Самообразование Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
материал

Беляева Ольга Геннадьевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24_belyaeva.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.  Иркутска  детский сад № 97

План по самообразованию

 по теме

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные

техники рисования»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Беляева Ольга Геннадьевна

Электронная почта: olgabelyaeva.1989@mail.ru

телефон:89245464789

Иркутск 2023

Личные данные:

Беляева Ольга Геннадьевна

Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –12года.

Стаж работы в МБДОУ –6 лет.

Стаж работы в занимаемой должности –8 года.

Квалификационная  категория – первая.

Предполагаемый срок темы самообразования 5 лет (с 09.2019г. по 09. 2024г.)

Актуальность

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество дошкольного образования также указывают на актуальность этой темы, так на пример:

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155

п.4- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Цель: 

развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать  целостную  картину мира;
  4. Расширять  кругозор  детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

   Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
  • решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения:

 специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

  1. У детей повысится уровень художественных способностей;
  2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
  3. Освоят технику нетрадиционного рисования.

Методическая литература:

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

  И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

  Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1.5 – 2 лет. - Москва ,2020 г.

  Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – Москва ,2010.

  Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

  Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11.

  Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9. .

К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с

    детьми 3 – 7 лет»

  М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с        

  • Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
  • Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
  • ФГОС дошкольного образования.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Октябрь. «Как часто рисует ваш ребенок?» (Анкетирование). Консультация «Рисование нетрадиционным способом».

Ноябрь: «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки)

Декабрь: консультация    «Рисование пальчиками: зачем и как?».

Январь: индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение, как можно сделать печатки из картофеля.

Февраль: беседа на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Март: познакомить с комплексом упражнений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Апрель: совместное творчество родителей и детей с использованием нетрадиционных техник рисования на тему: «В гостях у Весны»

Май: советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях»

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2023 – 2024 уч. год.

Разновозрастная группа.

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Лес осенью»

Печать листьями

Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.

2.

«Веточка рябины»

Рисование пальчиками, печать листьями.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.  Учить передавать в рисунке  характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей. «Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» - консультация

Работа с педагогами

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» - консультация

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Грибы на опушке

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.

Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями.

 Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

2.

«Что выросло огороде»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа   бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

Работа с педагогами

«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» - рекомендация

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дымковская игрушка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.

Совершенствовать умение детей в различных  нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.

Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.

2.

«Мое любимое дерево в разное время года»

Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

«Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домашнее животное – собака»

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2.

«Сказочный лес»

Рисование солью.

Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Работа с педагогами

«Арт-терапия, как средство адаптации  в ДОУ» - консультация

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Зимний лес»

Рисование восковыми мелками, свечой.

Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.

2.

«Волшебный аквариум»»

Печать по трафарету, пальцами, листьями.

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.

Краски, листья, трафареты, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Работа с социумом

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Сюрприз для  папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.

2.

«Разноцветные шары»

Рисование мыльной пеной

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»

Работа с педагогами

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Работа с социумом

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Букет незабудок для мамы»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.

2.

«Какого цвета весна»

Кляксография

Учить создавать образ  используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

«Особенности художественного языка изобразительного искусства» - консультация

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселые матрешки»

Граттаж.

Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.

2.

«Море»

Граттаж.

  Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»

Работа с педагогами

«Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Цветочная поляна»

Печатки из пластилина

Познакомить с техникой печать пластилином.Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие.

Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Самореализация

Сентябрь-октябрь

Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

В течение года.

В течение года.

Отчет по теме самообразования.

Участие в конкурсах в Интернете. 

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете). 

Выступление на педсовете.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Проект по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального рисунка, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — с...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...

2024-2025 гг План работы по теме самообразования: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

План темы самообразования: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования...