Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Я и моя семья"
план-конспект занятия (старшая группа)

Воробьёва Анна Ивановна

Тема: «Я и мое имя»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни, ознакомление детей с историей русских имен, со значением имени для человека.

Задачи:

  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • дать детям понятие о семье;
  • сформировать у детей представление о семье, как об «островке безопасности» - гаранте прав  ребёнка;
  • воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу;
  • научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласко­вые имена, представляться другим людям, знакомиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68 «Яблонька»


Составила воспитатель первой квалификационной категории:

ВОРОБЬЕВА АННА ИВАНОВНА

Тема: «Я и мое имя»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни, ознакомление детей с историей русских имен, со значением имени для человека.

Задачи:

  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • дать детям понятие о семье;
  • сформировать у детей представление о семье, как об «островке безопасности» - гаранте прав  ребёнка;
  • воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу;
  • научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.

Оборудование и материалы: мяч, мольберт, семейные фотографии, иллюстрации прав ребёнка, ребус «7я », пословицы и поговорки о семье,  изображение кирпичного дома, фломастер, песни, в которых упоминаются имена.

Словарная работа: согласная семья, забота, обязанность,

Предварительная работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Дети рассаживаются по местам, приветствуют всех присутствующих на занятии. 

Игра- приветствие с элементами самомассажа

Доброе утро!                              разводят руки и

Улыбнись скорее!                       поворачиваются из стороны- в сторону

И сегодня весь день хлопают в ладоши

Будет веселее

Мы погладим лобик,                  выполняют движения по тексту

Носик и щечки.

Будем мы красивыми                 постепенно поднимают руки вверх

Как в саду цветочки!                  выполняют «фонарики»

Разотрем ладошки                      движение по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь                         потрем разводят руки в стороны

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Воспитатель: Дети, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о праве на имя и на индивидуальность каждого из вас.

Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит Домовенка Кузю.

Воспитатель: Домовенок говорит нам, здравствуйте. Давайте тоже поздороваемся. (Здравствуй!)

Он загадывает детям русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?»

Важно выслушать варианты ответов детей, а затем дать ответ к народной загадке: «Человеку нельзя жить без имени».

Домовенок Кузя: У каждого человека есть свое имя. Для чего оно дается?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя подводит детей к следующему выводу: Имя — это отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого. Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель предлагает детям и Кузе послушать отрывок из сказки английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

«Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Конечно, нет, — растерянно сказала Алиса.

- Не знаю, не знаю, — пробормотал Комар. — Вы только подумаете, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас спрашивают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске...» — и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

- Ничего из этого не выйдет, — сказала Алиса, — и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй», или еще как-нибудь»

Л. Кэрролл

Воспитатель: А теперь, внимание, загадка:

Элизабет, Лиззи,

Бэтси и Бэсс

Весною с корзинкой

Отправились в лес.

В гнезде на березе,

Где не было птиц,

Нашли они пять

Розоватых яиц.

Им всем четверым

По яичку досталось,

И все же четыре

На месте осталось.

Разгадка Хоть разные

Названы здесь имена (Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс),

Но так называлась девчонка одна.

Она и ходила

С корзинкою в лес.

Из английского фольклора

Воспитатель: Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идет речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.

Воспитатель предлагает детям изготовить для Кузи свои именные карточки.

Домовенок Кузя: У каждого из вас есть полное и неполное имя.

Предлагает ответить на вопросы.

- Как тебя зовут дома и в детском саду?

- Как тебя будут звать, когда ты станешь взрослым?

Дети называют Кузе свои полные и неполные имена. Эту работу можно провести в разных игровых формах:

а)        дети представляются (Меня зовут.....)

б)        ребенок называет свое неполное имя, а дети говорят, как будет звучать его имя полное;

в)        ребенок называет свое полное имя, а остальные — его неполное имя;

г)        воспитатель называет неполное имя, встают все дети с таким именем и хором говорят свое полное имя.

Кузя говорит детям, что каждого человека можно назвать по имени ласково. Затем читается рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имен».

«Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидит, пригорюнившись на скамейке.

- Ты чего горюешь? — спросил я.

- О-о-о-х... — вздохнула Света и пожаловалась. — Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав меня ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок

Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! — крикнула она.

- А разве они тоже?.. — спросил я уже на бегу.

Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть...

Светину подружку Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, — прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? — робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.

Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», — сказал я. — В нем вы найдете все ласковые имена.

О. Кириллов

Детям предлагается:

а)        изменить свое имя так, чтобы оно звучало ласково;

б)        назвать своего друга всеми ласковыми именами («расколдовать» его);

в)        придумать ласковые прозвища для Кузи.

Разыгрывание этюдов.

  1. Дети должны разыграть ситуацию знакомства с Кузей. Можно использовать для знакомства разные формы обращения к другому человеку. Например:

- Разрешите (позвольте) познакомиться: Петя Иванов.

- Разрешите (позвольте) представиться: Катя Полякова.

- Давай (давайте) познакомимся. Меня зовут Оля Денисова (Я-Оля Денисова).

Ответы могут быть такими:

- Я рад(а) с вами познакомиться.

- Очень приятно. Меня зовут Света Петрова.

2) Детям предлагается разыграть ситуацию, в которой нужно представить своего друга Кузе.

Для этого можно использовать разные формы обращения:

Воспитатель: Разрешите (позвольте) вас познакомить: это — Саша, это — Я Кузя.

 - Кузя, познакомься, пожалуйста, с Сашей.

Важно использовать разные формы ответов: Очень приятно! Я много о вас слышал! Привет! Будем знакомы!

Когда я был маленьким

Когда я был маленьким, мама называла меня по-разному: Пушей и Петушком, Солнышком и Котенком, Петенькой и Одуванчиком. Я думал, что так и надо.

Однажды мы с мамой вышли во двор погулять. Я там увидел маленького щенка и пошел за ним, даже моя мама не заметила, как меня во дворе не стало.

На дороге меня остановила чужая бабушка:

- Куда ты, мальчик?

Потом к нам подошла какая-то тетя, и бабушка ей сказала, что я, наверно, потерялся. Тетя спросила, как зовут меня. Тут я заметил, что пропал мой щенок, и стал оглядываться вокруг.

Как же тебя зовут, мальчик? — снова спросила тетя.  Я сказал ей, что меня зовут Солнышком.

И заулыбалась. А бабушка вслух подумала: Куда же теперь девать это Солнышко? И обе они захотели узнать, где я живу. Я сказал им, что живу во дворе, и хотел уйти, но тут к нам подошли другие тети и дяди и все начали спрашивать: «Как тебя зовут, мальчик?» Я рассердился и им ответил, что меня зовут Одуванчиком, Умницей, Петей, Котенком и еще по-разному. И пошел вперед. Но люди тоже за мной пошли.

И вдруг к нам подошел милиционер. Он спросил:

-Граждане, кто тут потерялся? И тогда я сказал, что потерялся Щенок. Все засмеялись. А милиционер повел меня куда-то с собою.

Около магазина меня увидела мама. Она была очень взволнована. Милиционер ей сказал:

-Спокойно, гражданка.

-Что случилось? — спросила мама у милиционера.

-Потерялся мальчик, — ответил милиционер.

-Это же мой Петенька! — громко сказала мама.

С тех пор я понял, что Петенька — мое настоящее имя.

Т. Петрушина

Воспитатель: Ребята, а благодаря кому мы с вами появились на свет? У вас есть замечательные, хорошие родители. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете, кто ваша семья? (дети рассказывают с кем они живут). Каждый человек и каждый ребенок имеет право жить со своими родителями, в своей семье.

У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт семья. Давным-давно в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, а женщины готовили пищу и заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Таким образом, семья образовалась по необходимости взрослым и детям жить вместе и заботится друг о друге.

Я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Семья»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Посмотрите, какая дружная, красивая  получилась семья.

Воспитатель: Семья – это когда люди живут вместе и это родные люди. Они заботятся друг о друге, радуются друг за друга, огорчаются помогают  друг другу во всём, и конечно очень любят  друг друга. Дети бывают похожими на своих родителей. Давайте проверим. Подойдите к стенду. Посмотрите сколько фотографий на нём.

- Чья семья изображена на этой  фотографии? Как вы догадались?

- Правильно это семья …..Эдик, расскажи с кем ты на фото.

- Скажите, а вы хорошо знаете своих родных, можете найти их фотографии?

-Сейчас вы попробуете найти своих близких и родных на фотографии и поселить их в один дом.

- На этой фотографии я и мои родители. У нас дружная семья

- Я с моей бабушкой и дедушкой. Я их очень люблю.

- Это мы с братом и сестрой, мы родные.

- Это моя мама, она очень хорошая.

- Замечательные у вас семьи и поэтому я очень рада за вас.

- В хорошей семье всегда есть мама, папа, дети, бабушки.

- Дети, а кто хранит тепло вашего дома, создаёт уют, заботится о вас, готовит еду, делает много полезных и нужных дел?  (Мама)

- Правильно, а сейчас постарайтесь одним словом рассказать о своей маме, а я ваши слова буду складывать в пирамидку (добрая, красивая, умная, любимая, заботливая, ласковая, весёлая, хорошая, милая, нарядная, нежная, модная, работящая)

- Посмотрите, какая большая получилась у нас пирамидка. Сколько хороших слов вы назвали о маме.

Мимические упражнения

-Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).

-Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.

-«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.

-Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

Воспитатель: Знаете, дети, русский народ придумал немало пословиц и поговорок о семье. Послушайте:

- Дружная семья гору сдвинет.

- Дома и стены помогают.

- В родной семье и каша гуще.

- Давайте их запомним. Повторяйте вместе со мной.

- А сейчас постарайтесь одним словом назвать какая у вас семья, а я ваши слова буду превращать в кирпичики, из которых  построю крепкий дом. (дружная, мирная, весёлая, хорошая, спокойная, надёжная, чудесная, замечательная, трудолюбивая, спортивная, музыкальная, интеллигентная)

Папа, мамочка и я –

Вместе дружная семья.

Папа улыбается,                           широко улыбнуться, обнажив зубы.

Мама улыбается,

Улыбаюсь я.

Папа удивляется,                           поднять брови, губы сложить,

Мама удивляется,                          как при произнесении звука [О].

Удивляюсь я.

Папочка ругается,                         погрозить указательным пальцем,

                                                       нахмурить брови, губы поджать.

Мамочка ругается,                       сделать виноватое лицо, глаза опустить

Извиняюсь я.                                закусить нижнюю губу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько много хороших слов вы  назвали о семье. Смотрите, какой замечательный дом у нас получился. Вы бы хотели жить в таком замечательном доме? (да)

- Конечно, в таком доме будет мир и уют, доброта и взаимопонимание, и конечно же дружная семья. 

- Дети, а представьте себе, если из этого дома, выпал бы хоть один кирпичик. Что тогда произойдёт? (Дом сломается) Правильно, дом сломается и значит, разрушится семья. Чтобы этого не произошло, нужно все кирпичики оберегать и хранить. И тогда у вас будет дружная семья.

Пальчиковая гимнастика

Как у нас семья большая да веселая        хлопают в ладоши 

Два у лавки стоят                              загибают большие пальцы на обеих руках

Два учиться хотят                                загибают указательные пальцы 

Два Степана у сметаны объедаются        загибают средние пальцы 

Две Дашки у кашки питаются                загибают безымянные пальцы 

Две Ульянки в люльке качаются                загибают мизинцы 

- В основном документе о правах детей «Конвенции» записано, что «семья  является опорой каждого ребёнка, это маленький «островок безопасности», где любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы вы, дети, также любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми.

- Сегодня мы с вами изучили ещё одно право – это «Право на воспитании в семье». Его мы тоже поместим на наш стенд «Мои права».

По окончании занятия Кузя вместе с детьми рассматривает именные карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Флаг и герб города Тамбова"

Познакомить детей с гербом и флагом города Тамбова, с историей их происхождения, со значением в современной жизни....

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию «Какие у меня права?»

Познакомить детей в соответствии их возрасту форме с основным документом по защите прав человека...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"

Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию. Тема: «О правах- играя! Право на имя!»

Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....