ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ» (для детей старшего дошкольного возраста)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Коротаева Ольга Николаевна

Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия, как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx86.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

ПРОЕКТ

«МОЯ СЕМЬЯ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

C:\Users\Максим\Desktop\php0epvp9_artikulyacionnaya-gimnastika_html_9fddc0b5e885f083.jpg

Разработчик: Коротаева О.Н. /воспитатель/

г.п. Излучинск, 2022г.

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, с 1.06.2022 – 29.07.2022 года.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия, как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Постановка проблемы:

 У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта: Формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях.

Задачи проекта: 

1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

2.Расширять представления о родственных отношениях.

3.Обогащать представления о семейных традициях и праздниках.

4.Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

5.Развивать интерес к своей родословной.

Механизм реализации проекта (этапы проекта)

Этапы

Мероприятия

I – этап

Информационно-накопительный:

(2 недели -  с 1 июня по 10 июня 2022года):

- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.

-Провести  опрос детей на знание понятия «семья» Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей  сформируется представление о семье; семейных традициях и праздниках; проявится интерес к своей родословной.

- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.

- Обращение к специалистам

- Разработка конспектов образовательной деятельности.

II – этап

Организационно-практический

(4 недели – с 13 июня по 8 июля 2022 года):

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение цикла тематических  занятий.

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»

- воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи.

Пальчиковые игры «Семья», «Кто живет у нас в квартире»

- развитие мелкой моторики рук, продолжать учить детей согласовывать свои движения с текстом.

Чтение произведений о семье «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, сказка «Аленушка и братец Иванушка», «Как Вовка бабушек выручил»

- воспитывать желание слушать и эмоционально воспринимать произведение;

- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к семье и членам семьи;

- соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о семье, членах семьи, семейных ценностях.

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи

«Семейный альбом»

- систематизировать знания детей по теме;

Викторина, «В какой сказке встречаются семьи»

- пополнять литературный багаж сказками  о семейных отношениях;

- способствовать  возрождению нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

- развивать интерес детей к сказкам.

- воспитывать через сказки любовь и уважение к близким людям.

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

- воспитание бережного отношения к семье, семейным традициям.

Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).

- закреплять знания детей о семье;

- воспитывать доброе отношение к своей семье.

Слушание музыки и песен о маме и папе.

- согласовывать текст песни с движениями;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Беседа «Семейный праздник – Семейные традиции» 

- способствовать  возрождению нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Физкультминутка «Семья».

- воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботится о них;

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия; развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.

Конкурс рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».

- формировать представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;

- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Сюжетно ролевая игра «Семья».

- закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре.

Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».

- вызвать позитивные отношения к своим близким.

Беседа «Моя родословная».

- рассказать о понятиях родословная, генеалогия; воспитывать чувство семейной сплоченности.

Беседа «Ты и твое имя».

- рассказать о понятиях фамилия, имя; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; узнать о происхождении или значении фамилии, имени.

Дидактическая игра: Лото «Моя семья».

- развивать внимание, быстроту мышления.

Строительная игра: «Дом для кукол».

- формировать обобщенные представления о дома;

- учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями;

- развивать активный словарь детей, диалогическую речь;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Художественная деятельность «Самая красивая мама», «Наша семья», «Символы семьи и семейного счастья» Ра - учить детей изображать образы родных и близких людей, (папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру и др.) с помощью акварели, карандашей, фломастеров, пластилина.

- воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к родным в семье.

III – этап

Презентационно – завершающий

 (с 8 июля по 26 июля 2022 года):

- Выставка продуктов детской деятельности.

- подбор пословиц, поговорок, загадок о Семье.

- подборка «Методические разработки»;

- подборка «Иллюстративный материал»;

- творческие работы,  презентации сделанные семьями детей;

- презентация проекта «Моя Семья», «Моя родословная»

IV – этап

Итоговый

 (27 июля по 29 июля 2022 года)

Итоговый мониторинг с воспитанниками

Анализ деятельности, его результаты.

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки,

- интеграция со специалистами детского сада.

Педагогические методы, используемые в процессе реализации проекта;

-словесные (объяснения, рассказ, чтение, беседа);

-наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ, иллюстрирование)

-практический (дидактические игры, подвижные игры, игры драматизации, загадки, игровые действия, продуктивная деятельность)

Педагогические формы, используемые в процессе реализации проекта:

-индивидуальная:

-групповая;

-фронтальная.

Педагогические средства, используемые в процессе проекта:

- визуальные (игрушки, картинки);

- аудиальные (магнитофон, музыкальные инструменты, аудиозаписи);

-аудиовизуальные (видеофильм, музыкальная презентация, звуковой фильм);

- словесные (книги, энциклопедии).

Ожидаемые  результаты:        ё

- имеют представления о понятии «семья»; знают имена, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

- имеют представления о родственных отношениях.

- имеют представления о семейных традициях и праздниках.

- испытывают уважительное отношение и любовь к родным и близким.

- проявляют интерес к своей родословной.

Методическое обеспечение:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.

2.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)

3.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа - М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.

5.Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного воз- раста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Традиции народов России скачать книгу

6.Гриценко Е.Н. "Наша Родина - Россия. Детская энциклопедия"

7. Попова Татьяна Львовна "Народы России. Детская энциклопедия"

8. Ботякова О.А. "Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ФГОС"

9. Л.Ф.Шубная,Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова Научный детский сад. Народы России и их фольклор

10. Россия - наша Родина. Детская энциклопедия

11 Найденова Е. А. , Журавлева О. Н. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 

12. Татьяна Попова "Чевостик. Наша страна Россия. Детская энциклопедия"

13.Андрианова Н.А. "Россия для детей"

14. Сказы о жизни и быте русского народа Издательство Феникс

15.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

16. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с

17.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

18.  Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1        

19.  Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.

20. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

21.Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.

22. Козлов Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).а А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.

23. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.

24. етодические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

25. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

26. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

27. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.

28. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

29. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

30. атриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.

31. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

32. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - 128 с.

33. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.

34. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.

35. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.

35.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.

36.  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

37. Татьяна Шорыгина: Моя семья. Беседы и сказки для детей. Методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

Детско-родительский проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»

Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...

Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста

Семья – там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать...

Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста

Семья - там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать ...

Познавательно-творческий проект «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и социализации детей. Исследователи показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются навыки общения, нор...