Критерий 4
материал

Новикова Татьяна Николаевна

Критерий 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективов опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Критерий 4.1.1 Мастер-класс для педагогов«Технология ТИКО-конструирования в дошкольном учреждении» 2023217.36 КБ
Файл Критерий 4.1.1 Конспект НОД "Знакомство с ТИКО-страной"21.6 КБ
PDF icon Критерий 4.1.1 Приказ об организации и проведении тематической проверки646.13 КБ
Файл Критерий 4.1.1 Конспект НОД "Наша Родина - Россия"20 КБ
Файл Критерий 4.1.1 Технологическая карта НОД "Наша Родина - Россия"15.5 КБ
PDF icon Критерий 4.1.1 Рецензия на НОД "Наша Родина - Россия"706.51 КБ
PDF icon Критерий 4.1.1 Отзыв на НОД "Наша Родина - Россия"470.74 КБ
PDF icon Критерий 4.1.1 Отзыв на НОД "Наша Родина - Россия"481.12 КБ
Файл Критерий 4.1.1 Инновационный проект "ТИКО - моделирование как средство развития конструктивных способностей детей старшего дошк"40.12 КБ
PDF icon Критерий 4.1.1 Приказ об итогах муниципального конкурса инновационных проектов2.43 МБ
Файл Критерий 4.1.1 Мастер-класс для педагогов "Волшебные игры Фребеля" 20201.13 МБ
PDF icon Критерий 4.1.2 Приказ о проведении обобщения на уровне ДОУ177.01 КБ
Файл Критерий 4.1.2 Августовская конференция_статья 202324.85 КБ
PDF icon Криитерий 4.1.3 Приказ об открытии федеральной инновационной площадки165.54 КБ
PDF icon Критерий 4.1.3 Приказ инновационная площадка_67.06 КБ
PDF icon Критерий 4.1.1 Приказ ОППО_2021177.01 КБ
PDF icon Критерий 4.1.4 Методическая разработка для педагогов120.19 КБ
Файл Критерий 4.1.4 Методическая разработка для педагогов_Духовно-нравственное воспитание35.6 КБ
PDF icon Критерий 4.2.1 Награды и поощрения61.39 КБ
PDF icon Критерий 4.2.1 Награды и поощрения60.64 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

 

Конспект

непосредственно -  образовательной деятельности

по конструированию из Тико-конструктора: «Знакомство с Тико-страной»

Разработала: Т.Н. Новикова,

воспитатель логопедической группы

МАДОУ детский сад №3 «Ромашка»

Корсаков

2022 г

Цель: Знакомство детей со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры.

Задачи: Актуализировать знания о геометрических фигурах.

Развивать познавательные процессы (восприятие, воображение).

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: Посылка с наборами ТИКО-конструктора, геометрические фигуры, схема «Подводная лодка» (технические карты), проектор

Ход занятия

  1. Организационный момент

Ребята с воспитателем под музыку заходят в зал, дети встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель:

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:

-Ребята, я приглашаю вас на волшебную поляну, давайте присядем.

- С сегодняшнего дня мы с вами отправляемся в путешествие по очень интересной стране – ТИКО-стране. Вы когда-нибудь слышали о такой стране?

Дети: ответы детей.

На экране показан конструктор Тико: его элементы, поделки из него.

Воспитатель:

- Существует на свете ТИКО-страна. Она яркая, красочная, красивая и интересная. В этой стране дети учатся решать необычные задачи, выполнять нелегкие задания и конструировать различные фигуры. Тот, кто путешествует по ТИКО-стране, становится сообразительным, умным, много знающим и у него отлично работают пальчики.

В этой стране обитает ТИКО-конструктор, который состоит из геометрических фигур. Они очень любят играть с детьми, придумывать для них различные задания и, конечно же, превращаться в красивые постройки. Чтобы без проблем справляться с задачами в этой необычной стране, нужно очень хорошо познакомиться с ее главными обитателями. А для этого нужно помнить их имена, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.

И только после того как узнаешь их лучше, любое задание покажется легким и смело можно конструировать что-нибудь интересное.

- Как вы считаете, после того как послушали рассказ про ТИКО-страну, там интересно?

ДетиОтветы детей

Воспитатель:

-Я предлагаю вам присесть на стулья.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

- Но попадают в эту страну дети, которые любят отгадывать загадки, решать задачки, выполнять задания, мастерить, конструировать, придумывать. Вы любите все это делать? Готовы справляться с любыми заданиями? Даже очень-очень трудными?

- Чтобы попасть в эту страну нужно отгадать загадки, которые должен был принести мне мой помощник мишка по имени ТИК. Вы его не видели?

Педагог оглядывается по сторонами удивляется.        

- Ой, посмотрите, тут какая-то коробка, да эта же посылка.

На экране появляется  мишка-Тик

  1. Отгадывание загадок

Мишка Тик:

-Всем привет! Я мишка ТИК, пришел к вам из ТИКО - страны и я очень люблю придумывать разные задания для детей. Вот и сегодня приготовил для вас задания, чтобы вы смогли попасть в ТИКО-страну, которое состоит из загадок. Вы готовы отгадывать их? Тогда слушайте первую загадку:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня … (круг)

На экране появляется круг.

Ты на меня внимательно смотри –

Ведь у меня всего по три.

Три стороны и три угла,

Три пика – острия.

Теперь быстрее дай ответ,

Кто же я? (Треугольник)

На экране появляется треугольник.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат)

На экране появляется треугольник.

Вы подумайте, скажите.

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. ( Прямоугольник)

Мишка ТИК:

-Какие вы молодцы, все загадки отгадали! И наверно очень устали сидеть на одном месте?! Я предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.

3. Подвижное упражнение «Тико умная игра»

Дети подходят к мишке ТИКу и выполняют физкультминутку.

ТИКО - умная игра,                   (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра                 (руки в стороны).

Интересно здесь играть,           (круговорот рук)

Строить, составлять, искать!   (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей           (руками зовем к себе)

«Тико» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно:     (прыжки на месте)

В «Тико» поиграть полезно     (показать большие пальцы на руках).

Воспитатель:

- Вот вы и готовы к  встречи с ТИКО-страной и её необычными обитателями.

Мишка ТИК:

-Я вам вчера послал посылку с Тико- конструктором, вы ее не видели?

Дети: Да, мы ее видели, вот она лежит.

Воспитатель:

-Да вот же она лежит (передает мишке ТИКу)

Мишка ТИК:

- Ребята, присаживайтесь на стульчики, за столы.

4. Работа с конструктором Тико

 Раздает Тико-конструктор

- Теперь у вас есть замечательный, волшебный Тико-конструктор.

- Но, к сожалению, мне нужно идти. Меня ждут ребятам в другом детском саду, а у меня есть мечта - поплавать на подводной лодке.

Воспитатель:

- Иди Тико, а мы с ребятами построим подводные лодки и отправим тебе их по почте.

Мишка Тико прощается с ребятами

Воспитатель:

- Ну, что ребята, построим мишке Тику подводную лодку? А вот и наш главный герой - это ТИКО-конструктор. Но это не простой конструктор, а конструктор-трансформер. Из его деталей можно делать различные модели. При этом они не будут ломаться и их можно складывать и раскладывать, потому что у этого конструктора есть шарнирные крепления, которые помогают деталям двигаться в разные стороны.

- Вот посмотрите, как это делается.         

Воспитатель показывает на примере соединение деталей.

- Все детали разной формы и разного цвета. Давайте их рассмотрим.

У каждого ребенка свой контейнер с деталями.

- Найдите все треугольники: маленькие и большие, выложите их на стол.

- А теперь найдите все квадраты и положите на стол.

- А теперь найдите все прямоугольники.

- В коробке есть ещё одна фигура. Называется многоугольник. (Воспитатель показывает). Её так назвали, потому что у неё много углов. Давайте посчитаем, сколько у неё углов? (Шесть) Найдите у себя в коробке такие фигуры.

Воспитатель:

- Какие вы молодцы!

Дети тренируются.

Воспитатель:

- Ну, что ребята, выполним просьбу Мишки Тико, построим ему подводную лодку?

Дети:  (Ответы детей)

- Посмотрите на экран. (На экране подводная лодка, построенная из Тико-конструктора.)

- Какие детали понадобились для выполнения данной плоскостной конструкции? (прямоугольники, квадраты, треугольник)

- Сколько прямоугольников? (2)

- Сколько квадратов? (2)

- Сколько треугольников? (1)

Дети выполняют задание (по техническим картам)

Воспитатель:

-Теперь сложим наши подводные лодки в посылочную коробку и отправим Тико!

5. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от  занятия.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (обучение рассказыванию) в подготовительной группе на тему «Наша Родина – Россия»

Разработала: Т.Н. Новикова,

 воспитатель логопедической группы

г. Корсаков

2022

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по  теме «Наша Родина – Россия»

Задачи:

Образовательные: активизировать словарь по теме «Наша Родина – Россия». Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.

Коррекционно – развивающие: Развитие связной речи, речевого слуха, памяти

Воспитательные: Воспитание чувства гордости за родину, самостоятельности, ответственности, активности.

Предварительная работа: Рассматривание карты России, чтение стихов русских поэтов России на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Слушание гимна России  на музыкальном занятии. Разучивание  хороводной игры «Береза»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям занять свои места возле стульчиков. На мольберте перед ними  - карта России.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами состоится очень важный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России. Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек, озер. Есть в России горы, ее берега омывают разные моря.

Воспитатель предлагает детям сесть  удобно и послушать  рассказ.

Воспитатель: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью -  потому, что она вскормила нас своим хлебом. Вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на  свете  и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека  родная мать, одна  у него и Родина.

По К.Д. Ушинскому

  1. Беседа по прочитанному. Воспитатель на наборное полотно помещает  иллюстрации к рассказу.

Воспитатель: Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на  мои вопросы. Как начинается рассказ? Как называет  автор свою Родину?

Дети: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Воспитатель: Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы  и  деды.

Воспитатель: Правильно. Слово Отечество  образовано от слова отец. Почему мы зовем ее родиной?

Дети: Родиной мы зовем ее потому,  что в ней мы родились.

Воспитатель: Верно. Слова Родина  и родились – тоже слова родственники. А почему мы называем родину матерью?

Дети: Матерью мы называем ее потому, что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку.

Дети: Как заканчивается рассказ?

Дети: на свете есть много хороших государств, но у человека одна родная мать, и родина у него тоже одна.

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.

  1. Коллективное составление плана рассказа.

Воспитатель предлагает  вместе составить план пересказа.

Воспитатель: С чего вы начнете рассказ?

Дети: Мы расскажем, как автор называет  родину.

Воспитатель: О чем вы будете рассказывать  дальше?

Дети: Мы объясним, почему мы называем родину Отечеством.

Воспитатель: Как вы продолжите рассказ?

Дети: Мы объясним, почему мы называем Россию родиной.

Воспитатель: Что вы расскажите потом?

Дети: Потом мы  объясним, почему мы называем родину матерью.

Воспитатель: Как вы  закончите рассказ?

Дети: Мы объясним, почему у человека одна родина.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили  план рассказа.

  1. Подвижное упражнение «Береза»

Воспитатель  предлагает  детям пройти  на ковер и встать  в круг. Дети выполняют  знакомое упражнение.

Береза моя, березонька, (идут по кругу, взявшись за руки)

Береза  моя белая, береза кудрявая

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки, (останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх),

На тебе, березонька, (опускают руки)

Листья зеленые,

Под тобой, березонька (медленно приседают)

Трава шелковая.

  1. Повторное чтение рассказа воспитателем.

Воспитатель предлагает  детям вновь занять  стульчики и еще раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.

  1. Пауза для подготовке детей к пересказу. Воспитатель предлагает  детям сесть и дает им пару минут для подготовке к пересказу.
  2. Пересказ текста детьми. Воспитатель  предлагает детям пересказать текст. В завершении данного этапа работы воспитатель оценивает деятельность  каждого ребенка.
  3. Организация окончания занятия. Воспитатель предлагает  детям рассказать  о том, чем они  занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

на непосредственно – образовательную деятельность по образовательной области «Речевое развитие» (обучение рассказыванию) в подготовительной группе на тему «Наша Родина – Россия»

Продолжительность: 25 минут

Этапы, цель, продолжительность

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

Вводный

(организационный) этап

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя.

Вступительное слово.

Воспитатель предлагает детям занять свои места возле стульчиков. На мольберте перед ними - карта России (беседа).

Дети беседуют с воспитателем о матушке России, какие города к ней относятся и тд.

Основной этап

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Наша Родина – Россия»

Задачи:

Образовательные: активизировать словарь по теме «Наша Родина – Россия». Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.

Коррекционно – развивающие: Развитие связной речи, речевого слуха, памяти

Воспитательные: Воспитание чувства гордости за родину, самостоятельности, ответственности, активности.

Предварительная работа: Рассматривание карты России, чтение стихов русских поэтов России на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Слушание гимна России на музыкальном занятии. Разучивание хороводной игры «Береза»

Воспитатель после беседы предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ.

Беседа по прочитанному. Воспитатель на наборное полотно помещает иллюстрации к рассказу и предлагает вместе составить план пересказа.

Дети отвечают на вопросы после того как прослушали рассказ воспитателя и составляют коллективно план пересказа.

Подвижное упражнение «Береза»

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать в круг и выполнить подвижное упражнение «Береза»

Дети выполняют уже знакомое им подвижное упражнение «Береза»

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и еще раз читает текст рассказа по К.Д. Ушинскому и   дает им пару минут для подготовки к пересказу.

Дети по очереди пересказывают текст рассказа.

Заключительный этап

успешность всех видов деятельности, рефлексия.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.

Дети оценивают свою работу и работу других детей.

Разработала: Новикова Татьяна Николаевна – воспитатель старшей логопедической группы «Любознайки».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru


Инновационный проект на тему:

ТИКО - моделирование

как средство развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: долгосрочный

C:\Users\admin\Pictures\%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE 2.webp Автор проекта:

Новикова Т.Н., воспитатель логопедической группы

МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»

Корсаков,

2022 г.

  1. Содержательная часть инновационного проекта

Введение

        Вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды нашего дошкольного учреждения.

        Организация развивающей среды в дошкольном учреждении с учетом требований ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В этом смысле использование технологии ТИКО-моделирования является наиболее эффективным средством, способствующим реализации основных образовательных областей, формируя определенные умения каждого ребенка.

        В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т.д. Это и определило направление нашей работы – создание условий в дошкольном учреждении, обеспечивающие поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании. Поэтому, важно, как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.  

        Тема проекта: ТИКО – моделирование как средство развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.

       Цель проекта: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования.

Задачи проекта:

  • расширять представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
  • развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  •  совершенствовать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО конструктором;
  • поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;
  • способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки путем сравнения результатов.

Методы реализации проекта:

  • анализ психолого-педагогической литературы;
  • организация целенаправленной работы, включающей в себя наблюдение, изучение и анализ деятельности воспитанников;
  • организацию развивающей предметно-пространственной среды;
  • количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

          Срок реализации проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

  • повышение компетенции участников образовательного процесса в использовании новых игровых технологий в работе;
  • повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса через: повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение нового дидактического материала, разработок);
  • организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Планируемые результаты для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Личностные: формирование потребности получать новые знания.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение организовывать коммуникативное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, родителями и сверстниками.

Предметные: овладение ребенком основными навыками, проявление инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.

Теоретическая база опыта по ТИКО-моделированию в образовательной области (познавательное развитие)

       Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

          Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

           Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные конструкции дети используют в сюжетно - ролевых играх, в играх - театрализациях, в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.

          Работая с современными конструкторами, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

          Необходимость использования современных конструкторов в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В. и др.). Исследования Лурия Л.П., Поддьякова Н.Н., Давидчик А.Н., Парамоновой Л.А. показывают, что конструирование – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Процесс конструктивной деятельности непосредственно связан со всеми видами деятельности ребенка в детском саду, знания и умения, полученные, на занятиях с успехом реализовываются во всех её сферах. Так же конструктивная деятельность является одним из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Конструирование является по своей сути деятельностью моделирующей. Любая постройка – это модель, отражающая наиболее существенные структурно-функциональные свойства объекта.

         Поэтому создание даже элементарного, условного сооружения требует наличия достаточного уровня знаний об объекте, сформированности восприятия и его специфических пространственных характеристик (форма, размер объекта и его частей, пространственное взаиморасположение).

Внедрение результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций

     В образовательном учреждении достаточно ресурсов для дальнейшего развития данного проекта. По завершению проекта результаты будут использованы в практике работы детского сада, обобщены и распространены в виде методических материалов и практических пособий для использования в практике дошкольных учреждений.    

 Таким образом, в данный проект могут включиться все дошкольные образовательные организации округа. Информация о внедрении результатов инновационной деятельности будет размещена на личной странице https://nsportal.ru/rudova-tatyana-nikolaevna и официальном сайте детского сада korsakov-romashka.ru

Кроме того, наши педагоги всегда готовы оказать методическую помощь по внедрению инновационного проекта в других образовательных учреждениях.

Описание возможных рисков по реализации проекта

Проект не ограничен по времени и целевой группе. Поэтому неизбежно, что что-то останется за рамками видения. Для управления рисками проекта были определены меры по снижению каждого риска.

- недостаточная компетентность педагогических работников в вопросах использования игр по ТИКО-моделированию в образовательном процессе;

- недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды (материалов, оборудования и инвентаря) для реализации инновационного проекта.

Меры по устранению возможных рисков:

- создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня педагогической компетенции педагогов, в том числе в вопросах применения в образовательном процессе игр по ТИКО-моделированию для развития конструктивных и математических способностей детей старшего дошкольного возраста;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды, приобретение необходимого оборудования, материалов.

  1. Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации

В ФГОС ДО подчеркивается, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную организацию образовательного потенциала образовательного учреждения, группы.

          В ходе реализации проекта было изучено два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей реализуются одновременно и во взаимосвязи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.

Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.

Задачи:

- Развивать умения конструировать по контурным схемам и по словесной инструкции.

- Развивать умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.

- Развивать умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.

- Развивать умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме).

- Развивать умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.

Задачи:

- Развивать умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира.

- Развивать умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.

- Развивать умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.

- Развивать умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.

Ведущая педагогическая идея опыта.

       Ведущей педагогической идеей опыта заключается в организации системной работы при взаимодействии всех участников образовательных отношений для развития у старших дошкольников конструкторских способностей посредством технологии ТИКО-моделирования.

Длительность работы над опытом

       Работа над опытом осуществлялась в течении года в период с сентября 2021 года по май 2022 года и разделена на несколько этапов:

I этап. Подготовительный (сентябрь 2021 года) предполагал:

  • Обнаружение проблемы
  • Формирование цели
  • Анализ специальной литературы
  •  Подбор и разработку диагностического материала.

II этап. Диагностический (октябрь 2021)

  • Осуществление мониторинговых исследований по оптимизации взаимодействия педагогов и родителей в частности развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Обработка данных мониторинга по выявлению уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста конструкторских навыков.
  • Подбор форм методов и приемов, направленных на реализацию поставленных задач.
  • Разработка и реализация плана работы по развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста.

III этап. Основной (ноябрь 2021 – май 2022 года)

  • Развитие конструкторских способностей у дошкольников старшего возраста посредством ТИКО-моделирования.
  • Создание соответствующей среды и условий в ДОУ по теме опыта.
  • Применение современных педагогических технологий во взаимодействии всех участников образовательных отношений.
  • Проведение промежуточного мониторинга: уровня сформированности конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста; уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ по приобщению детей к конструированию; степени включенности участия родителей в совместной с педагогами деятельности.

IV этап. Обобщающий (май 2022 года) проведение заключительного мониторинга.

По результатам ежегодного мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе мы заметили, что за последние пять лет уровень мотивационной готовности наших выпускников снижается (увеличивается число детей, не желающих идти в школу). Это свидетельствует о том, что у них снизилась мотивация к процессу приобретения знаний.

В начале работы (сентябрь 2021 года) нами была проведена диагностика уровня развития конструктивных способностей у детей старшей группы с помощью следующих   методов: индивидуальная беседа, наблюдение за детьми в процессе организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей.  

Анализ результатов диагностики детей старшей группы показал, что 13% имели высокий уровень развития конструктивных способностей, 54 % - средний уровень, 33 % - низкий уровень.

Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимого для успешного перехода на новую ступень обучения - обучение в начальной школе.

Система обучения по ТИКО-моделированию, очень актуальна в настоящее время, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. ТИКО-моделирование - это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей. Поэтому мы решили взять за основу использование игрового набора ТИКО-моделирование для развития конструктивных способностей и познавательного интереса у старших дошкольников.

Используя этот набор в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитывали не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. 

Игровые материалы в комплекте с карточками - играми являются расширенным и адаптированным вариантом использования различных идей при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» каждая из игр, решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей, для формирования универсальных качеств мышления ребенка.

В конце 2022 учебного года мы провели промежуточную диагностику уровня развития конструктивных способностей детей старшей группы с помощью тех же методов, что и в начале работы. Анализ результатов диагностики показал, что 33 % имели высокий уровень сформированности конструктивных способностей, 67 % - средний уровень.

Диагностика показала и значительную динамику в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Наши воспитанники стали:

- проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

-  выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

- самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

- проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

- в диалоге со взрослыми пояснять ход деятельности, делать выводы.

Наблюдения за детьми показали, что у них начинают формироваться предпосылки универсальных учебных навыков:

- потребность получать новые знания;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- осуществлять совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование в образовательном процессе игрового набора по ТИКО-моделированию дает свои положительные результаты: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти различные пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

       Также в дальнейшем мы продолжим работу в данном направлении, улучшая и модернизируя игровые технологии, что позволит нам добиться еще более высоких результатов.

  1. Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию инновационного проекта

Реализация инновационного проекта включала следующие финансово-экономические затраты:

Наименование оборудования

Количество

(шт.)

Источник финансового обеспечения

Сумма

Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты для создания объемных конструкций»

1

Личный вклад

400

Принтер цветной EPSON

1

Местный бюджет

-

Ноутбук DELL

1

Местный бюджет

-

Игровой набор по ТИКО-моделированию

2

Местный бюджет

-

  1. Библиографический список
  1. Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014.
  2. Логинова И.В. Папка по ТИКО-моделированию. «Технологические карты для создания обьемных конструкций».
  3. Шимакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» - ИПЦ Маска, 2013

Приложение 1

Раздел: «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными. Материал: Конструктор «ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.).  

Правила игры: К кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий.  Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.   Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал: Конструктор «ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей.

Ход игры: 

1 вариант: водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы».

2 вариант: аналогично, но с объёмными фигурами.

Дидактическая игра «Мастерская форм»

Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур.  

Материал: Конструктор «ТИКО «Геометрия», схемы.

Ход игры: Ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

 

Раздел: «Ориентировка в пространстве»

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: Способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина).

Материал: Конструктор «ТИКО «Геометрия».

Ход игры:

1 вариант: используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) фигуры, расположены те или иные геометрические фигуры.

2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: Закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади». Материал: конструктор «ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур.  

Ход игры: Ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.

 

       

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

ТИКО - моделирование как средство развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Т.Н. Новикова, воспитатель логопедической группы

МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»

г. Корсаков  2023

Организация развивающей среды в дошкольном учреждении с учетом требований ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.  

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные конструкции дети используют в сюжетно - ролевых играх, в играх - театрализациях, в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. В этом смысле использование технологии ТИКО-моделирования является наиболее эффективным средством, способствующим реализации основных образовательных областей, формируя определенные умения каждого ребенка.      

 Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.

  Работая с современными конструкторами, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Процесс конструктивной деятельности непосредственно связан со всеми видами деятельности ребенка в детском саду, знания и умения, полученные, на занятиях с успехом реализовываются во всех её сферах. Так же конструктивная деятельность является одним из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Конструирование является по своей сути деятельностью моделирующей. Любая постройка – это модель, отражающая наиболее существенные структурно-функциональные свойства объекта.

Это и определило направление нашей работы – создание условий в дошкольном учреждении, обеспечивающие поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании. Поэтому, важно, как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Инновационность  ТИКО – технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

 Цель нашей работы: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • расширять представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
  • развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  •  совершенствовать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО конструктором;
  • поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;
  • способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки путем сравнения результатов.

 Работа над опытом осуществлялась в течении года в период с сентября 2022 года по май 2023 года

Система обучения по ТИКО-моделированию, очень актуальна в настоящее время, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. ТИКО-моделирование - это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей. Поэтому мы решили взять за основу использование игрового набора ТИКО-моделирование для развития конструктивных способностей и познавательного интереса у старших дошкольников.

Используя этот набор в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитывали не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. 

Игровые материалы в комплекте с карточками - играми являются расширенным и адаптированным вариантом использования различных идей при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» каждая из игр, решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей, для формирования универсальных качеств мышления ребенка.

Также в дальнейшем мы продолжим работу в данном направлении, улучшая и модернизируя игровые технологии, что позволит нам добиться еще более высоких результатов.

В  работе мы использовала следующие игры:

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: Способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина).

Материал: Конструктор «ТИКО «Геометрия».

Ход игры:         

1 вариант: используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) фигуры, расположены те или иные геометрические фигуры.

2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: Закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади». Материал: конструктор «ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур.  

Ход игры: Ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

Методическая разработка для воспитателей

«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных проблем современного общества»

Подготовила:

Т.Н. Новикова,

воспитатель логопедической группы МАДОУ д/с №3 «Ромашка»

г. Корсаков

Содержание

Введение

3

1.

Проблемы социализации личности подрастающего поколения

3-5

2.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

5-7

2.1.

Проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования

7-9

2.2.

Развитие духовно - нравственного потенциала у подрастающего поколения

9-10

Заключение

11

Список литературы

12


Введение

В настоящее время мы переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.

Новая структура образования ребенка ведёт к изменениям в системе воспитательной деятельности, в том числе и в области нравственного воспитания детей. Сколь значительными будут эти изменения, покажет время. Однако сейчас, когда воспитательная работа строиться по-новому, необходимо обратить особое внимание на бережное и заботливое сохранение всего лучшего, чем располагает воспитательная практика.

«Следует более всего иметь в виду при новых реформах, - писал К. Д. Ушинский, - чтоб неосторожными преобразованиями не попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает ещё их приносить».

Надо сказать, что огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

  1. Проблемы социализации личности подрастающего поколения

В настоящее время Россия переживает необыкновенный в истории период одновременного изменения политической, экономической, социальной систем, сопровождающийся идеологическим распадом и смещением социальных ценностей. Страна находится в состоянии неопределенности и неуверенности в будущем. Общечеловеческие нормы общественного бытия в политике, экономике и социальных отношениях перестали соответствовать современным социальным условиям, а система новых норм складывается с большими трудностями. Подрастающее поколение является наиболее уязвимым для отрицательного влияния в данный период.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Изменения системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Современный общественный заказ на развитие системы образования предопределяется целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Социальное развитие (социализация) в ДОУ - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, а также социальных качеств личности, которые помогают человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Источниками социализации личности являются:

- опыт раннего детства - формирование психических функций и элементарных форм поведения;

- социальные институты - системы воспитания, обучения и образования;

- взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация - это не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, он стимулируется определенными социальными условиями. Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям.

Приобщение индивида к социальному наследию - это приобщение его к культуре общества. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни. Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества - качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.

К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения относится следующее:

• Гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

• Длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами, что связано, прежде всего, с изменением статуса детства);

• Проявление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества;

• Стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

По мнению многих ученых, принято считать, что первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

• семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

• детский сад (в первую очередь воспитатели);

• общество (сверстники, друзья).

В процессе социализации у ребёнка формируются нормы и правила поведения, эмоциональное реагирование на различные ситуации, способы проявления и переживания различных чувств. У ребенка постепенно формируются представления, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свою деятельность, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Огромную роль в достижении данной задачи играет семья. Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в нем чувства собственного достоинства и уважения к людям и ввести его в социальный мир, невозможно без помощи родителей.

  1. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одна из приоритетных проблем современного общества. В условиях ускоренной глобализации и модернизации современного общества важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные возможности своей страны. Необходимость заострения внимания на нравственно-духовном воспитании обусловлена общегосударственной потребностью. Образование является одной из долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействии в условиях глобализации. Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, навыки так и духовно-нравственные ценности.

Духовно - нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно - смысловой сферы посредством сообщения ей духовно – нравственных и базовых национальных ценностей.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Духовность - это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых предметов и т.д.

Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее: сформируется у воспитанника или нет определенная система ценностей и отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела - делая человека завтра лучше, чем сегодня. Стать нравственным - означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью, самостоятельно сформированными нравственными убеждениями. В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, - писал он, - Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло). Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Результатом духовно - нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она реализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности.

Нравственная воспитанность характеризуется моральной образованностью. Это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений. Это наличие у подростка сильной воли, способность осуществлять контроль и самоконтроль. Нравственность формируется в преодолении противоречий. Каждому подростку предстоит одолеть и пережить свой путь трудностей, разрешения противоречий, приобрести опыт нравственной жизни получить удовольствие от добрых поступков, победы над собой и укрепление силы духа.

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в создании духовной атмосферы среди детей, которая бы способствовала духовному становлению личности самого ребенка. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России. Первым естественным местом воспитания благочестия должна быть родная семья, а первыми воспитателями - родители. Если ребенок будет с младенчества воспитан в благочестии, он будет знать и стараться исполнять нравственные нормы. Одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми - в семье, в детском саду, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Все усилия общества были направлены на то, чтобы дети успешно овладевали «суммой знаний».

В нашей стране в последние годы были приняты все важнейшие документы об образовании, которые ориентируют на сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения.

Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики, можно выделить три задачи духовно-нравственного воспитания. Это:

а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

б) развитие нравственных качеств, таких, как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, уважение к людям, милосердие;

в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, к их нравственным поступкам формирует у школьников нравственные идеалы.

Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это – сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Перед нашим обществом стоит важная цель – формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

Это означает, что нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Исследования и педагогический опыт современных ученых Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, Н.Е.Щурковой и др. показывают, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников формируются любовь к своей стране, патриотизм, чувство ответственности за судьбу родины, развивается гражданское самосознание.

В достижении этих целей немалая роль принадлежит урокам литературы: слову, художественной речи, книге. Общаясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляет компьютер, телевидение, желтая пресса, как результат негативных влияний современного времени.

В связи с этим сегодня возникает необходимость поиска путей процесса обучения литературе как основному учебному предмету в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся и развитию у них гуманитарного мышления.

2.2 Развитие духовно - нравственного потенциала у подрастающего поколения

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

1. Через приобщение воспитанников к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые ученик получает при овладении учебными предметами.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности учеников. Опыт подсказывает, что хорошие результаты могут дать следующие методы:

- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родственники, товарищи по классу;

- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;

- тестирование;

- методы фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);

- в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности воспитанника.

Преподавание духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

И здесь образование призвано обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народов и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Духовно - нравственный потенциал личности формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивное формирование личности происходит в годы юности, идет ее предварительное самоопределение, «теоретическое» осмысление ценностных предпочтений общества.

Сочетание традиционного и современного образования, темп и характер развития духовно-нравственного потенциала обучающихся непосредственным образом влияет на стабильность в стране, проявление подрастающим поколением адекватных убеждений, признанием ими общепринятых моральных принципов, ценностных ориентаций, а также совершению поступков по отношению к близким и незнакомым людям, к окружающему миру.

Заключение

Нравственно-духовное воспитание сильно тогда, когда его следствием является самовоспитание и самосовершенствование. Все задачи воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

Сегодня стратегия современного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также и создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственности связей между поколениями. Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений непосредственно определяется тем, в какой мере в русле образования на протяжении всей жизни человек получал возможность приобщения к культурообразующей традиции.

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ problemy-socializaci-lichnosti-podrastayuschego-pokolenija.html
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ duhovno-nravstvenoe-vospitanie-podrastayuschego-pokolenija-1037883.html
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://problemspedagogy.ru/ images/PDF/2016/13/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-podrastayushchego.pdf
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://urok.1sept.ru/articles/ 600234
  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://wiki.soiro.ru/%D0 %94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%B

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

критерии эффективности работы ДОУ.

Предлагаю критерии измерения эффективности работы ДОУ, по которым удобно проводить анализ деятельности ДОУ в как в целом, так и по разделам....

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства

АННОТАЦИЯ         Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...

критерии адаптации детей к доу

материал для воспитателей групп раннего возраста...

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя  дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Система критериев определения и обеспечения безопасности критериев информационной продукции, используемой в образовательной деятельности ДОУ

В статье затронуты вопросы просвещения подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, предложена карта оценки обеспечения безопасности информационной ...