Педагогическая Технология "Линейный календарь"
консультация (подготовительная группа)

Долженкова Галина Викторовна

  Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Подготовила: Долженкова Г.В.

Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.

Цель: формирование у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета и умения самостоятельно планировать свою деятельность с помощью дней недели и календаря.

Задачи:

  1. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
  2.  Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
  3.  Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.
  4.  Формировать умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
  5. Развивать социально-коммуникативные навыки, желания обсуждать важные события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени (например: «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т.п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например: «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени: понимать, что такое вчера (день назад), сегодня, завтра.

Если слегка задуматься, то даже из приведенных нами примеров становится очевидным, что понятие времени – это очень сложное логическое, совершенно отвлеченное от реальной практики теоретическое образование, и ребенку приходится осваивать очень много разных его аспектов, связывать их между собой в единое целое. Поэтому фактически во все программы образования маленьких детей входит задача сформировать у ребенка какое-то, более или менее приближающееся к общепринятому, представление о времени, которое позволит ребенку использовать его в повседневной жизни, не путаясь и правильно воспринимая ту информацию, которую дают ему партнеры по коммуникации – взрослые и дети.

Довольно часто для формирования у детей представления о времени используют модель часов и матричный календарь, иногда это происходит даже в начальной школе. Однако слишком раннее обучение детей использованию обычного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов не только потому, что у детей еще не сформировано понятие времени, но еще и потому, что сам формат календаря сложен для детей еще не умеющих читать. Матричный формат календаря предполагает знание правил чтения, в частности, правила перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Большинство детей-дошкольников еще не владеют такими правилами чтения, поэтому матричный формат календаря не помогает им ориентироваться во времени. Так, например, при заявлении воспитателя в начале декабря, что еще много времени осталось до Нового Года, дошкольник может возразить, что совсем немного, проведя при этом диагональ от первой клетки календаря до последней. В этом случае ребенок уже начинает понимать, что существует связь между длительностью времени и тем, как эта длительность отражена на календаре, однако традиционный календарь не помогает ребенку установить правильное соответствие.

Мы знаем также, как трудно детям ориентироваться во времени по классическому циферблату часов со стрелками. Тем не менее, этот навык необходим в жизни, даже несмотря на большое разнообразие моделей часов, по которым определяется время суток. Представление детей о времени суток – это еще более сложный навык, чем восприятие детьми более длительных промежутков времени – дней, недель, месяцев. Одним из основных препятствий в определении ребенком времени дня по часам является отсутствие у него понимания, каким образом выстроенные в круг цифры соотносятся с течением реального времени, наполненного событиями его жизни. Часовой циферблат оказывается слишком абстрактным, слишком отвлеченным от реального времени, и ребенок не в силах уловить их связанность. Таким образом, мы видим, что матричный календарь и часы с круговым циферблатом не способствуют формированию у ребенка представления о реальном времени, поскольку обе эти формы отсчета времени являются слишком условными, слишком «взрослыми» для маленького ребенка. В то же время календарь, представленный в формате временной оси, помогает детям освоить временные понятия в доступной для них форме, поскольку в наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее – в будущее. При этом важно заметить, что ребенок заодно воспринимает и принятое в нашей культуре направление письма и счета – слева направо, что имеет важное значение при дальнейшем освоении ребенком письменности и счета.

Материалы

Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря прежде чем выбирают окончательную.

Сентябрь

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://st.depositphotos.com/1526816/1676/v/950/depositphotos_16762335-stock-illustration-a-house.jpg

https://st.depositphotos.com/1526816/1676/v/950/depositphotos_16762335-stock-illustration-a-house.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

1

2

3

4

5

6

7

 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

http://natasha-vl.ru/images/cms/data/assorti1.jpgАня

1. Полоски для календаря на каждый месяц учебного года. Эти полоски можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).

Для детей старшей и подготовительной группы можно написать и день недели.

Размер полосок должен быть таким, чтобы во время групповых занятий детям были хорошо видны цифры и картинки. В то же время, полоски должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временную ось»

2. Наклейки для обозначения будних и выходных дней. Эти наклейки помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.

Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий названию детского сада или группы, такой, например, как изображение радуги, если детский сад называется «Радуга», или изображение пчелок, если группа называется «Пчелки».

Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие неучебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://st.depositphotos.com/1526816/1676/v/950/depositphotos_16762335-stock-illustration-a-house.jpg

https://st.depositphotos.com/1526816/1676/v/950/depositphotos_16762335-stock-illustration-a-house.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://poetov.net/upload/000/u1/84/ed/fa430903.jpg

https://st.depositphotos.com/1526816/1676/v/950/depositphotos_16762335-stock-illustration-a-house.jpg

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

3. Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения, напишите имя именинника.

Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения), но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми. Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы.

Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события. Так если в группу приходит новый взрослый (например: студент-практикант), хорошо будет прикрепить фото этого взрослого на календарь, чтобы подготовить детей к этому событию.

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

Процедура проведения

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе и чтобы воспитателю было легко на нем писать.

Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах можно добавить и день недели.

 Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ февраля).

В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре. Дети, в особенности младшие, часто торопятся и спешат назвать все числа, которые они знают, не обращая внимания на то число, на которое показывает воспитатель. В этом случае воспитатель может сопровождать показ числа каким-либо движением (например, хлопать) с тем, чтобы дети повторяли это движение (хлопали в ладоши) одновременно с произнесением числа. Более старшие дети могут не нуждаться в таких дополнительных движениях.

На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.

В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Приводим примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:

- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?

Что будет сначала: Катин день рождения или Костин?

- Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный?

- Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул?

При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности:

- Какое сегодня число (показывает)?

 А какое будет завтра (показывает)?

 А какое было вчера (показывает)?

- (Показывает на сегодняшнее число).

Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?

- Показывает на сегодняшнее число.

Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)?

- На сколько дней поход в зоопарк будет раньше, чем начало каникул?

 Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.

После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.

Рекомендации

Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогической технологии развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет на материале народного календаря

  Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могу...

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"

Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем...

Педагогическая технология «Адвент-календарь» как средство индивидуализации и активизации детской деятельности

Ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник, особенно если сделать это ожидание ещё и интересным. Когда до праздника остаётся совсем немного времени, у ребят всё чаще возникает вопрос: "...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...