Мастер-класс "Применение метода ТРИЗ "Системный оператор"
материал (старшая, подготовительная группа)

Халманова Наталья Александровна

Мастер-класс  "Применение метода ТРИЗ "Системный оператор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_trizu_dokument_microsoft_word.docx626.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района

Мастер-класс по теме:

«Применение метода ТРИЗ «Системный оператор»

Воспитатель:

                    Халманова Наталья Александровна,

                                                                 первая квалификационная категория,               педагогический стаж 20 лет

                                                             

г. Сим

2021 г.

Тема: «Применение метода ТРИЗ «Системный оператор»

Цель мастер-класса: Создать условия для  практического  освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание,  построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Программа мастер-класса

1.  Теоретическая часть.

2. Практическая часть

3. Заключительная часть.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

 Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.

 

ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Основные функции ТРИЗ

1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
  • Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

- Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.    Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

     Использование приема ТРИЗ «Системный оператор»

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.  Регулярное использование приема «Системный оператор» формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) .

Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их и стало моей  задачей, причем дать, не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, я  тактично и ненавязчиво помогала детям увидеть взаимосвязь будущего с настоящим. В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» или «Девятиэкранка». Используя  его,  можно  изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.

На первом этапе своей работы, я познакомила детей с пособием, где каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему. И со стихотворением, которое поможет им описывать все системные связи любого объекта мира:

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

Для более успешного освоения метода  использовала следующие игры: «Круглый, как что?», «Раз, два, три, ко мне беги…», «Чем мы с тобой похожи», «Теремок».

На втором этапе обучала  выявлению подсистемных и надсистемных связей,  использовала  игры на сравнение систем -  «Волшебный светофор»,  "На что похоже",  «Из чего это?», «Где живет (работает)», обучала  выявлению с помощью игры «Хорошо-плохо» положительные и отрицательные свойства объектов и явлений.Познакомила  детей с игрой «Паровозик», направленной на отработку временной зависимости объекта. Включила в совместную деятельность игры на выявление функционального назначения объектов например - «Повторяка». Третий этап заключался в том чтобы научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д. в этом мне помогли такие игры как «Фоторобот», «Каляка», «Сделать наоборот».

Напоследнем этапе дети составляли описательный рассказ или сказку об объекте.

Регулярное использование приема «Системный оператор» формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление (многоэкранное) мышление.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Развитием системных представлений в ТРИЗ является разработка так называемой девятиэкранной схемы мышления (рис. 10). Это метод анализа развития системы. Девятиэкранная схема – конкретизация принципа иерархичности (табл. 4). Любой объект – естественный или технический – является частью большего объекта (надсистемы) и состоит из элементов и (или) подсистем, т. е. обладает структурой.
 
https://ecodelo.org/sites/default/files/resize/4/images/11aasd-442x229.JPG
 
Рис. 1. Девятиэкранная схема мышления

Если привести примеры работы системного оператора, то получится примерно следующее:

  • Система. Кошка.
  • Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т.д.
  • Надсистема. Домашние животные.
  • Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.
  • Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.
  • Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.
  • Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Или другой пример:

  • Система. Спелый помидор.
  • Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.
  • Надсистема. Растения. Овощи.
  • Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.
  • Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.
  • Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.
  • Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

 Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.

Или другой пример (пятиэкранка):

 

Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом чада и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

  • У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
  • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

РЕФЛЕКСИЯ

Напишите, пожалуйста, на листках ваши пожелания, рекомендация, замечания и опустите их в ящик. Благодарю за внимание!

Список литературы;

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».

Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать  преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...

Мастер-класс с применением Тренажерно-информационной системы с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов "ТИСА".

Я представляю открытое занятие  -  мастер-класс  с детьми подготовительной группы, которое я показывала для методистов Калининского района С-Петербурга. Новое оборудование "ТИСА" - это ...

Мастер-класс с применением технологии проблемно-диалогического изложения материала

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ЭКОЛОГИИДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА...

Мастер-класс по применению нетрадиционных технологий в художественно-прикладном творчестве с родителями и детьми раннего возраста

Методическая разработка по применению нетрадиционных технологий в художественно-прикладном творчестве с родителями и детьми раннего возраста....

Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»

Мастер - классТема: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми» 1. Характеристика состава педагогов-участников мастер-класса. Уважаемые коллеги! Вашему вним...