Система критериев определения и обеспечения безопасности критериев информационной продукции, используемой в образовательной деятельности ДОУ
статья по обж (старшая группа)

Елена Петровна Ткаченко
В статье затронуты вопросы просвещения подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, предложена карта оценки обеспечения безопасности информационной продукции в ДОУ для развития системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inform._bezopasn.statya.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

     Авторы: Ткаченко Е.П.,    

                    Шишкова С.А.,

      воспитатели МБДОУ д/с.№2

                            г. Ставрополь

 

        Аннотация: В статье затронуты вопросы просвещения подрастающего поколения и их родителей  в части использования различных информационных ресурсов, предложена карта оценки обеспечения безопасности информационной продукции в ДОУ для развития системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья.

        Ключевые слова: информационная безопасность детей, риски, угрозы, развитие и позитивная социализация дошкольников.

        

На современном этапе, в связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей  в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации, способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению их здоровья.

Большинство ученых из различных областей знаний едины в том, что

информационная безопасность дошкольников рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Проблема обеспечения информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом понятием «информационное общество» (Р.Ф. Абдеев, Н.Н. Ващекин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов и др.). Для такого общества характерно наличие единого мирового информационного пространства.

И коммуникативные технологии, взаимодействие людей в информационной среде, являющейся неотъемлемой частью социальной среды играют в нем немаловажную роль. Подчеркивая существенные отличия процессов социализации детей в информационном обществе, ученые использует понятие «цифровое поколение».

В российской системе образования, за последние десятилетия, произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного воздействия информации на развитие детей. Вместе с этим отмечается запаздывание адаптации общества к требованиям информационной среды. И прежде всего, среди источников опасности рассматриваются средства масс-медиа, прежде всего интернет. Очень распространено мнение, что проблемы защиты детей дошкольного возраста могут быть решены средствами контроля и ограничения доступа к массовой информации.

Однако, крайне узко полагать такую вероятность, учитывая другие компоненты образовательной среды дошкольных образовательных учреждений. На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются следующие компоненты:

1. Продукция средств массовой информации.

2. Печатная продукция.

3. Зрелищные мероприятия.

4.Мы полагаем, что необходимо также рассматривать информацию, получаемую детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Поэтому угрожать здоровью, развитию воспитанников и их социализации может любая информация, которую используют педагоги, если она не отвечает требованиям безопасности.

Система мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОО, предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды, специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей повышения компетентности педагогов в данных вопросах

Изучение и анализ научной, педагогической и психологической литературы позволил нам выявить конкретные значения параметров, адекватные для каждого возраста (см. таб.1.1.)

Сводная таблица параметров и критериев оценки художественных мультфильмов для детей 3-6 лет – таб.1.1.

№п/п

Параметры оценки

Критерии оценки

1

2

3

1.

Этический аспект

Наличие позитивного этического содержания (нравственного содержания).

Определѐнность моральных характеристик героев.

Отсутствие жестокости, физического и психического насилия.

2.

Эстетический аспект

Наличие эстетической ценности видеоряда. Гармония цветового решения. Эстетическая ценность звукового сопровождения. Эстетика речи (четкость, ясность, умеренный темп, простая лексика, грамотная

3.

Когнитивный аспект

3.1.

Содержание (тема, сложность сюжета, целостность истории, место и время событий и пр.);

Главные темы – знакомство (с другими живыми существами и миром природы, техники); семейный уклад, путешествия, жизнь людей и животных, отношения персонажей, сложности и конфликты в отношениях; дружба героев и ее испытание, и др. Простые сюжеты, кумулятивные сказки (с повторяющимися действиями), связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах, разнообразные сказки (народные и авторские). Знакомство на уровне образов и действий с другими природными зонами, с миром техники. 3 3.2. Временная и логическая последовательность событий Линейный тип пов

3.2.

 Временная и логическая последовательность событий

Линейный тип повествования. Короткие сюжеты с читаемой временной и логической последовательностью. Важна узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах. Возможность воспроизведения в игре.

3.3.

Возможность включения личного опыта

Сюжеты, связанные с жизнью дошкольника в семье и коллективе сверстников, отношения с домашними животными, опыт возможных путешествий и знакомство с миром природы и техники.

1

2

3

3.4.

Наличие, качество юмора

Юмор в действии, невербальный, основанный на нарушении бытовых правил, очевидных фактов (путаница)

4.

Эмоциональный аспект

4.1.

Характеристики эмоционального фона Модальность общего эмоционального фона,

Общий позитивный настрой произведения. Эмоции, однозначные по своей модальности связанные с конкретными действиями, эмоциональная вовлечѐнность в знакомые ситуации. После 5 лет спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребѐнка. Эмоции связываются с отношениями героя и других персонажей.

4.2.

Эмоциональная напряжѐнность фильма

Умеренная. Эмоции скорее обозначаются, чем проявляются в полной силе.

Проявляются достаточно долго, чтобы распознать модальность и дать возможность сочувствования, переживания. Желательно позитивное окончание произведения.

4.3.

Преобладающие эмоции

3-5 Радость, удивление, интерес, смущение, грусть, печаль, страх, недовольство.

5-7 лет к вышеперечисленным добавляются отвращение, презрение, стыд, вина, гнев, ярость

5.

Модели поведения героев

5.1.

 Привлекательность и узнаваемость персонажа (психологический возраст героя)

Герои - дети или детѐныши сказочных животных, (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил. Образ героя узнаваем, достаточно прост, не перегружен деталями, максимально выразителен. Целеполагание чѐтко определено, мотивация ясна и понятна. Герой является участником событий, связанных с другими персонажами, нужны партнѐры и отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия с партнѐром и разрешения конфликтов. Главный герой воплощает наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

5.2.

Целостность персонажа

Важна целостность главного персонажа, отсутствие быстрых и перегруженных деталями трансформаций, ведущих к «потере» героя.

5.3.

 Динамика раскрытия образа

Встреча с неизвестным, совершение открытий, узнавание нового. Постепенная, линейная, сопровождающаяся речью (от лица главного героя или со стороны референтных лиц).

5.4.

Наличие и содержание поступков

1 поступок главного героя. Тематика – вступление в контакт, разрешение конфликта, преодоление застенчивости, страхов, помощь близким и друзьям.

1

2

3

5.5.

Количество персонажей

1 главный персонаж в кадре и 2-3 второстепенных. В момент действия героя нет перегрузки речевым сопровождением (и наоборот, в момент речевой активности не двигается; исключение - песни) второстепенные персонажи статичны в момент активности главного героя и наоборот.

6.

Художественное решение \ Формальные характеристики фильма

6.1

Продолжительность фильма

3-5 лет до 15-20 минут

5-7 лет до 30 минут

6.2.

Скорость и темпо-ритм видеоряда

Достаточно медленный темп развития событий , наличие смысловых пауз в наиболее сложных и напряженных моментах. Наличие смысловых пауз

6.3.

Визуальная загрузка

1-3 персонажа в кадре. 2-3 цвета в кадре, плавные переходы

6.4.

Условность\реалистич

ность

Узнаваемость, не фотографическая точность, художественность изображения. Баланс между условностью и реалистичностью

6.5.

Соотношение речи и действий в фильме

Преобладание изобразительного и действенного ряда над вербальным. Речевое сопровождение соответствует по содержанию зрительному ряду, комментарии новых образов и событий

6.6.

Адекватность и темпа и лексики речи героев

Понятная простая лексика и темп речи, согласованность слов и действий персонажей

Примеры

3-5 лет

Cказки В.Сутеева («Терем-теремок», «Кораблик», Снеговик-почтовик»), или сказки Г.Цыферова «Паровозик из Ромашково», «Котенок по имени Гав», «Чебурашка», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др. 5-7 лет «38 попугаев», «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Малыш и Карлсон», «Финдус и Петсон», «Приключения мумитроллей», «101 далматинец», «Король лев», и др Сводная таблица параметров и критери

Таким образом, в связи с тем, что современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий, по-нашему мнению, необходим особый подход к тому, чтобы информационная продукция стала нужным помощником педагогов и родителей, мудрым инструментом в развитии ребенка.

Источники

1. Авдеева H.H. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. 2. Атаманов Г.А. Информационная безопасность в современном российском обществе (социально-философский аспект): Дис. … канд. философ. наук. Волгоград, 2006.

3. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1999.

4. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2006.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. Федеральный выпуск № 5376 (297).

6. Методология концепции информационной безопасности детей и подростков // Концепция информационной безопасности детей // http://rkn.gov.ru/docs/ Razdel_4.pdf

7. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» // kamgov.ru/mintrud/news

 8. Livingstone S., Haddon L. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet // Children and society. 2008. Vol. 22.