   может  быть  использован  при  реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию, объединяя дидактические игры определенной тематики.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

-он  информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Главная ценность лэпбука заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов.

Мы научились создавать лэпбук своими руками и вот, что у нас получилось.

Это далеко не полный перечень дидактических игр, изготовленных педагогами нашего детского сада. У нас далеко идущие планы.

Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Н. К. Крупской: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».

А сейчас я предлагаю вам оценить нашу работу.

Перед вами три картинки: чемодан, мясорубка, мусорная корзина.

Если информацию, полученную Вами сегодня вы готовы забрать с собой и использовать в своей работе, заполните чемодан.

Если информация оказалась интересной, но пока не готова к употреблению в Вашей работе, что-то нужно додумать, доработать, докрутить, поместите ее в мясорубку.

Если информация оказалась ненужной, бесполезной, можно отправить ее  в мусорную корзину.     Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пензенская область Пензенский район МБДОУ детский сад с. Богословка «Дидактические игры для детского сада, изготовленные своими руками» Воспитатель высшей категории Рамзайцева И.Г.

Слайд 2

« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития . Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Слайд 3

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников

Слайд 4

Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности детей. Дидактическая игра —форма обучающего воздействия взрослого на ребенка; – самостоятельный вид детской деятельности (индивидуальной или коллективной).

Слайд 5

Структура дидактической игры: - обучающая и воспитывающая задача - игровые действия - правила. Виды дидактических игр: Игры с предметами (игрушками ) Настольно-печатные игры Словесные игры

Слайд 6

Дидактическая игра, изготовленная своими руками : - многофункциональна - в озможно несколько ступней сложности - обладает «открытостью» - по-своему универсальна - « автодидактична ».

Слайд 7

Руководство дидактической игрой: - в младшем дошкольном возрасте: наглядное разъяснение в процессе совместной деятельности с ребенком ; - в среднем дошкольном возрасте: разъяснение 1-2 правил, можно использовать пробный ход игры; - в старшем дошкольном возрасте : объяснение правил до игры, пояснение их значения, иногда используется пробный ход .

Слайд 8

Процесс создания д/игр : формулировка цели выбор темы продумывание концепции подбор материалы с борка игры своевременное планирование использования созданной игры. Т ребования к материалу: яркий, насыщенный н е ломающийся максимально безопасный эстетичный.

Слайд 9

Взаимодействие с родителями мастер-классы собрания-встречи индивидуальные консультации

Слайд 10

Игры, созданнные родителями

Слайд 11

Игры, созданные педагогами ДОУ. Игры с прищепками: д/и «Фигуры, цифры и прищепки» д/и «Умные прищепки»

Слайд 12

д/и «Листопад» д/и «Алфавит»

Слайд 13

Игры на липучках «Собери бабочку» «Геометрическая «Определи место «Числовые гусеничка » звука в слове» домики» «Сложи букву» «Продуктовый «Конфеты в «Пасхальная магазин» баночке» корзина»

Слайд 14

Тренажёры м атематические «Состав числа» «Умные пальчики» д ыхательный «Воздушный футбол»

Слайд 15

Интерактивная папка Лэпбук «Веселая математика. ВЕЛИЧИНА» « Считаю, играю, решаю »

Слайд 16

«Знакомство со временем» «Занимательная математика»

Слайд 17

«Зима », «Весна» «Лето», «Осень»

Слайд 18

« Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания». Н . К. Крупская

Слайд 19

Готовы забрать с собой информацию и использовать Информация не готова к употреблению Ненужная, бесполезная и нформация.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...

Презентация "Словесные дидактические игры в детском саду"

Краткие методические указания по проведению словесных дидактических игр в детском саду...

"Дидактические игры в детском саду".

Большую роль в музыкально – эстетическом воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступ...

Дидактическая игра в детском саду

Игра  в жизни ребёнка имеет  большое  значение....

Дидактические игры в детском саду. Их содержание и значение.

Теоретический материал о дидактических играх, их значении для развития детей....

Игры и дидактический материал для детского сада, изготовленные самостоятельно воспиателем

Дидактические пособия для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:*Первым шагом в создании дидактического пособия является формул...