Использование ИКТ - технологий в развитии дошкольников.
статья

Штриккер Олеся Александровна

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ - технологий в развитии дошкольников.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

Вместе с тем, использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Достоинства использования ИКТ   можно   свести   к   двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме образовательной деятельности в целом.

Использование ИКТ – технологий в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

  1. Современность и актуальность учебного материала.
  2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
  3. Эстетичность и наглядность.
  4. Обучение через игровую или практическую деятельность
  5. Повышение интереса к проблеме.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить        дифференцированный        подход        к        детям        с        разным уровнем;
  • организовать        одновременно        детей,        обладающих        различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:

  • использование        ресурсов        Интернет;        использование        готовых обучающих программ;
  • создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская        причина        задуматься        об        использовании                компьютерных технологий.        Одной        из        наиболее        удачных        форм        является мультимедийная презентация.

Основная идея работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития ребенка.

Поэтому главная цель работы с ИКТ это: развитие дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели, можно определить необходимые задачи:

  • изучить нормативные законодательные документы, педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
  • обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми;
  • использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития детей;
  • создать набор интерактивных игр, компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно- образовательном процессе детского сада.

Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  1. исследовательский характер,
  2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  3. развитие широкого спектра навыков и представлений,
  4. высокий технический уровень,
  5. соответствие возрасту,
  6. занимательность.

Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

Использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

  1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию.
  2. Отбор речевого и наглядного материала.
  3. Техническое исполнение презентации.

Использование на занятиях нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала.

Использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

  1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию.
  2. Отбор речевого и наглядного материала.
  3. Техническое исполнение презентации.

Использование на занятиях нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Коучинг – сессия «Использование современных технологий в развитии дошкольников»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.

Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...