Логические блоки Дьенеша
консультация

Ковалева Тамара Владимировна
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление. А самое главное, играть этими блоками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx78.9 КБ

Предварительный просмотр:

  Логические блоки Дьенеша — это учебно-игровое пособие, которое создал Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик.

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить детям много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать информацию.

   Блоки можно использовать в играх с детьми от 1 года и до самой школы. Варианты игр с блоками Дьенеша проводятся в порядке возрастающей трудности.

  В работе с малышами, есть задания в специальном альбоме, которые есть в продаже, я распечатала свои. Работать с ними очень просто. Кладём перед ребёнком картинку, справа или сверху от неё необходимые блоки. Предлагаем ребёнку положить блоки на фигуры такого же цвета и формы. Если даете ребёнку картинку с паровозом, то потом можно предложить на блоки посадить маленьких зверей, которые хотят отправиться в путешествие, например, посадить собачку в синий вагон, а белочку в красный. Также часто, после того как ребёнок выполнил задания, нужно попросить помочь убрать блоки на место, а для этого просим дать сначала большой красный круг, или маленький синий квадрат. Затем усложнить можно задание; дать не синий круг, или не толстый треугольник и т.п.

  Такая игра позволяет закреплять у малышей знания основных цветов, геометрических форм, развивает пространственное мышление, и умение выполнять задания.

Для детей старшего дошкольного возраста задачи усложняются. Сортируем блоки с использованием логических карточек. Логические карточки развивают умение кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь дети будут учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

Карточка 1 , Карточка 2 ,  Карточка 3 - синий, красный, желтый блок

Карточка 4 , Карточки 5  - большой и маленький блок

Карточки 6 , Карточки 7 - толстый и тонкий блок

Карточки 8 , Карточки 9Карточки 10 , Карточки 11— блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например, Карточки 13 - не синий, Карточки 14 - не круглый, Карточки 15 - не толстый, Карточки 16 - не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно

Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите детям рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

"Найди клад"

Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать  только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...