Рабочая программа кружка "Друзья природы"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кружок "Друзья природы" напрафленн на формирование экологической культуры детей посредством опытно-зкспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_druzya_prirody.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №2 «Метелица»

Рабочая программа кружка по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования

«Друзья природы»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                             Воспитатели: Кузьминых Е.М.

                                                                                     

               

2022-2023 уч.год

Пояснительная записка

                                                                                                     Мир, окружающий ребенка –

                                                                                                     это прежде всего, мир природы

                                                                                                     безграничным богатством   явлений,

                                                                                                     с неисчерпаемой красотой.

                                                                                                     Здесь, в природе,                                                                                                             вечный источник детского разума.                                                                                                                                                                  

В. Сухомлинский

              Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в детстве. Для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с детства жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится ни какими обстоятельствами. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями окружающего мира. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.  Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
             Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Непосредственно в соприкосновении с природой, в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие и любовь к природе.

В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Она дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

Основная цель работы кружка - формирование у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
  2. Развивать у детей познавательный интерес в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, и др. в процессе познания природной картины мира;
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы.
  7. Учить проявлять творчество и фантазию при изображении объектов природы;

Воспитывать умение правильно вести себя в природе;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

5-7лет (старшая, подготовительная группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю

Предполагаемые результаты:

  • Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
  • У детей развит интерес к явлениям и объектам природы, а также к опытно –экспериментальной деятельности;
  • Сформировано стремление к исследованию объектов природы.
  • У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, имеют навыки экологически безопасного поведения в природе;
  • Родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
  • Дети приобрели такие личностные качества как любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Методы и приёмы:

-беседы, рассматривание иллюстраций;

- показ презентаций;

- опыты и эксперименты, поисковая деятельность;

- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

-проведение дидактических игр;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

- целевые прогулки;

Материалы:

- наборы лабораторной посуды (лупы, пробирки, колбы и т.д. для проведения опытов и экспериментирования;

- материалы для опытно-экспериментальной деятельности (камни, песок, глина)

- комплекты пособий по экологическому воспитанию;

- фото, репродукции, иллюстрации;

- настольно-печатные игры

Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности детей

в старшей группе

Месяц

Тема

Задачи

Фома проведения

Сентябрь

1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

Беседа в уголке природы

2. «Наш дом – природа» - экскурсия по экологической тропе.

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Создать у детей радостное настроение. Воспитывать любовь к природе.

Занятие на экологической тропинке

3. Мы друзья и защитники природы

Обобщать экологические знания детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать чувство ответственности за всё живое на Земле.

Беседа. Наблюдение.

4«Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность.

Октябрь

1. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода)

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Беседа. Дидактическая игра. «Какой вода бывает?» Обучающий мультфильм

2. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Презентация

3. «Узнаем, какая вода» - опыты и эксперименты с водой.

Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. Определить с помощью опытов состояние воды. Закрепить знания детей о неживой природе. Воспитывать бережное отношение к воде. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Опытно-экспериментальная деятельность

4. «Вода – источник жизни!» «Вода нужна всем» Опыты, подтверждающие, что вода не имеет формы.

Дать понять значимость воды в жизни человека и всего живого. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность

Ноябрь

1.Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. Уточнить знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. Формировать у детей действия обследования (восприятия), дающие возможность выявить свойства почвы, цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д. Воспитывать экологическую культуру.

Беседа. Практическое занятие

2. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.

Презентация.

3. «Песочная страна»

Познакомить детей со свойствами песка. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к окружающему миру. К познавательной деятельности.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность

4. Удивительная глина

Дать детям представления о глине как о природном материале и о её свойствах (вязкая, влажная и т.д), определить отличия песка и глины.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность

Декабрь

1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента.

Практическое занятие «Мыльные пузыри»

2. «Прозрачный невидимка» - опыты с воздухом.

Познакомить детей с таким свойством воздуха, как прозрачность, невидимость. Помочь понять детям опасность загрязнения воздуха для человека и всего живого на планете.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность

3. «Воздух  повсюду…»

Опыты: «В почве и воде есть воздух»

Дать представление о том, что в воде и в воздухе есть воздух. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность

4. Зимние явления в природе. Свойства снега.

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе, таких как метель, вьюга, изморозь. Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность

Январь

1. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Презентация.

2. Солнце – источник света и тепла

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в жизни человека; вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных и птиц.

Беседа, наблюдение.

3. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Закрепить знания детей о роли света в жизни растений, животных и человека; способствовать закреплению умения ориентироваться в частях суток; дать представление о том, что источники света могут быть природными и искусственными. Воспитывать познавательный интерес и стремление соблюдать режим дня.

Презентация.

Февраль

1.Разнообразие видов растений. Правила поведения на природе.

Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Обобщающая беседа. Дидактическая игра.

2.Комнатные растения.

«Что выделяют растения?» Выращивание лука

Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Практическое занятие

3. «Как растет все живое…» Растениям нужна вода солнце и тепло» (проращивание семян подсолнуха и овса, наблюдение за ростом лука)

Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Опытно-экспериментальная деятельность.

4. «Растения –легкие Земли!»  Охрана растений. Красная книга природы

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности

Презентация. Беседа: «Растения просят помощи»

Март

1.Дикие и домашние животные.

Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию

2. «Жители леса»

 Обобщать и закреплять знания о диких животных леса. Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных. Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.

Викторина лесных загадок.

3. «Птицы – наши друзья»

Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам. Воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать желание помогать им.

Беседа: «Какая птица, где живет»

4. «Встречаем весну вместе с птицами».

Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам

Беседа, наблюдение за птицами.

Апрель

1. «В мире насекомых»

 Расширять представления детей о разнообразии насекомых, их строении и приспособлении в природе. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя учёными. Формировать у детей бережное отношение к насекомым, учить правильному поведению в природе.

Исследовательская деятельность

2. «Для чего нужны насекомые»

Дать представление о причинно-следственных связях между природными объектами. Развивать интерес к насекомым, желание узнавать о них новую информацию; воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых

3. «Рыбы, какие они»

Продолжать развивать представление о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих особенное строение тела. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера. Воспитывать бережное отношение к водным обитателям.

Рассматривание иллюстраций о рыбах, беседа по содержанию, рисование рыб.

«Обитатели воды. Охрана водоёмов»

Расширять представление детей об образе жизни морских и речных обитателей; дать представление о различных способах очистки воды; воспитывать понимание необходимости бережного отношения к водоёмам и последствий неправильного отношения людей.

Презентация. Беседа

Май

1. Лес - как пример сообщества.

Расширять представления детей о лесе как сообществе растений и животных. Развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка, желание прийти на помощь; Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.

Занятие – беседа с использование м иллюстраций с видами леса, его обитателями.

2.Лес и человек. Охрана леса

Прививать детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

Занятие: «Путешествие по лесу»

3.Десять заповедей друзей природы

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Дидактическая игра: «Угадай правило»

4.Нужны все на свете (Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе.

Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»

       Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  3. Л. Г Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  4. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
  5. А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
  6. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
  7. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
  8. С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
  9. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
  10. Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва 2005.
  11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
  12. Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
  13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
  14. Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа мультимедиа-курса “Календарь природы”

Мультимедиа курс “Календарь природы” разработан творческой группой Муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще...

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

Рабочая программа "Сохраним природу вместе"

Программа по экологическому воспитанию...

Рабочая программа "Любите природу"

Природа - удивительный феномен!...