Методический семинар
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорожинская Наталия Сергеевна

Особенности составления адаптированной образовательной программы на основе ФАОП ДО

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности составления адаптированной образовательной программы на основе ФАОП ДО

Слайд 2

ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ) и организационно-педагогических условий , который представлен в виде: -учебного плана -календарного учебного графика -рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), -иных компонентов -оценочных и методических материалов, а так же в предусмотренных настоящим ФЗ случаях в виде – рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Слайд 3

Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий.

Слайд 4

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 5

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 Требования ФГОС ДО К структуре программы и ее объему К условиям реализации программы К результатам освоения программы

Слайд 6

Характеристика ФАОП ДО ФАОП ДО - документ, в соответствии с которым организации самостоятельно разрабатывают и утверждают АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) , разработанных организациями АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ДО.

Слайд 7

Перечень АОП ДО АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха ( глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации ); АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения ( слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием ); АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ; АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ; АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития ; АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра ; АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ); АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития .

Слайд 8

Структура ФАОП ДО ФАОП ДО имеет модульный характер (более 600 стр.) Структура ФАОП ДО

Слайд 9

Целевой раздел ФАОП ДО 1 . Цель : обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми образовательными потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья . 2 . Задачи . 3 . Принципы и подходы к формированию ФАОП ДО. 4 . Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения ФАОП ДО по возрастам: в младенческом (к 1 году); В раннем (к 3 годам); В дошкольном (к 4, 5, 6 годам); На этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного возраста). 5 . Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ФАОП ДО.

Слайд 10

Комментарий к целевому разделу ФАОП ДО 1. Пояснительная записка Цель реализации программы (общая) Задачи программы (общие) Принципы программы (общие) Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха …. 2. Планируемые результаты (разные) Целевые ориентиры реализации программы для обучающихся с нарушениями слуха …. 3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе (общее)

Слайд 11

Содержательный раздел ФАОП ДО 1.Описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям : 1.1. Социально - коммуникативное развитие 1.2. Познавательное развитие 1.3. Речевое развитие 1.4. Художественно – эстетическое развитие 1.5. Физическое развитие 2. Взаимодействие педагогических работников с детьми 3.Взаимодейтсвие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся 4. Программа коррекционной работы 5. Федеральная рабочая программа воспитания

Слайд 12

Комментарий к содержательному разделу ФАОП ДО 1. Описание образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях (разное) Описание образовательной деятельности обучающихся с нарушением зрения в соответствии с направлениями развития ребенка… 2. Взаимодействие педагогических работников с детьми 3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями (семьями) обучающихся (разное) Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушением слуха… 4. Программа коррекционно-развивающей работы Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениям слуха …. 5. Федеральная рабочая программа воспитания

Слайд 13

Описание образовательной деятельности обучающихся с нарушением зрения в соответствии с направлениями развития ребенка: Адаптивные компенсаторно-развивающие программы коррекционно-развивающей программы:

Слайд 14

Описание образовательной по каждой из 5 образовательных областей в соответствии с направлениями развития ребенка обучающихся: Для слепых обучающихся Для слабовидящих и с пониженным зрением ( амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся

Слайд 15

Взаимодействие педагогических работников с детьми Концептуальные идеи: 1.Педагогический работник выступает в роли партнера. 2. Принятие ребенка таким, какой он есть, вера в его способности. 3.Формирование у ребенка различных позитивных качеств, ребенок не боится быть самим собой, признает свои ошибки. В результате: Ребенок приучается думать самостоятельно. Ребенок учиться адекватно выражать свои чувства. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им. Формы? Способы? Методы? Приемы? Технологии? Средства? Условия?

Слайд 16

Федеральная рабочая программа воспитания (ФРПВ) 1. Целевой раздел ФРПВ 1.1. Цели задачи воспитания 1.2. Принципы 1.3. Направления воспитания Патриотическое… Социальное … Позновательное … Физическое и оздоровительное … Трудовое… Эстетическое 1.4. Планируемые результаты (целевые ориентиры воспитания) (разное) 2. Содержательный раздел ФРПВ 2.1.Уклад образовательной организации 2.2. Воспитывающая среда. 2.3. Общности ОО. 2.4.Задачи воспитания в образовательных областях. 2.5.Содержание ВР по направлениям воспитания. 2.6. Формы совместной деятельности в ОО. 2.7. Организация предметно-пространственной среды. 2.8. Социальное партнерство. 2.9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями с ОВЗ. 3. Организационный раздел ФРПВ Условия реализации ФРПВ

Слайд 17

Комментарий к организационному разделу ФАОП 1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ППУ, обеспечивающие развитие ребенка с нарушениями слуха ППУ, обеспечивающие развитие ребенка с нарушениями зрения ППУ, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР ППУ, обеспечивающие развитие ребенка с НОДА …. 2. Организация предметно-пространственной среды 3. Кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы 4. Федеральный календарный план воспитательной работы

Слайд 18

Часть формируемая участниками образовательных отношений Она ориентирована: -на специфику условий (национальных, социокультурных, региональных и др.), в которых осуществляется образовательная деятельность; -на сложившиеся традиции ДО ; -на выбор парциальных образовательных программ и форм организации с детьми , которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ОВЗ; -на возможности ДОО ;

Слайд 19

№ п / п Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного развития 1.2. Планируемые результаты реализации программы 1.2.1. Планируемы результаты в младенческом возрасте (к 1 году) 1.2.2. Планируемые результаты в раннем возрасте (к 3 годам) 1.2.3. Планируемые результаты в дошкольном возрасте: 1.2.3.1. к 4 годам 1.2.3.2. к 5 годам 1.2.3.3. к 6 годам 1.2.4. Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

Слайд 20

№ п / п Содержание 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям 2.2.. Социально-коммуникативное развитие … По возрастным группам 2.3. Познавательное развитие … По возрастным группам 2.4. Речевое развитие … По возрастным группам 2.5. Художественно-эстетическое развитие … По возрастным группам 2.6. Физическое развитие ... По возрастным группам 2.7. Взаимодействие педагогических работников с детьми 2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся 2.9. Программа коррекционно-развивающей работы 2.10 Рабочая программа воспитания

Слайд 21

№ п / п Содержание 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы 3.2. Организация предметно-пространственной среды 3.3. Кадровые условия реализации программы 3.4. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.5. Финансовые условия реализации программы 3.6. Режим и распорядок дня 3.7. Календарный план воспитательной работы Дополнительный раздел. Краткая презентация программы.

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Нормативной основой разработки любых программ в том числе и федеральных является федеральный закон об образовании.

ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Не зависимо от того какая это программа, адаптированная или образовательная, для дошкольного образования или для школьного, определение дается общее:

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде:

-учебного плана

-календарного учебного графика

-рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),

-иных компонентов

-оценочных и методических материалов, а так же в предусмотренных настоящим ФЗ случаях в виде – рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Основой каждой  программы для любого уровня образования является объем, содержание,  планируемые результаты и организационно-педагогические условия для реализации программы.

        В законе об образовании дается определение, что такое Адаптированная образовательная программа.

Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. 

Приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 была утверждена адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ разработанная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

На данный момент имеются две федеральные программы дошкольного образования.

Особенностью внедрения ФАОП, то, что программа коррекционно-развивающей работы является неотъемлемой частью ФАОП ДО детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной или компенсирующей направленности, обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможности общего образования   а если обратиться сейчас к основной ФОП ДО, то содержание коррекционно-развивающей работы включается в программу, если планируется ее освоение детьми различных целевых групп, включенных в коррекционно-развивающую работу и обеспечение условий для их успешной социализации в условиях ДО.

Как я говорила ранее, первая нормативная основа это ФЗ, вторая нормативная основа ФГОС дошкольного образования. Специального ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ нет.

ФГОС содержит требования к структуре, к условиям реализации программы и к результатам освоения программы. (Слайд)

Не указанно к какой программе, основной или адаптированной, это означает что требования во ФГОС прописанные к структуре касаются и основной образовательной программы и в том числе адаптированной образовательной программы.

При разработке дошкольной адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться на структуру которая предъявляется ФГОС, и те разделы которые нам предписывает Федеральная Адаптированная образовательная программа, максимально приближать к разделам которые нам эта программа предлагает.

Но если ФАОП некоторые разделы не упомянуты, а в ФГОС эти разделы есть, следовательно в вашей адаптированной образовательной программе эти разделы должны быть, то есть разделы АОП должны соответствовать актуальной версии ФГОС дошкольного образования.

Так же хочется отметить что термин «примерные образовательные программы» применительно ко всем уровням общего образования, в том числе и дошкольного образования исключен из ФЗ 273-ФЗ.

Часть содержания из ПАОП перешло в ФАОП, преемственность большая, но есть и то чего нет в ФАОП, например это характеристика детей с ОВЗ той или иной категории, в ФАОП характеристики детей с ОВЗ не приведены, а по требованию ФГОС мы должны приводить характеристики детей с ОВЗ, для которых разрабатывается адаптированная программа.

ФАОП  ДО  - документ, в соответствии с которым организации самостоятельно разрабатывают и утверждают АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанных организациями АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ДО.

На данном слайде указаны категории для каких категорий детей ФАОП позволяет разработать АОП. В дошкольной организации должно быть столько АОП, сколько нозологических групп детей имеется.

Структура ФАОП ДО (слайд)

Документ имеет модульный характер.

Почему модульный? Потому что,  учитывая требования к структуре образовательной программы,  которые предъявляются во ФГОС (разделы целевой, содержательный, организационный), при написании АОП необходимо брать из ФАОП те модули, которые нужны и соответствуют выбранной нозологической группе.

Давайте пройдемся по каждому разделу  (слайд с телефона)

Целевой раздел ФАОП ДО.

Здесь размещены: цель, задачи, принципы и подходы. Вы их можете переносить в свои образовательные программы.  Далее указаны планируемые результаты. Планируемые результаты приведены для всех групп детей с ОВЗ, по возрастам.

Так групп детей много, то в ФАОП принципы и подходы программы сначала приведены общие, а затем специфические: принципы и подходы для обучающихся для детей с нарушением слуха и т.д.

При написании АОП программы необходимо брать общие принципы и те принципы которые соответствуют нозологической группе которая образовалась в Вашей дошкольной организации, так же и планируемые результаты. В этом и заключена модульная структура ФАОП.

         Обратите внимание, что в целевом разделе ФАОП содержится раздел «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ФАОП». Если открыть  ФГОС дошкольного образования и посмотреть требования к структуре, то увидите что в целевом разделе ФГОС ни чего не говорит что должен быть подраздел развивающее оценивание качества образовательной деятельности, там должны быть: цель, задачи, принципы и подходы, планируемые результаты они же целевые ориентиры, а ФАОП дает дополнительный подраздел развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ФАОП ДО. При написании АОП нельзя уменьшать, нужно чтобы структура Вашей программы соответствовала, но добавить можно и поэтому если этот раздел в ФАОП программе есть его необходимо добавить.

Содержательный раздел ФАОП содержит такие же разделы как и в основной образовательной программе.  (слайд)

Описание образовательной деятельности по пяти областям, взаимодействие педагогических работников с детьми, федеральная рабочая программа воспитания.  Раздел соответствует требованиям ФГОС.

Здесь так же ФАОП дает нам содержание для разных нозологических групп (слайд). Необходимо выбрать то описание образовательной деятельности, которое соответствует Вашей группе детей, то описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива, которой соответствует вашей группе детей.

В ФАОП  помимо описания образовательной деятельности по образовательным областям, дополнительно еще к этому, в зависимоти от нарушения обучающегося предоставлены дополнительные адаптивные компенсаторно-развивающие программы: (Слайд)

Например, для детей с нарушением зрения в ФАОП даны следующие программы.

Если посмотреть описание образовательной деятельности по каждой из пяти образовательных областей для детей с нарушением зрения, то увидим что описание дано в двух вариантах, это говорит о модульности ФАОП, отдельно описание для слепых обучающихся и отдельно для слабовидящих (слайд)

Раздел взаимодействие педагогических работников с детьми (слайд)

Этот раздел одинаковый для всех, но в этом разделе написано все концептуально, что педагогический работник выступает в роли партнера, принятие ребенка таким какой он есть, так же указано ФАОП что в результате ребенок получит: приучается самостоятельно думать, но самое важное что в ФАОП не предоставляются формы, способы, методы, приемы, технологии, средства, условия. Это все предоставлено на самостоятельный выбор  Вашей образовательной организации.

Программа коррекционной - развивающей работы (слайд). Здесь необходимо выбрать ту программу коррекционной работы, которая будет соответствовать категории детей с ОВЗ, для которой вы разрабатываете АОП.

Федеральная рабочая программа воспитания

Это структура федеральной рабочей программы воспитания (слайд). Здесь остается термин федеральный, потому что на федеральном уровне унифицированы федеральные события, праздники, значимые даты которые должна учитываться образовательной организацией в своей работе, при разработке содержания рабочей программы воспитания, если кроме федеральных значимых событий имеются региональные, городские или мероприятия детского сада их необходимо внести.

Здесь выделены пункты 1.5, 2.7, 2.9, потому что для разных групп детей с ОВЗ эти пункты имеют разное содержание в ФАОП, остальные пункты написаны в общем, их только необходимо конкретизировать с учетом своей образовательной организации.

Организационный раздел ФАРП ДО (слайд)

Здесь ФАОП раскрывает условия, особенности организации предметно пространственной среды.

Психолого-педагогические условия разные для разных нозологических групп. Учитывая модульный характер программы, необходимо выбрать модуль, который соответствует категории детей с ОВЗ.

Разделы вашей программы должны соответствовать ФГОС, но некоторые разделы в ФАОП ДО не соответствуют по количеству в ФГОС.

Красным цветом выделено то, что мы не можем уменьшить, сузить, это то, что рекомендует ФАОП и эти требования необходимо выдержать,

ФАОП Образовательная программа не дает характеристик детей, но можно добавить

Красным цветом выделено то, что необходимо в неизменном виде взять из ФАОП

Презентация программы здесь добавлена, так как ФАОП нет такого раздела, а ФГОС предъявляет требования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АППО СПб, участие в городском методическом семинаре

Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...