Консультация для педагогов «Понятия и представления в обучении дошкольников математике»
консультация

Пузанова Валентина Васильевна

Обучение математике маленького ребенка представляет собой целенаправленный процесс формирования и развития математических понятий и представлений, а также способов действий с ними. Чтобы этот процесс был адекватным и продуктивным, педагогу следует правильно его организовать, для чего он сам должен сам хорошо ориентироваться в теме, четко представляя себе не только особенности возраста ребенка, но и само содержание материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Дубок»

Консультация для педагогов «Понятия и представления в обучении дошкольников математике»

                                               Выполнила: Пузанова Валентина Васильевна,

                                               воспитатель 1 категории

2023 г.

     Обучение математике маленького ребенка представляет собой целенаправленный процесс формирования и развития математических понятий и представлений, а также способов действий с ними. Чтобы этот процесс был адекватным и продуктивным, педагогу следует правильно его организовать, для чего он сам должен сам хорошо ориентироваться в теме, четко представляя себе не только особенности возраста ребенка, но и само содержание материала.

     Предполагается, что в результате обучения дошкольника математике у него сформируются адекватные математические представления о различных объектах математической науки.

     Чем же понятие отличается от представления? Понятие – это форма мысли (образ), отражающая существенные и обобщенные свойства объекта. Языковая форма понятия – это слово (название), или группа слов (определение). Представление – это образ объекта, который дает субъекту возможность мысленно оперировать представляемым объектом, но этот образ не всегда полный и адекватный.

     У ребенка дошкольного возраста формируется задание на распознание. Приведем примеры.

     Для 3-4 лет. Покажи фигуру, которая не похожа на все остальные фигуры на рисунке. Обведи ее. Скажи: один квадрат, много кружков. Чем похожи все кружки? (они круглой формы).Чем отличаются кружки? (размером) Чем похожи квадрат и кружки? (цветом)

     Для 4-5 лет. Соедини все круги красной линией, а все квадраты синей. Найди и покажи самый большой квадрат. Найди и покажи фигуру такого же цвета, но другой формы. Как называется эта фигура? (круг) Сосчитай все круги на рисунке. Сколько их? (4) Найди и покажи самый маленький квадрат. Почему это трудно сделать (на рисунке 3 маленьких квадрата) Покажи их все.

     Для 5-6 лет. Обведи каждую фигуру по контуру. Отметь квадрат галочкой, а треугольник двумя галочками. Фигуры с четырьмя углами раскрась желтым цветом, а с тремя – зеленым.

     Очевидно, что математические понятия (и представления) являются результатом абстрагирования от конкретных предметов и явлений. Они существуют только в мышлении человека и выражаются в тех знаках и символах, которые образуют математический язык. При этом само абстрагирование может выступать как многоступенчатый процесс. Как показано выше новые математические понятия могут происходить не из образов реальных объектов, а из предшествующих математических понятий, и прообразов среди реальных объектов они не имеют (например, степень, функция, производная).

     Чтобы правильно ориентироваться в организации процесса формирования и развития математических представлений, педагог должен знать, как можно определять понятия, какие между ними существуют взаимоотношения и что такое объем и содержание понятия. Объем понятия – это группа (множество) объектов, которые могут быть названы данным словом (термином).         Например: объем понятия «хвойное дерево» включает в себя ель, сосну, лиственницу, кедр и пихту. Объем понятия «однозначное число» - 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

     Содержание понятия – это перечень существенных признаков объектов данной группы (данного понятия).

     Рассмотрим способы определения понятий, которые по сути будут определять адекватную методику знакомства с ними ребенка (т.е. методически и математически грамотные задания, которые педагог может предлагать ребенку в процессе знакомства и уточнения смысла того или иного понятия).

     Еще одним видом классического определения понятий в математике является так называемое «соглашение». В этом случае какой то математический факт предъявляется человеку как данность, с которой нужно согласиться, запомнить и научиться использовать его в нужных ситуациях.

     Как вариант соглашения может быть использован способ показа, т.е. демонстрация объектов, которые этим термином обозначаются. Например, при помощи показа мы знакомим детей со знаками действия и другими математическими символами, с различными математическими записями, а также большинством геометрических фигур.

     Таким образом, подводя итог выше сказанному, мы выделяем основные способы определения, которые может использовать педагог детского сада, при знакомстве с математическими понятиями: перечисление (указание объема) и показ (соглашение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок.

Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок....

Консультация для педагогов «Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников» 2020г

Одной из новых форм коллективного творческого дела, которую я успешно применяю на занятиях с детьми дошкольного возраста, является - лэпбук. Форма, которая позволяет творчески подойти к учебному проце...

Консультация для педагогов Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС

Консультация для педагоговКвест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий при обучении дошкольников математике»

ull;Важность темы обусловлено тем , что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей , вызывают интерес к процессу познанию и облегчают процесс усвоения з...