Конспект занятия "Сказочная страна обязанностей и ответственностей"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Магомедэминова Замира Сулеймановна

Данная работа направлена в первую очередь на расширение и укрепление представлений дошкольников об их обязанностях и ответственностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия «Сказочная страна обязанностей и ответственностей»

Цель: расширение и укрепление представлений дошкольников об их обязанностях и ответственностях.

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний об ответственностях и обязанностях у детей дошкольного возраста;

2. Стимулировать у детей умения следовать своим обязанностям, сознательно соблюдать правила поведения, а также  умение нести ответственности за свои действия;

3. Воспитать у детей нравственно-моральные чувства, уважение к окружающим, моральный интеллект, самоуважение, доброту, отзывчивость и самостоятельность.

Оборудование: карточки-дверцы с номерами,  текстовые карточки с отрывками из сказок, ИКТ, иллюстрационный материал (в формате Презентация PowerPoint).

Актуальность: Будучи ответственными, мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем. В разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст - это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены». В ходе данного занятия, будут представлены все сферы ответственности через призму сказочного мира, потому как для детей легче и лучше воспринимать знания в форме сюжетной игры. Тем самым, информация будет лучше усвоена для каждого участвующего ребенка.

Предварительная работа: ознакомление детей с правовой сферой общества на занятиях (разыгрывание ситуаций), примерами из жизни осуществления обязанностей и соблюдения ответственностей ребенка, чтение сказок и анализ поведения героев в тех или иных ситуациях. Беседы с детьми о значимости соблюдения морально-правового и нравственного поведения.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с очень важной сферой общества и права – гражданская ответственность дошкольника.

Для начала, напомню основные понятия - «права», «обязанности» и «гражданская ответственность» - также поясню, в чем заключается ответственность дошкольника.

Итак, что такое «права»? У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности. Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Обязанности можно определить, как определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка - это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.  

Понятие «гражданская ответственность» - это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений.  В тоже время, ответственность - это внутреннее чувство человека.

Существует перечень главных обязанностей и ответственностей для детей, об этом пойдет речь далее.

В обязанности детей входят:

  • «Обязанности детей в семье» 
  • «Обязанности детей в детском саду»
  • «Обязанности детей в обществе» 

Ответственности:

  • «Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей» 
  • «Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь»
  • «Ответственность за домашних любимцев» 
  • «Ответственность за собственные вещи» 
  • «Ответственность за данное слово и принятое решение»
  • «Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи» 
  • «Экологическая ответственность» 

А теперь, дети, давайте подумаем, что входит в перечисленные обязанности и ответственности?

Ответы детей:

- В обязанности детей в семье входит: слушаться родителей, принимать их заботу и внимание, помогать пожилым бабушкам и дедушкам, маленьким братьям и сёстрам, а также оказывать помощь по домашнему хозяйству.

- В обязанности детей в детском саду входит: уважение воспитателей, а также других работников учреждения, проявлять уважение к труду, культурно общаться со старшими, соблюдать правила поведения.

- К обязанностям детей в обществе относится: также соблюдать правила поведения, которые  установлены в общественных местах.  

Воспитатель: Теперь давайте представим, что мы находимся в сказочном мире. Там есть 6 волшебных дверей, где за каждой из них находятся сказки, которые расскажут нам про ответственность детей, и что они обозначают. Ваша задача угадать, про какую ответственность повествует нам сказка.  А дверь, вы будете выбирать сами.

(Воспитатель достает карточки с номерами дверей и названием сказки; ребенок тянет карточку)

Воспитатель: Итак, первая карточка под номером №5. Открываем пятую дверцу – сказка «Волшебник Изумрудного Города» А. Волков. 

(Дети вместе с воспитателем читаю отрывок из сказки)

«Вдали, у горизонта, сгущались тучи, поблескивали молнии. Тотошка беспокойно бегал, задрав голову, и задорно лаял на тучи, которые быстро мчались по небу.

- Ой, Тотошка, какой ты смешной, - сказала Элли. - Пугаешь тучи, а ведь сам трусишь!

Пёсик и в самом деле очень боялся гроз. Он их уже немало видел за свою недолгую жизнь…Вот уже ясно стал слышен грозный гул ветра. Пшеница на поле прилегла к земле, и по ней, как по реке, покатились волны…Анна бросилась к погребу, откинула крышку.

- Элли, Элли! Скорее сюда! - кричала она.

Но Тотошка, перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставить своего любимца одного и бросилась за ним в фургон.

Ураган все бушевал, и домик, покачиваясь, нёсся по воздуху. Тотошка, потрясённый тем, что творилось вокруг, бегал по тёмной комнате с испуганным лаем…Но время шло, а домик всё ещё летел. Элли вскарабкалась на кровать и легла, прижав к себе Тотошку. Под гул ветра, плавно качавшего домик, Элли крепко заснула».

Воспитатель: Итак, что же ответственность несет Элли в этой сказке?

Дети: Элли побежала за своим домашним любимцем, песиком Тотошкой, и не оставила его в беде.

Воспитатель: Правильно! Здесь говорится об «ответственности за домашних любимцев». Это означает, что за каждым своим питомцем ты должен ухаживать, заботится о нем, кормить и играть с ним. Ведь «мы в ответе за тех, кого приручили».

Скажите, дети, а нарушена ли здесь какая-то ответственность со стороны Элли?

Дети: Да! Она побежала в фургон за песиком, и при этом, не послушалась родителей и не ушла домой, в безопасное место, и потом её вместе с фургоном унесло сильным ветром.

Воспитатель: Молодцы! Элли подвергла опасности свою жизнь и здоровье своим необдуманным поступком. Она забыла про соблюдение «ответственности за собственное здоровье, безопасность и жизнь».

Пойдем дальше, другая сказка нас уже заждалась!

(Ребенок снова тянет карточку)

Воспитатель: Нам попалась карточка №1 – мы направляемся в сказку «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.  

«— Ну, Малыш, — сказал Карлсон, — вот это действительно «фут-фут-фут»! Вот это я понимаю! Лучший в мире спе…

Но закончить Карлсон не успел, потому что в этот момент раздался громкий взрыв и паровой машины не стало, а обломки её разлетелись по всей комнате.

— Она взорвалась! — в восторге закричал Карлсон, словно ему удалось проделать с паровой машиной самый интересный фокус. — Честное слово, она взорвалась! Какой грохот! Вот здорово!

Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слёз.

— Моя паровая машина… — всхлипывал он. — Моя паровая машина развалилась на куски!

Малыш принялся собирать с пола куски того, что раньше было его паровой машиной.

— Представляю, как рассердится папа, — озабоченно пробормотал он.

— Я ведь вам уже говорил, что его зовут Карлсон и что он живёт там, наверху, на крыше, — сказал Малыш. — Что же здесь особенного? Разве люди не могут жить, где им хочется?..

«…»

— Не упрямься, Малыш, — сказала мама. — Если бы ты знал, как ты нас напугал! Настоящий взрыв. Ведь тебя могло убить! Неужели ты не понимаешь?

— Понимаю, но всё равно Карлсон — лучший в мире специалист по паровым машинам, — ответил Малыш и серьёзно посмотрел на свою маму.

Ну как она не понимает, что невозможно сказать «нет», когда лучший в мире специалист по паровым машинам предлагает проверить предохранительный клапан!

— Надо отвечать за свои поступки, — строго сказал папа, — а не сваливать вину на какого-то Карлсона с крыши, которого вообще не существует.

— Нет, — сказал Малыш, — существует!»

Воспитатель: Скажите, дети, какой ответственностью пренебрег Малыш?

Дети: Малыш не соблюдал правила техники безопасности, а еще не отвечал сам за свои действия и поступки. Конечно, Карлсон виноват так же и он тоже должен нести ответственность.

Воспитатель: Действительно, Малыш, в этом случае, при родителях ссылается на Карлсона, которого он никогда не видели. Здесь Малыш и сам Карлсон должны был взять «ответственность за данное слово и принятое решение», что значит, умение «держать слово», нести ответственность за те слова, которые он говорит, поступки, которые он совершает, и те обещания, которые дает.

Дети, наверное, вы устали, давайте немного повеселимся, подвигаемся и отвлечемся. Для этого предлагаю вам сделать одну очень интересную физкультминутку.

Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя шли домой             (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой.    (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом,  (Руки на уровне груди.)

А сынок — малютка просто.    (Присесть.)

Очень маленький он был,         (Присев,   качаться  по-медвежьи.)

С погремушками ходил.           (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.         (Дети имитируют игру с погремушками.)

Воспитатель: Теперь идем дальше, следующая остановка (ребенок тянет карточку) – карточка №3 – сказка «В стране невыученных уроков» Л. Гераскина.

«Пришлось уйти в свою комнату и засесть за уроки.

— Убери на своем столе! — крикнула вдогонку мама.

Легко сказать — убери! Я иногда просто удивляюсь, глядя на свой стол. Как много предметов на нем умещается. Тут рваные учебники и тетрадки в четыре листика, ручки, карандаши, линейки. Их, правда, теснят гвозди, шурупы, обрывки проволоки и другие нужные вещи. Я очень люблю гвозди. Они у меня есть всех размеров и разной толщины. А мама почему-то их совсем не любит. Она много раз выбрасывала их, но они снова возвращаются на мой стол, как бумеранги. Мама сердится на меня за то, что я больше люблю гвозди, чем учебники. А кто виноват? Конечно, не я, а учебники. Не надо быть такими скучными.

На этот раз я управился с уборкой быстро. Выдвинул ящик стола и сгреб туда все вещи. Скоро и удобно. И пыль сразу стирается. Теперь можно было приняться за уроки».

Воспитатель: Эта сказка показывает нам две сферы ответственности, поэтому давайте сначала подумаем, какая ответственность представлена в первом отрывке.

Дети: Здесь главный герой не хочет убираться со стола, где бардак и все его вещи лежат не на своих местах. И, когда он все же решает убрать их, скидывает все в одну кучу, не заботясь об их состоянии.

Воспитатель: Правильно, ребята! Витя Перестукин, главный герой сказки, не желал убирать свои вещи на свои места и небрежно относился к ним. Это значит, что он безответственно относится к своим вещам - «Ответственность за собственные вещи».

Продолжим читать следующий отрывок.

«— А какой у вас ответ получился в задаче? — спросила Катя, точь-в-точь как Зоя Филипповна.

— Полтора землекопа, — ответил я нарочно очень грубо.

— Неправильно, — спокойно возразила Катя.

— Ну и пусть неправильно. Тебе-то что! — ответил я и сделал ей страшную гримасу.

Катя опять вздохнула и опять покачала головой. Женьчик, конечно, тоже.

— Ей больше всех надо! — выпалила Люська.

Катя поправила свои косы и медленно сказала:

— Пойдем, Евгений. Они еще и грубят.

Женьчик рассердился, покраснел и самостоятельно выругал нас. Мы этому так удивились, что ничего ему не ответили. Катя сказала, что они сейчас же уйдут, и от этого будет хуже только нам, так как мы останемся неподтянутыми.

— Прощайте, лодыри, — ласково сказала Катя.

— Прощайте, лодыри, — пискнул Женьчик.

— Попутный ветер в спину! — гаркнул я.

— До свиданья, Пятеркины-Четверкины! — пропела смешным голосом Люська. В стране невыученных уроков

Это было, конечно, не совсем вежливо. Ведь они были у меня в доме. Почти в гостях. Вежливо — невежливо, а я их все-таки выставил».

Воспитатель: Дети, какая ответственность здесь не соблюдается?

Дети: Витя очень невежливо поступил со своими гостями, строил страшные гримасы, неуважительно относился к ним, они ведь хотели помочь. Из-за его поведения, гости решили уйти.

Воспитатель: Да, вы все правильно говорите. А это значит, что он сознательно пытался от них избавиться, выгнать из дома, тем самым обидев их и причинив неудобства. В этом отрывке показывается «Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей».

Осталось совсем мало дверей и соответственно карточек и сказок. (Ребенок тянет карточку). Карточка №2. Следующая сказка – «Черемуха» Э. Шим.

«Очень я, Черёмуха, на людей обижаюсь…

По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою — как невеста… Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

А люди — ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят — вот уж и осыпались… А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!

Поспеют летом черные ягоды, — опять люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают…

Этакий сорванец на ветке качается, приятелей зовёт:

— Эгей! Сюда!..

Ну, я на хитрость пустилась.

Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.

Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Ну, и поделом тебе.

Ступай домой да помалкивай.»

Дети: В этой сказке, говорится о том, что нельзя портить и ломать деревья, без причины срывать с них цветы. Таким образом, люди причиняют «боль» живой природе.

Воспитатель: Всё верно. И это относится не только к деревьям, но также и к остальному многообразному живому природному миру. Нужно бережно относится к природе и ценить красоту окружающего мира. Это приводит нас к следующей ответственности - «Экологическая ответственность».

Итак, дети, мы подошли к заключительной сказке – карточка №4 «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстой.

«Вот и сосна на каменистом пригорке, вот и пещера. Вокруг разбросаны наломанные ветки. Трава примята следами колес.

У Буратино отчаянно забилось сердце. Он соскочил с пригорка, заглянул под корявые корни…

Пещера была пуста!!!

Ни Мальвины, ни Пьеро, ни Артемона.

Только валялись две тряпочки. Он их поднял, — это были оторванные рукава от рубашки Пьеро.

Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком, — нос его глубоко воткнулся в землю. «…»

Что за польза была лежать, завязив нос в земле! Буратино вскочил и побежал по следам колес. Обогнул озеро, вышел на поле с густой травой. Шел, шел… У него не было никакого плана в голове. Надо спасти товарищей, — вот и все».

Воспитатель: Так, дети, а какое правило здесь нарушил герой и кто именно?

Дети: Буратино очень храбро и отважно поступил, когда перестал унывать из-за неудачи. Он спас своих друзей этим самостоятельным поступком.

Воспитатель: Верно! Буратино не стал отчаиваться из-за неудачи и страха перед несправедливостью, он проявил усилия для того, чтобы побороть преграды и тем самым привел себя к цели, спас своих друзей и смог гордиться собой. Здесь говорится об «ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи».

Ну, вот и все, сказки закончились. Теперь, вы знаете, какие есть обязанности и ответственности у вас и, что каждая из них в себя включает.

Рефлексия: - дети, вам понравилась занятие?

                    -Что нового вы узнали сегодня?

                     - Что вам больше всего запомнилось?

Воспитатель: В ходе занятия, мы узнали, какие обязанности есть у детей, а также вспомнили об известных сказках, о том, какие персонажи вели себя ответственно, а какие не соблюдали правил и проявляли себя невоспитанно и небезопасно для себя и для окружающих, что сказки нас учат самостоятельности, уважению к окружающим, отзывчивости, доброте и брать ответственность за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании: Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013г....

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗСтатья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающи...

"Что должен знать каждый педагогический работник о своих правах,обязанностях и ответственности"

Материал для воспитателей, где на основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Трудового кодекса РФ,кратко (сжато) формулированы положения, выделены наиболее значимые, существенные, представ...

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нра...

Конспект беседы в старшей группе на тему: «О долге, обязанностях и ответственности современного человека»

Цель занятия - Прививать нравственные нормы цивилизованного общества....