"Жизненные цели молодого поколения (по материалам СМИ)"
проект

Шибаева Наталья Сергеевна
Проектная деятельность на тему : 'Жизненные цели молодого поколения (по материалам СМИ)'. Данная тема актуальна в условиях современного мира., Т. К. В социальной структуре общества особое место занимает молодое поколение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на тему « Жизненные цели молодого поколения(по материалам СМИ)

   

               C:\Users\Сатурн\Desktop\3c8364e0-1b55-4154-8523-045b2a3195f9.jpg

Содержание  

Введение. Стр.3-6

Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы. Стр.6-8

Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры». Стр.8-9

2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование. Стр.9-12

2.3. Влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи. Стр.12-14

2.4. Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи. Стр.14-15

3. Социологическое исследование. Стр.15-19

4. Выводы. Стр.19-20

5. Приложения. Стр.21-24 

6. Список использованной литературы. Стр.25

     

       Введение

Тема проекта: «Жизненные цели молодого поколения»  

Актуальность темы: Данная тема обладает большой значимостью в условиях современного мира.

В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него. Неспособность активно отстаивать жизненную позицию, недостаточная подготовленность молодежи к самостоятельной жизни в современном обществе, может привести к нежелательным последствиям. Такого быть не должно.

Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследова-тельность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. Именно поэтому в настоящее время уделяется особое внимание исследованию процесса становления личности у молодых людей, их месту и роли в социальной структуре общества.

   Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительско–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

   Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.

Проблема: Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма.

Историография вопроса: Проблема ценностей и ориентиров активно разрабатывалась и  разрабатывается учеными. Анализ научной литературы показал, что ценности личности - это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах»:

1) как значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (Владимир Александрович Василенко - один из инициаторов выдвижения и разработки проблемы ценности в советской философии; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями);

2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (Клайд Клакхон, американский социальный антрополог, один из первых давший определение понятию ценности: «Ценности — это осознанное или неосознанное, характерное для индивида представление о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия"; с точки зрения Вадима Борисовича Ольшанского, российского социолога: «Ценности являются своеобразными маятниками, помогающими заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека»);

3) как разновидность установок (Андрей Григорьевич Здравомыслов, доктор философских наук, опубликовавший книгу «Потребности, интересы, ценности»; Флориан Знанецкий, американский социолог,  полагавший, что основой бытия являются ценности, которые создают культурный мир);

4) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Эрих Фромм, немецкий психолог, рассматривавший проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей; Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии, рассматривавший ценности как не зависящие от прихотей человека, познаваемые, постигаемые, но не изобретаемые, и приравнивал их к потребностям).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими компонентами структуры личности, обусловливающими её направленность, активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д. Будучи основополагающими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности.

 Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.

Предмет исследования: Жизненные цели молодежи в современном обществе.

Цели исследования:

 

  1. Определить, что является наиболее ценным для современной молодёжи.
  2. Раскрыть сущность и особенности ценностей молодого поколения.          
  3. Провести анализ представления современной молодежи о жизненных целях и ориентирах.  

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».
  2. Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.
  3. Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.
  4. Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.
  5. Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.
  6. Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.
  7. Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.
  8. Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей.  

Научная новизна исследовательской работы состоит в следующем:                                        1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.                                                                                                                                                2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи.                                                                                                                                        3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.    

    Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики. 

   

 Методы, использованные мной для проведения исследовательской работы:


1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. интервьюирование;
6. сравнение.

   Гипотеза: Различные ценностные ориентации оказывают существенное влияние на становление развивающейся личности и регулируют процесс социализации молодых людей. Следовательно, каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека. Если среди приоритетов преобладают те, которые оказывают отрицательное влияние, то формируется личность с низким моральным и нравственным уровнем воспитания.                                                                                               Также под влиянием ориентиров формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями социализации.

 Этапы работы над проектом:

Этап

Продолжительность

Содержание и Деятельность проекта

Подготовительный

Сентябрь – октябрь 2020года

Определение темы, типа проекта. Анализ проблемы. Формулирование цели и задач.

Основной этап

 - ноябрь 2020

- январь 2021 года

1. Определение источников необходимой информации.

2. Определение способов сбора и анализа информации.

3.Сбор информации, анализ информации из различных источников деятельности.

4. Сбор и подготовка информации для продукта проекта

Заключительный

Февраль

2021 г.

Представление продукта проекта, оценивание работы.

Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы.

 

Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.                

Возрастные границы этой социальной группы  достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.  

У молодёжи есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость - это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других - наивной, ограниченной и инфантильной.                                                                                Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации.  

Социализация - это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация по своей сути является процессом взаимо- и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами определенные нормы, установки, представления и стереотипы.                                                                                            Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с продолжением учебной деятельности и началом трудовой деятельности.    

С позиции права молодость - время наступления гражданского совершеннолетия (в России - 18 лет), когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность. Совершеннолетний человек получает возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.). С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность осуществления активной общественной деятельности, принятия участия в выборах, в работе государственных органов и общественных организаций. Происходит процесс становления человека как полноценного субъекта политики. Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых - уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, защита Отечества.  

С точки зрения психологии молодость - это период утверждения человека как индивидуальной, особенной личности; процесс поиска собственного пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, чтобы принимать исключительно правильные решения в сложившихся жизненных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт.  

С философской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. Известный русский публицист Дмитрий Иванович Писарев говорил: «Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь». 

Молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска чего-то нового. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям - она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Молодежь как наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения обладает такими социально-психологическими качествами как: неиссякаемая жизненная сила, огромный энергетический потенциал и запас интеллектуальных и физических сил. Нельзя не отдавать себе отчета в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, которые составляют основные факторы развития экономики, в основном создаются людьми нового, нетрадиционного типа мышления. Молодежь обладает здравым смыслом, намерением  получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение.

Молодость - это пора, когда каждый должен сам определить собственную судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей и утвердить себя в обществе. 

Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры».

Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов.  

Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей - очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.  

Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. Ценности отражают отношение человека к действительности – фактам и событиям, происходящим в жизни, к другим людям и к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают, строятся человеческие отношения, выдвигаются цели деятельности и определяются приоритеты.

Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.    

Примерами религиозных ценностей, т. е ценностей, возникающих в религиозном осмыслении мира, являются верование в Бога, святость и праведность, следование религиозным предписаниям и запретам.  В отдельную область можно выделить политические ценности, к которым относятся: ценности политической свободы, социальной справедливости, патриотизма, равенства перед законом и политической стабильности.  

Нравственные же ценности характеризуют поступки и намерения человека. Сюда относят добро, гуманность, справедливость,  мужество, верность, честность, порядочность.  Гедонистическими ценностями являются прежде всего удовольствие, порождённое удовлетворением потребностей, наслаждение и комфорт. Для многих людей приоритетными являются профессиональные ценности, к которым относятся получение профессии, совершенствование полученных навыков, карьера.              

Сама по себе ценность – это некая значимость объекта для субъекта. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна. 

Без усвоения личностью системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен успешный процесс социализации личности.

    Поставив перед собой цели, человек ищет пути их достижения, т.е. выбирает свой жизненный ориентир. Ролью ориентира на пути к цели нередко является идеал- совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях.    

Само понятие жизненный ориентир включает в себя руководящие принципы и систему ценностей, позволяющих принимать решения касаемо осуществления целей. Система жизненных ориентиров образует направленность личности, регулирует её деятельность.

Таким образом, жизненные ориентиры - это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве основополагающих целей жизни.

Жизненные ориентиры характеризуют направленность личности, определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Жизненные ориентиры являются одним из источников мотивации поведения человека. В сознании людей должна быть четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов.                          

На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.                                                      

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром и мотивирующим фактором к достижению поставленных целей.

2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с их жизненными планами. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и каким-то образом корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы и ориентиры молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливают двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Социальный статус молодых людей, имея характер неопределенности, отличается весьма размытыми очертаниями. Такое состояние не дает им возможность зафиксировать свои ценностные ориентации. Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможность проявить свою самостоятельность в выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью молодежи, и носит негативный характер. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия нового, прогрессивного.

Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Выделяя особенности, специфику жизненных ориентиров современной молодежи, необходимо отметить, что планы молодых людей связаны со стремлением занять высокое социальное положение, которое позволит им удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.

Начало радикальных социально-политических и экономических перемен для представителей нынешней молодежи совпадает с периодом их детства или с рождением. Родители на период их воспитания сталкиваются с жестким требованием реальности – выработать новые адаптационные механизмы и жизненные стратегии для приспособления в динамично меняющейся реальности. Это обстоятельство не могло не отразиться на мировоззрении, ценностных ориентациях и жизненных стратегиях современной молодежи.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится  чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом для молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.

В представлениях молодежи об отношениях государства и его граждан, подавляющее большинство молодых людей считают, что государство должно обеспечить своему населению достойную жизнь. Вместе с тем молодежь, как и старшее поколение, считают, что в реальности государство не может предоставить даже необходимого минимума условий. 

В отношении заинтересованности политическими событиями стоит отметить скорее отсутствие вовлеченности молодежи в политическую жизнь общества. В целом молодежи свойственна установка на довольно активное участие в выборах, особенно президентских. Но конкретные партийные предпочтения почти у половины молодых россиян не выражены. Большая часть молодежи руководствуется мнением, что для успеха на политической арене необходимы хорошее образование и высокая степень профессионализма, а также личная активность и инициативность. Однако при оценке реальных путей выдвижения в политику преобладают такие критерии, как участие в деятельности партий, включенность во властные структуры государства или наличие связей в сфере бизнеса. Социально-политическая активность молодежи в общем крайне низка, как и у других возрастных групп.

Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.

2.3. Влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи.

В современном обществе возрастает влияние современного искусства и СМИ на духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование ее личностных качеств, идеалов, ценностей и ориентиров.

Средства массовой информации, превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу, как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность функционирования и развития социума. Однако анализ содержания современных российских СМИ показывает, что за редким исключением все эти функции практически не выполняются.                                    

  СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодёжи, так и отчасти его деформацию. Учитывая наибольшую внушаемость детей, подростков, молодежи, их неопытность, недостаточный уровень знаний, неустойчивость психики, неокончательную сформированность жизненных идеалов и целей, наибольшую активность и перспективность развития, СМИ выбрали их в качестве основного объекта своего влияния [1].

Вместо воспитания и просвещения подрастающего поколения происходит его увод  от реальности в предельно жесткий и низменный мир современных кинофильмов. Огромное количество функционирующих в России фильмов доносят до зрителей несанкционированные в обществе ценности, образцы мировосприятия и социального поведения. Постоянно погружаясь в образный мир фильмов, юный зритель, виртуально мигрирует в другое общество, иллюзорно живет среди его людей, соприкасается с их стилем жизни и проблемами, усваивает иные культурные ценности. Возвращаясь в свое общество, соприкасаясь с его идеалами и погружаясь в реальные условия жизни, человек вполне может ощутить неприятие тех или иных ценностей, в том числе и фундаментальных.

Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает

________________________________________________________________                                                                      

1. Королев А. Современная молодежь под прицелом СМИ.-2008.-№2.-С.6-11

одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становится агрессивной, несдержанной, проявляет девиантные формы поведения. 

Говоря о положительном влиянии СМИ, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли. В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. Появляются передачи радио- и телевещания с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.                                                    Нельзя не обойти вниманием то, что на телеэкране есть и положительные, поучающие  передачи: они преподносят подрастающему поколению уроки хорошего поведения, доброты, честности, стараются повысить уровень культуры не только молодежи, но и общества в целом.

В настоящее время увеличивается интерес молодежи к современному искусству: живописи, графике, скульптуре, инсталляции и другим новейшим жанрам.                          

Влияние искусства на формирование мировоззрения и жизненных ориентиров человека поистине огромно. Мы не можем представить себе успешного, красивого, уверенного в себе и образованного человека без хорошего понимания, знания искусства.                                        

   Музыка, так или иначе, влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. С помощью музыки воспитываются такое чувство, как чуткость.

Из-за обилия музыкальных направлений современной музыки, большого разнообразия музыкальных жанров у молодежи есть возможность выбрать наиболее подходящую социальную группу по интересам, которая отвечала бы их пониманию своей собственной жизни и картины мира в целом.

    Нынешнее поколение настолько увлечено музыкой, что живёт только ею. Это своего рода зависимость, страсть. Ничего, кроме музыки, не интересует определенные слои молодежи. Именно поэтому не удивительно, что музыка в какой-то степени формирует личностные качества молодого человека и выступает одним из факторов, воздействующих на культурную жизнь общества.                                                                                        

 Но сегодня зачастую наблюдается пристрастие молодежи к современным жанрам, которые является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у молодежи часто не востребована. Нужно понимать, что повысить уровень культуры молодежи не может только одна современная музыка. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности.  Прослушивание и посещение концертов классической музыки способствовало бы духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей молодого человека.

Велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании полноценной личности, ее идеалов.  Читающая молодёжь быстрее находит правильное решение, имеет творческое воображение, лучше владеет речью. Она точнее формулирует мысль, свободнее пишет. Легче вступает в контакт и приятна в общении, более критична и самостоятельна в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение рассматривается некоторыми социологами как надежный, чуткий и даже универсальный индикатор состояния общества.

Но проанализировав круг чтения подростков, к сожалению, выясняется, что около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера (триллеры, детективы, фантастика, приключения, ужас и мистика), тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %) [2].

Изобразительное искусство также воспитывает духовный мир человека, развивает его эмоционально-чувственную сферу, образное мышление и способность оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Приобщение молодежи к изобразительному искусству осуществляет одну из главных задач современного образования - воспитание всесторонне развитой личности. Изобразительное искусство призвано сформировать у молодых людей художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт молодежи возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего «я» с внешней средой.

2.4. Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи.

    Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Возникновение молодежной субкультуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Условия жизни в большом городе создают

__________________________________________________________________

2.Гинзбург Г.И. Научно-познавательная книга в формировании читательских потребностей подростков.-1984.- №3.- С. 69-76.

предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения,

являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное

сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. 

В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищут те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества.

В период молодости, у человека происходит формирование нравственных понятий, представлений, убеждений и системы ценностей. Поиск себя и потребность в самовыражении вынуждают его искать примеры для подражания, идеалы, и примыкать к определенным группам людей, разделяющим его мировоззрение и ценности.  Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению. 

Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности. В то же время у молодежи формируются определенные ценностные ориентации, и предоставляется возможность выразить свое отношение к жизни. Подростковая субкультура – это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. 

Молодежные субкультуры охватывают лишь незначительный процент молодежи, но тем не менее оказывают значительное влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодых людей.

Примерами молодежных субкультур являются рокеры, хиппи, панки, готы, скинхеды и многие другие.

3.Социологическое исследование  

Система ценностных ориентаций, которыми руководствуется человек, определяет содержательную сторону его направленности и составляет основу его отношений к миру в целом, к другим людям и к самому себе, а также основу мировоззрения и мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича - американского психолога, профессора социальной психологии Университета штата Мичиган, а затем Университета штата Вашингтон, которая основана на упорядочивании по значимости ценностей для человека (Приложение1).             М. Рокич рассматривал ценности личности, или ценностные ориентации, как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Основные положения теории Рокича, разработанной в 1973 году:  

1)общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико; все ценности организованы в системы;

2)все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3)истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

4)влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

В тесте представлены два класса ценностей:                                    

    1)терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности могут быть личными или социальными. Рокич обнаружил, что повышение приоритета какой-либо личной ценности приводит к возрастанию приоритета личных ценностей вообще и к снижению приоритета социальных ценностей. И наоборот, возрастание приоритета социальных ценностей приводит к общему повышению приоритета других социальных ценностей и снижению приоритета личных.                                                                      

    2)инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Они предписывают определенные стандарты поведения или методы достижения цели. Два типа инструментальных ценностей соотносятся с моралью и компетентностью. Инструментальные ценности, отвечают не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как лучше реализовывать поставленные жизненные цели”.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.    

Мною был проведен психологический тест по методике Рокича среди моих ровесников. В ходе исследования мною были опрошены 30 молодых людей, учащихся старших классов в возрасте от 16 до 18 лет.  

Респондентам было предложено изучить таблицу, в которой представлены два списка ценностей (по 18 в каждом) и, выбрать ту ценность, которая для них наиболее значима, поместив ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей должна была остаться последней и занять 18 место. Полученный результат должен отражать истинную позицию человека.  

Данные исследования Рокича помогут сделать некоторые выводы: что именно важно для человека, к чему он стремится и каковы его терминальные и инструментальные ценности; а также составят ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

    Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице (Приложение 2).      

    Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Рассмотрим полученные в результате анкетирования по методике Рокича ответы респондентов (Приложение 3 «Терминальные ценности» и приложение 4 «Инструментальные ценности»).

 Из общего списка ценностей были обозначены и представлены лишь те, которые являются наиболее значимыми и имеют больший процентный показатель.  

 85% опрошенных молодых людей считают, что наиболее значимой для них является такая общечеловеческая ценность, как физическое и психическое здоровье. Это неудивительно, так как только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Чуть ниже молодые люди расположили счастливую семейную жизнь. Значимость ее признает 79% молодых людей. Далее следует такие терминальные ценности, как наличие верных друзей (70%) и любовь (61%). Пятое место занимает такая ценность, как активная деятельная, полная эмоций жизнь, её показатель составляет 53%, шестое-уверенность в себе, которая проявляется в свободе от внутренних противоречий (45%). 40% респондентов отметили общественное признание и уважение окружающих в числе наиболее значимых ценностей.

Практически все представленные ценности проходят тонкой нитью через общение. Любовь - как интимно-личностное общение, как духовная и физическая близость с любимым человеком; дружба- наличие хороших и верных друзей. Велика роль счастливой семейной жизни, где подросток чувствует заботу и любовь, принятие и уважение, что для него так важно. Активная деятельная жизнь, а также общественное признание, к которым так стремятся подростки, позволяют жить полной насыщенной жизнью, с уважением относиться к окружающим, близким, одноклассникам.

Достаточно значимыми, но не указанными в диаграмме являются свобода, как независимость в суждениях и поступках (30%), материально обеспеченная жизнь (28%), интересная работа(27%), жизненная мудрость и зрелость суждений (25%), познание и возможность расширения своего кругозора (23%), развитие (22%) и продуктивная жизнь (20%).  

Наименее значимыми для молодых людей оказались следующие ценности: возможность творческой деятельности (15%), счастье других (11%), развлечения (8%), красота природы и искусства (5%).    

Таким образом, среди терминальных ценностей для молодежи наиболее значимы здоровье, счастливая семейная жизнь, верные друзья и любовь, которые являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков. Все описанные ценности главным образом определяют стремления человека к достижению поставленных целей и к реализации гармоничного полноценного развития его личности.                                                                                                                              

Среди инструментальных ценностей, на первое по значимости место опрошенные люди поставили честность, искренность. Их важность признает 73 % молодых людей. На следующей ступени располагаются воспитанность и хорошие манеры, их процентный показатель составляет 66%. Чуть ниже молодые люди поместили ответственность, чувство долга (63%). Далее следует образованность, которую отметили в числе наиболее значимых инструментальных ценностей 59% респондентов. Пятое место занимает жизнерадостность и чувство юмора (53%), шестое – терпимость, толерантность к взглядам и мнениям других (48%). Восьмерку значимых для молодых людей ценностей замыкают чуткость, заботливость (45%) и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (40%).                                        

Именно вышеперечисленные ценности, по мнению молодых людей, являются особо важными и главным образом влияют на направленность личности и ее авторитет в обществе.  

Достаточно значимыми, но не указанными в диаграмме являются аккуратность, умение содержать порядок в делах (35%), исполнительность, дисциплинированность (32%), широта взглядов и умение понять чужую точку зрения (30%), рационализм и умение здраво и логично мыслить (30%), самоконтроль и самодисциплина (25%). Наименее значимыми ценностями опрошенные посчитали: эффективность в делах (20%), твердую волю и умение стоять на своем (15%), независимость (13%), непримиримость к недостаткам в себе и других людях (11%) и высокие запросы, притязания (9%).            

    Исходя из полученных данных исследования инструментальных ценностей, можно сделать вывод, что для молодежи наиболее значимыми, важными являются гуманистические ценности, такие как честность, воспитанность, образованность, терпимость, чуткость и т.д. Далее следуют эмоционально-волевые (жизнерадостность, воля, смелость и активность) и прагматические ценности (рациональность, исполнительность, дисциплинированность и независимость).

Помимо психологического теста по методике Милтона Рокича, респондентам было предложено из представленных им ценностных суждений выбрать наиболее значимые. Данные исследования представлены в диаграмме (Приложение 5). 
   По результатам исследования ценностных ориентаций видно, что большинство молодых людей (16 чел.-53%) в качестве главного суждения выбрали следующее: «Мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня». 23% опрошенных людей-7 человек, наиболее весомым посчитали суждение: «Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем». 13% респондентов, или 4 человека, выбрали следующую мысль: «Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел». 7% молодых людей (2 чел.) посчитали самым значимым суждение о том, что «материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо». Мысль о том, что «лучше не достигнуть материального благополучия и не сделать карьеру, но никогда не перешагнуть через свою совесть и моральные нормы» определил для себя в качестве значимой 1 человек (4%).

Такие суждения, как: «надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены» или же «современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» молодые люди не посчитали главными.

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что молодые люди в планировании своего материального благополучия и благосостояния в первую очередь полагаются на себя, считают, что зарабатывать деньги необходимо честным путем, что успехов в материальном плане необходимо добиваться самостоятельно, стараясь не перешагивать через моральные нормы.

    4.Выводы  

Исследование ценностей и ориентиров современной молодежи с каждым днем приобретает всё большую значимость.

Молодость – переходное состояние между детством и взрослостью. В некоторых вопросах молодежь является уже вполне взрослой и серьезной, а в других - еще наивной и, в какой-то степени, ограниченной. Находясь, на переходной стадии взросления, молодые люди переживают важнейший жизненный этап-этап социализации. Насколько успешно пройдет этот этап в жизни подростка зависит главным образом от него самого.

Подтвердить это может следующее размышление американского психолога Эрика Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» (Erikson, 1964, р. 90).      

Молодежь, как наиболее динамичная часть населения, имеет довольно подвижные ценностные ориентации. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально–демографических характеристик и уровня социализации каждого человека, а также от внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). Именно в такой ситуации и реализуются разноплановые жизненные позиции молодежи.          

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацеленность на индивидуализм.                   

Для современной молодежи свойственны как духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные ценности. Все они занимают значительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека.

В настоящее время возрастает значимость индивидуалистических ценностей и падает значимость коллективистских. В ряду жизненно важных ценностей молодежи наиболее популярными являются здоровье, благополучие, наличие верных друзей и любовь. Эти ценности реализуют гармоничное и полноценное развитие личности молодого человека.

Ценностное культурное пространство российской молодежи имеет некоторые особенности. Во-первых, формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс.  Во-вторых, современные молодые люди руководствуются иными принципами выбора жизненного пути, нежели их родители. В-третьих, все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания. В-четвертых, в образе мыслей современной молодежи серьезное значение имеют семейные ценности. Также высокий ранг в системе важнейших свойств личности и общественных ценностей получает такое качество как ответственность.

Важнейшей особенностью ценностной системы молодежи является и то, что в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными. Ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, оказывающих существенное влияние на становление развивающейся личности и регулирующих процесс социализации молодежи.  

Итак, можно сделать вывод, что на современном этапе произошло некоторое изменение ценностей современной молодежи по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются несколько хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.

    5.Приложения

    Приложение 1

    Тестовый материал для исследования ценностей Рокича

    Список А (терминальные ценности)
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 
3) 
здоровье (физическое и психическое); 
4) интересная работа; 
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 
8) наличие хороших и верных друзей; 
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 
15) счастливая семейная жизнь; 
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, 
человечества в целом); 
17) творчество (возможность творческой деятельности); 
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 

    Список Б (инструментальные ценности): 
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 
2) воспитанность (хорошие манеры); 
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 
4) жизнерадостность (чувство юмора); 
5) исполнительность (дисциплинированность); 
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 
7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура); 
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово); 
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 
16) честность (правдивость, искренность); 
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);                                             18) чуткость (заботливость).

    Приложение 2

    Таблица - Распределение главных жизненных целей российской молодежи

Жизненные цели

% ответивших

иметь хорошую семью

15,5

получить хорошее образование

14,3

устроиться на хорошую работу

13,7

иметь свою квартиру

9,0

заработать много денег

8,8

обеспечить будущее детям

9,8

открыть свой бизнес

5,0

жить в достатке

12,9

приобрести дорогие вещи

11,0

     Приложение 3

    Приложение 4

     Приложение 5

           https://obuchonok.ru/files/images/zennosti_podrostki.jpg

6.Список использованной литературы

1. Википедия. Статья «Ценности»: http://ru.wikipedia.org 

2. «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства» Цымбаленко С.Б.

3. «Влияние СМИ на сознание современной молодежи» Быкасова Л.В. http://sibac.info

4. «Глобализм и функции кино в обществе» М.И.Жабский  

5. «Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад». http://isras.ru

6. Молодежь и молодежная политика http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html

7. «Молодежная субкультура» Левикова С. И.: Учеб. пособие, 2004 г. 

8. «Особенности современной субкультуры»: http://vevivi.rubest/Osobennosti-sovremennoi-subkultury 

9. «Особенности ценностных ориентаций современной молодёжи»     Тырнова О.А. Журнал «Вестник Московского Государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология.

10. «Российская молодежь: Ценности и ценностные ориентации (социологический анализ)». Статья основана на коллективном докладе «Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета». http://hdirussia.ru

11. «Социальная сущность процесса коммуникации» Колбышева С.И. http:// mic.org.ru 

12. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи. http://www.allsocio.ru/asocs-739-2.html                                                                13. Тест Рокича «Ценностные ориентации»: http://azps.ru/tests/tests_rokich.html 

14. «Ценностные ориентации современной российской молодежи»            Кошарная Г.Б.; Афанасьева Ю.Л. http://cyberleninka.ru  

15. Ценностные ориентации. http://enc-dic.com/philosophy/Cennostnye-Orientacii-3677.html

16. «Ценностные ориентации современной молодежи» В.П. Вдовиченко. http://schoollibrary.ioso.ru 

17.«Чтение, как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения». Чернышева Л.Н. http://cyberleninka.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение молодого поколения к национальной культуре.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...

Музыкально-спортивная композиция «Мы – молодое поколение за безопасное движение»

Интегрированная НОДМузыкально-спортивная композиция«Мы – молодое поколение за безопасное движение» Совместная деятельность педагога по физическому воспитанию имузыкального руководителя....

Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

Проект "Молодое поколение выбирает чтение"

Проект "Молодое  поколение выбирает чтение"...

Эссе "Советы молодому поколению"

Это эссе было написано для участия в открытом конкурсе "Советы молодому поколению" Департамента здравоохранения Тюменской области (Нацпроекты России в сфере "Здравоохранение"). про...

Сценарий агитбригады по ПДД «Мы молодое поколение за безопасное дорожное движение»

 Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспорт...