Развитие координационных способностей у детей 6-7 лет
материал (подготовительная группа)

Житникова Светлана Сергеевна

"Развитие специальных координационных способностей

 у детей 6-7 лет, занимающихся ушу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_lestnitsa.doc919 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Научно – исследовательская работа на тему:

«Развитие специальных координационных способностей

 у детей 6-7 лет, занимающихся ушу»

        

Выполнила: инструктор по физической культуре

МАДОУ д\с №158/2 города Тюмени

Житникова Светлана Сергеевна

Тюмень, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ УШУ…………………..………………………....................................... ..............3

1.1.  Понятие о координационных способностях………………………………5

1.2. Специальные координационные способности в ушу на начальном этапе подготовки детей 6-7 лет …………………………………………………………………………………….9

1.3 Координационная лестница, как средство повышения уровня развития специальных координационных способностей у детей дошкольного возраста……   ......................................................................................................11

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .........................15

2.1. Методы исследования .................................................................................15

2.2. Организация исследования .........................................................................17

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….............18

3.1. Характеристика показателей развития координационных способностей дошкольников МАДОУ детский сад №158/2 в начале педагогического эксперимента........................................................................................................18

3.2. Содержание программы развития координационных способностей детей 5-7 лет  средствами координационной лестницы.............................................20

3.3. Сравнительный анализ результатов применения разработанной программы развития координационных способностей детей 6-7 лет средствами координационной лестницы ....................................................................................................................………28

ВЫВОДЫ ............................................................................................................ 34

Литературные источники ...................................................................................35

Приложения .........................................................................................................37

ВВЕДЕНИЕ 

   Ушу является одним из популярных видов спорта, развившимся в процессе эволюции из традиционных форм физической культуры Китая.

Как и во многих видах спорта ушу требует от спортсмена высокого уровня физической подготовленности. Так как ушу является сложно координированным видом спорта, то развитие координационных способностей имеет большое значение для будущих успехов спортсмена.

Гимнастикой ушу-таолу могут заниматься люди любого возраста и разной физической подготовленности. Но путь чемпиона всегда начинается с дошкольного возраста.

Воспитание координационных способностей у детей  заключается в накоплении запаса движений и их объединении в более сложные двигательные навыки в будущем [2]

Именно в дошкольном возрасте у детей происходит активное изменение форм и функций организма, наступают сенситивные периоды в развитии физических способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности, хорошо развивающиеся в возрасте от 4 до 7 лет [6].

Актуальность исследования. В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества сложно координационных движений, занятия ушу предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки спортсмена, как к координации. В современной методической литературе слабо освещается вопрос спортивно-технической подготовки детей дошкольного возраста в ушу. В частности, нет описания средств и методов развития специальных координационных способностей для детей дошкольного возраста, занимающихся ушу. Следовательно, данная проблема, является актуальной.

Объект исследования - процесс развития координационных способностей у детей 5-7 лет, занимающихся ушу.

Предмет исследования – комплекс упражнений по развитию специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу, с использованием координационной лестницы.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что систематическое использование комплекса упражнений на   координационной лестнице в занятиях ушу позволит повысить уровень специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу.

Цель: Изучить эффективность применения координационной лестницы в развитии специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники, с целью определения современного состояния вопроса.

2. Разработать программу с координационной лестницей для развития специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу.

3. Провести исследование: влияние программы с координационной лестницы на развитие специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные комплексы упражнений для развития специальных координационных способностей в ушу могут быть использованы инструкторами по физической культуре и тренерами в их практической деятельности.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ УШУ

  1. Понятие о координационных способностях

Длительное время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какого-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость».

Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».

Существуют, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «координационные способности». Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие [8].  Другие считают, что координационные способности – это способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи [11]. 

Таким образом, можно сформулировать общее определение: координационные способности - это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.

По своей сути координационные способности являются психомоторными способностями человека. В психомоторные способности входят: прыгучесть, точность и гармония движений, скорость, «чувство времени», способности сосредоточения внимания и др. [15].

Иногда координационные способности (обозначая их как «ловкость») относят к разряду физических качеств, что в корне неверно. Физические качества - это в чистом виде биологические качества человека, базирующиеся на его морфофункциональных способностях. А координационные способности - это и не биологические, и не психические качества, а их интеграция – психомоторные [3].

 Исходя из сказанного выше, координационные двигательные способности – это способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности.

Классификация координационных способностей

В.И. Лях выделяет следующие виды координационных способностей (далее КС): специальные, специфические и общие.

  1. Специальные КС - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

К ним относятся:

-        циклические (ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, лыжные гонки, велосипед, гребля) и ациклические (прыжки);

-        локомоторные движения тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

-        баллистические, метательные, двигательные действия с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

-        метательные движения на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

-        движения прицеливания;

-        подражательные и копирующие движения;

-        атакующие и защитные двигательные действия единоборств (борьба, бокс, фехтование);

-        нападающих, защитно-технических и технико-тактических действий, многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с шайбой и мячом и др.).

  1. К специфическим КС относят способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений в равновесиях, ритме, быстроте реагирования, быстрой перестройки двигательной деятельности.

Обобщение ряда специальных и специфических КС составляет понятие «общие координационные способности» [15].

Итак, основными компонентами КС являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Их можно разделить на три группы.

  1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
  2. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.
  3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

-        способности человека к точному анализу движений;

-        деятельности анализаторов и особенно двигательного;

-        сложности двигательного задания;

-        уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

-        смелости и решительности;

-        возраста;

          -        общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.[3]

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами:

  1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
  2.  Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
  3.  Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
  4.  Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей являются гарантией того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

   К наиболее значимым, фундаментальным координационным способностям детей 6-7 лет в процессе управления двигательными действиями относятся:

-        способность к реагированию – моментальному повторению упражнений, быстрое реагирование на различные сигналы;

-        способность к сохранению равновесия;

-        ориентационная способность к определению положения тела в пространстве и времени;

-        дифференцированная способность к точному и экономичному выполнению движений;

-  ритмическая способность к формированию общей правильной последовательности движений с акцентированными моментами [17]. 

Основным средством совершенствования координационных способностей, являются физические упражнения различной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют  гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.

 Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов специальных координационных способностей у детей, занимающихся ушу.

  1. Специальные координационные способности в ушу на начальном этапе подготовки детей 6-7 лет

Основным содержанием занятий ушу является: тренировка базовых упражнений (цзибэньгун); тренировка базовых движений (цзибэньдунзо); тренировка комплексов (таолу).

Тренировка базовых упражнений создает фундамент в освоении базовых движений и комплексов. Без освоения цзибэньгун невозможно продвинуться в ушу.

Цзюбэньгун состоят из следующих видов упражнений: на развитие гибкости и силы ног (туйгун), на развитие гибкости и силы поясницы (яогун), рук и плечевого пояса (цянгун), статические упражнения на укрепление мышц ног и многое другое [7]

 

К базовым движениям в ушу относят:

- позиций кисти (шоусин)

- техники ударов руками (шоуфа)

- базовых позиций (бусин)

- базовых перемещений (буфа)

- техники ударов ногами (туйфа)

 - равновесия (пинхын)

- прыжков (тяоюэ)

- падений и переворотов (депуганьфань) [7].

Таким образом, главной  задачей  этапа начальной подготовки детей 6-7 лет в ушу является развитие необходимых физических качеств и специальных координационных способностей у детей для постановки техники базовых позиций и движений. (Приложение 1)

Базовые позиции (стойки) выполняются спортсменом в статическом                   удержании равновесия, в том числе и на одной ноге.

Под статическим равновесием следует понимать - способность сохранять и контролировать стационарное положение тела. 

Базовые движения в ушу предполагает освоение техники передвижения в базовых позициях в разных направлениях. Что в свою очередь относится к динамическому удержанию равновесия – это способность оставаться сбалансированным в движении. 

   Задача обучающегося - научиться переходить из одной базовой позиции в другую, учитывая правильное положение корпуса, рук и ног, что требует от спортсмена согласованных, последовательных движений и ориентации тела в пространстве [1].

Следует отметить, что комплексы движений в ушу исполняются в установленном ритме, нарастающем в процессе отработки двигательных навыков.

Точность  выполнения базовых движений ног и рук,  в ушу,  служат важным критерием оценки выступлений на соревнованиях и требуют от спортсмена высокого уровня координационных способностей [18]. 

В связи с вышеизложенным, к  специальным координационным  способностям в ушу, необходимых для успешного обучения  детей 5-7 лет, можно отнести:

- статическое и динамическое  удержание равновесия

- точность воспроизведения базовых позиций и движений рук (ударов);

    - установочная ритмичность выполнения комплекса базовых упражнений.

1.3. Координационная лестница, как средство повышения уровня развития специальных координационных способностей у детей дошкольного возраста

Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок во многих видах спорта. Ее используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Лестница состоит из прочных нейлоновых лент и 7, 11-ти гибких (4 или 8 метров) пластиковых поперечен. Ширина лестницы – 50 см, расстояние между планками – 40 см.

Координационная лестница является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития скоростных навыков при выполнении движений на коротких дистанциях, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков [4].  

Лестница работает по принципу развития общих спортивных навыков, которые затем могут быть перенесены уже в какую-то особую спортивную отрасль. Одним из важнейших элементов для развития общих спортивных навыков является обучение неврологической системы активировать большее число моторных клеток.

Занятие с лестницей заставляет неврологическую систему посылать дополнительную информацию в мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает спортсмену быть быстрее, расторопнее, и подвижнее.

При воспитании координационных способностей по средствам лестницы решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором – избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют  способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие. В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений с координационной лестницей следует провести для детей  небольшой инструктаж:

1.  Занимающиеся должны соблюдать дистанцию.

2.  Стараться не попадать на планки лестницы.

3. Спину всегда держать прямо.

4.  Правильная техника важнее скорости, не стоит торопиться. Сначала нужно добиться хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивать скорость [8].  

Здоровье и безопасность во время занятий на лестнице

  1. Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обеих концов лестниц и по обе стороны от них.
  2. Избегайте утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.
  3. Правильная постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
  4. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.

Обучая детей упражнениям на координационной лестнице, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым и взрывным, наращивая координационную сложность.

Упражнения могут выполняться в групповой и индивидуальной работе, на одной из станций круговой тренировки, эстафетах, играх, при прохождении полосы препятствий и др.

Упражнения с  лестницей можно разделить на несколько групп:

– упражнения в ходьбе;

– беговые упражнения;

– прыжки;

– упражнения в упорах.

Для формирования соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько раз; некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения; включения в работу рук или применения предметов.

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость.

 Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными, предназначенными для конкретного вида спорта, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

Таким образом, изучив литературные источники и практический опыт, в использовании координационной лестницы в  подготовки детей дошкольного возраста, нами было выявлено, что такое средство как координационная лестница используется в тренировочных процессах у дошкольников не достаточно эффективно, а также почти не применяется в тренировочных процессах на занятиях ушу.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной работе применялись следующие методы исследования:

  1. теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  2.  педагогическое тестирование;  
  3. педагогический эксперимент;
  4. математико-статистический метод.
  5. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

Выбор литературных источников определился в связи с изучением проблемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Анализу были подвергнуты работы, освещающие основные понятия координационных способностей. Кроме этого большое внимание уделялось изучению методических приемов использования координационной лестницы в занятиях с детьми дошкольного возраста.

  1. Педагогическое тестирование.

Для определения уровня развития координационных способностей детей 6-7 лет, занимающихся ушу, проводились контрольные испытания.

  1. Челночный бег 3х10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки) (Приложение 9).
  2. Тест на определение функции  статического равновесия (Приложение 11).
  3. Тест для определения точности выполнения специальных упражнений.

Для получения достоверных результатов условия тестирования были стандартизированы:

а) прием нормативов проходил в обстановке соревнований;

б) условия проведения их были одинаковыми (время и место проведения, качество спортинвентаря и др.).

  1. Педагогический эксперимент.

Сущность педагогического эксперимента состояла в том, что в нем предусматривалось создание двух групп: контрольной и экспериментальной.

Контрольная группа занималась по основной программе физического развития  детей, занимающихся ушу   в ДОУ.

В экспериментальной группе к основной программе физического развития детей, занимающихся ушу на каждом занятии применялся комплекс упражнений с координационной лестницей.

В соответствии с поставленными задачами, исследование предусматривало проведение следующих видов эксперимента:

- констатирующий эксперимент предусматривал изучение исходных показателей развития координационных способностей у детей  6-7 лет

- преобразующий (формирующий) эксперимент проводился с целью внедрения комплекса упражнений с координационной лестницей на  занятиях по ушу  в ДОУ;

- сравнительный эксперимент включал конечное тестирование координационных способностей, а так же определение эффективности разработанных комплексов  упражнений.

4. Математико-статический метод.

Математическая статистика применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований. Были определены следующие параметры:

М - среднее арифметическое;

δ  - среднее квадратичное отклонение;

m - средняя ошибка средней арифметической;

t   - коэффициент достоверности;

P  - показатель достоверности.

Вычисление среднего арифметического значения результатов группы детей 6-7 лет до и после использования комплекса упражнений с координационной лестницей в образовательном процессе проводилось по формуле:

https://studfiles.net/html/2706/394/html_9uY4laDFJW.lF_8/img-z3HiEx.png

где ∑ - знак суммирования;

V – полученные в исследовании значения (варианты);

n – число вариант.  

Вычисление показателей прироста по формуле В.И. Усакова

W = 100(V2 – V1)
                 1/2(V1 + V2)

где:  W – прирост показателей  темпов в %;

V1 – исходный уровень

V2 – конечный уровень.

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №158 корпус 2 города Тюмени с сентября 2017 года по май 2018 года. В исследовании приняли участие две подготовительные  группы детей в количестве  29 человек.

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами, исследование было разделено на 3 этапа.

На первом этапе исследования (сентябрь 2017 года) дошкольники         6-7 лет были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети подготовительной группы  в количестве 15 человек. В экспериментальную группу вошли дети подготовительной группы  в количестве 14 человек. Затем детям обеих групп были предложены контрольные испытания для определения начального уровня координационных способностей.

Второй этап исследования предусматривал проведение преобразующего эксперимента, в котором приняли участие дети контрольной и экспериментальной группы.

В экспериментальной группе планирование и организация занятий по ушу проводилась с использованием разработанной программы с координационной лестницей. В контрольной группе занятия проводились по основной программе занятий ушу в ДОУ.

Третий этап исследования включал проведение повторного испытания для определения уровня развития координационных способностей контрольной и экспериментальной групп, а также математико-статистическую обработку материалов исследования, интерпретирование полученных результатов и оформление работы.

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Характеристика показателей развития специальных координационных способностей дошкольников МАДОУ детский сад №158/2 города Тюмени в начале педагогического эксперимента

Для изучения эффективности разработанной нами программы у дошкольников обеих групп изучались показатели развития координационных способностей. С этой целью детям был предложен координационный тест – челночный бег 3х10 метров [5]. Результаты педагогического тестирования представлены на рисунке 1.

 

Рис.1. Уровень развития координационных способностей детей 6-7 лет (челночный бег 3х10м.), сентябрь 2017г.

 Из результатов тестирования видно, что 7% детей контрольной группы и 22% экспериментальной имеют низкий уровень развития координационных способностей, высокий уровень развития КС зафиксирован у 13% и 14% детей соответственно.

Сравнение средне-групповых показателей развития координационных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий. Следовательно, дети экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента имеют примерно одинаковые показатели развития координационных способностей (табл.1.)

Таблица 1

Достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в челночном беге 3х10м., май 2018г.

Челночный бег 3х10м

n

Минимум

Максимум

Среднее

Дисперсия

Ошибка средней

Критерий t-Стюдента

Вывод

Кг

15

10,40

12,05

11,03

0,50

0,13

3,26

Различия не достоверны

Эг

14

10,00

12,50

11,22

0,77

0,20

Сопоставляя полученные результаты тестирования средне - групповых показателей развития координационных способностей детей 6-7 лет можно увидеть, что дети обеих групп демонстрируют низкий уровень подготовленности, следовательно, возникает необходимость в разработке программы совершенствования координационных способностей.

Данные факты обусловили необходимость подбора специальных упражнений с использованием координационной лестницы для развития координационных способностей детей, занимающихся ушу.

3.2. Содержание программы развития координационных способностей детей 6-7 лет, занимающихся ушу с использованием координационной лестницы.

С целью улучшения уровня развития специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу нами была разработана программа с использованием координационной лестницы.

Месяцы

Задачи СФП

ОФП

Акробатические упражнения

Подвижные игры

Сентябрь

Познакомить детей с лестницей, провести инструктаж и технику безопасности на лестнице. Обучение стойкам:

- «ма бу»

-«бин бу» в одном звене лестницы (в квадрате).

Обучение приветствию «баоцюань ли»

-прохождение полосы препятствий:

-перешагивая  прямо и боком правой и левой ногой через планки лестницы.

- ходьба в полном приседе (« гуси – лебеди»)

- упр. «зайчик»

- приседание в игре

«Шпагат»

«Ласточка»

«Складка ноги врозь»

«Кто быстрее покажет стойку в квадрате»

«Ужики»

«Сладкие зернышки»

Октябрь

Совершенствование: стоек:

«ма бу», «бин бу», «баоцюань ли» (картотека - упр.1, 2)

(Приложение  3)

Обучение:

- «дули бу» (цапля) в квадрате, и с шагом

(картотека - упр.3, 4)

- движением рук (ударов кулаком) цюань (картотека упр.16)

- удержание упор на руках  «крокодил»

-приседания по сигналу

 Прохождение полосы  препятствий с лестницей: перешагивание  через квадрат правым  и левым боком с выполнением стойки  ма бу, с постепенным добавление ударов кулаком

- прыжки в полном приседе «мячики»

Совершенствование:

«Шпагат», «Ласточка».

Обучение:

«Корзинка», «Лодочка», «Складка ноги врозь»

«Кто быстрее покажет стойку»,

«Тише едешь – дальше будешь»

Эстафеты: «белкочки», «зайчики в огороде»

Ноябрь

Совершенствование: стоек:  

«ма бу», «бин бу»,  «дули бу» (картотека упр.5,6)

Обучение:

«гун бу»(горочка) в квадрате на месте (картотека упр.7,8)

 «пу бу»  в квадрате на месте («человек паук»)

(9, 10)

- «крокодил»

-«гуси-лебеди»

-«отжимания» со скамейки

Полоса препятствий на лестнице:

- правым  и левым боком с выполнением стойки  ма бу,

- перешагивание через квадрат в стойку гун бу  правой и левой ногой по очереди

- в полном приседе правым боком через квадрат способом пу бу

Совершенствование:

«Шпагат», «Ласточка». «Корзинка», «Лодочка»

Обучение:

«Мостик»

«Покажи и назови», «Кружок, линейка, двойка, тройка», «догонялки"

Декабрь

Совершенствование:   «гун бу» (горочка), «дули бу» (цапля), «пу бу» («человек паук») с добавлением позиций рук и ударов кулаком  «цюань» (картотека упр. 6, 7,  11, 12)

Обучение:

удар ладонью (чжан) (картотека упр.13,14)

- приседание на одной ноге с опорой о скамейку «Пистолетик»,

Полоса препятствий с лестницей проход правым и левым боком в упоре лежа (картотека упр.15)

«Шпагат», «Мостик»

Обучение: подводящему упражнению к кувырку – «Ежик»,

«Дули бу» (цапля), «складки»

«Покажи и назови», «Цветное решето», «Зайцы и волк», «Снежки»

Январь

Обучение переходам из стойки  «ма бу», «гун бу» (горочка), (картотека упр. 20)

«дули бу» (цапля), «пу бу»

(картотека упр. 21)

(на месте в квадрате)

Изучение комплекса чанцюань  (1 дорожка)

«Подъем туловища», «отжимания», «пистолетик», «уголок»,«лодочка»

Полоса препятствий с лестницей: правым и левым боком перешагивание через квадрат в стойку ма бу с одновременным поворотом корпуса в стойку гун бу)

«Шпагат», «мостик», «ежик».

Обучение:

«Кувырок вперед»

«Цветы» (с акцентом на гибкость), «Микробики», «Снежная королева»

Февраль  

Совершенствуем: изученных стоек с одновременным движением рук.

Обучение: Комплекс «16 форм чан цюань»

(1 дорожка)

(картотека упр.17,18,19)

«Веселый крокодильчик», «Тачка», «Прыжок в длин

Полоса препятствий с лестницей: правым и левым боком перешагивание через квадрат в стойку ма бу с одновременным поворотом корпуса в стойку «гун бу» с добавление установочных ударов

«Шпагат», «Стойка на руках» (с опорой о стенку), «Кувырок вперед»

«Проползи под живым мостом», «Перепрыгни через камушки»

Март

Совершенствование: изученных стоек с одновременным движением рук

Обучение: Комплекс «16 форм чан цюань»

(2 дорожка)

(Приложение 6)

«Веселый крокодильчик», «Тачка», «Прыжок в длину»,

«Упражнения с набивными мячами»

Полоса препятствий с лестницей:

прохождение комплекса 1 , 2 дорожки  16 форм чанцюань

Совершенствуем:

«Шпагат», «Стойка на руках», «Кувырок вперед», «Мостик».

Обучение:

«Кувырок назад»

«День и ночь» (с акцентом на стойки),

«Цапля и лягушки»

Апрель

Совершенствуем: Комплекс

«16 форм чан цюань» (1,2 дорожки) используя координационную лестницу и без нее.

«Мячики», «Крокодильчик», «Веселый крокодильчик», «Солнышко»

Продолжаем совершенствовать:

«Шпагат», «Мостик», «Кувырок назад»,

«Кувырок вперед»

«Павлины» (как в ловишки)

Эстафеты:

«Кузнечики», «Космонавты»

Май

Подготовка к соревнованиям, отчетные соревнования «Юный ушуист» с комплексом

«16 форм чан цюань» (1,2 дорожки)

Подготовка к сдаче нормативов по ОФП:- отжимания за 30 секунд

-приседания за 30 секунд

-подъем туловища за 30 секунд

-«лодочка» за 30 секунд

Подготовка к сдаче акробатических упражнений

На усмотрение детей

(Приложение 1,6)

(Приложение3,4)

(Приложение 2)

(Приложение 5)

Начать обучение технике базовых позиций с использованием  координационной лестницы мы предлагаем с комплекса упражнений на месте, используя только одно звено лестницы – квадрат.

По мере освоения предложенных упражнений на месте, «примеряем» эти же упражнения в движении. Сначала в направлении вперед, затем правым и левым боком, далее усложняем с продвижением вперед – в сторону, и в последнюю очередь с продвижением спиной вперед.

 На одном занятии следует использовать не более 2-3 новых координационных упражнений, чтобы предотвратить утомляемость. С последующим занятиям, по мере освоения, вносить в изученные упражнения новые специальные движения характерные для ушу:

  1. Изменение направления движений (вперед, правым, левым боком, вперед - в сторону, спиной вперед).
  2. Чередование ведущих ног.
  3. Добавление одновременных движений руками (удары кулаком, ладонью), поочередных ударов.
  4. Поворота головы в сторону движения рук (ударов).
  5. Повороты туловища.
  6. Изменять темпа и ритма движений.
  7. Давать в руки спортивный инвентарь, что будет способствовать подготовки детей к выполнению упражнений с оружием.
  8. Переходы из одной базовой стойки в другую. 

В основе занятий с координационной лестницей лежат специальные  общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-8 раз в правую и левую сторону или с выполнения упражнения с правой и левой ноги.

Продолжительность одного занятия в подготовительной группе составляет   30 мин. Количество занятий   в неделю – 2.

Каждое занятие делится на три части: подготовительная, основная и заключительная.

1. Подготовительная часть включает ходьбу и бег с различными выполнениями заданий. По мере обучения вводятся технические элементы  ушу (н-р: в беге по сигналу быстрая остановка и выполнение базовой стойки)

2. В основной части занятия используются  ОРУ для всех  групп мышц; обучение и совершенствование техники базовых  стоек с применением координационной лестницы и без нее; обучение и закрепление навыка акробатических упражнений; полоса препятствий на закрепление изученных упражнений, а так же  на развитие и совершенствование  физических качеств с использованием координационной лестницы и без нее. В конце основной части проводится подвижная игра.

3. В заключительной части проводится дыхательная гимнастика и упражнения на растяжку мышц (Приложение 8).

3.3. Сравнительный анализ результатов применения разработанной программы развития координационных способностей детей 6-7 лет,  средствами координационной лестницы.

В результате применения разработанной программы с использованием координационной лестницы у детей подготовительной к школе группы  наблюдалась большая  заинтересованность к физкультурным занятиям, что проявлялось в высоком интересе к выполнению предлагаемых физических упражнений.

Для выявления эффективности программы было проведено повторное тестирование развития координационных способностей. Результаты полученных показателей представлены на рисунке 2.

Рис.2. Уровень развития координационных способностей детей 6-7 лет (челночный бег 3х10м.), май 2018г.

Из результатов тестирования видно, что в обеих группах не зафиксировано низких результатов. Показатели среднего уровня в контрольной группе составили 67%, а в экспериментальной группе 29%. В то время как, результаты высокого уровня в экспериментальной группе   значительно выше - 71% , по сравнению с контрольной – 33%.

 Сравнение средне-групповых показателей развития координационных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп выявило наличие достоверных различий (табл. 2).

Таблица 2

Достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в челночном беге 3х10м., май 2018г.

Челночный бег 3х10м

n

Минимум

Максимум

Среднее

Дисперсия

Ошибка средней

Критерий t-Стюдента

Вывод

Кг

15

10,12

11,68

10,76

0,46

0,12

18,17

Различия достоверны

Эг

14

9,73

10,98

10,30

0,40

0,11

Анализ полученных данных позволил обнаружить, что в конце педагогического исследования произошли положительные изменения в изучаемом показателе у детей обеих групп.

Однако введение экспериментального фактора повлияло на полученные результаты в развитии координационных способностей в пользу детей экспериментальной группы.

Эффективность применения разработанной программы по использованию координационной лестницы в ушу также подтверждается результатами теста на равновесие, представленными на рисунке 3, 4.

Рис.3. Уровень развития координационных способностей детей 6-7 лет (тест на равновесие), сентябрь 2017г.

Рис.4. Уровень развития координационных способностей детей 6-7 лет (тест на равновесие), май 2018г.

Из результатов теста видно, что большинство детей (67%) контрольной группы выполнили тест на среднем уровне, 20% на высоком и 13% (2  ребенка) остались на низком уровне. Тогда как в  экспериментальной группе не зафиксировано низких результатов.

 Также нами был проведен тест на точность выполнения специально подобранных упражнений, характерных для ушу с целью определения уровня специальных координационных возможностей. Детям предлагалось выполнить 3 упражнения на координацию по инструкции, указанной в Приложении 10.  Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Упражнение

Контрольная группа

Эксперементальная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

22

33

22

37

2.

29

38

28

40

3.

12

29

15

32

Общее кол-во баллов

63

100

65

109

Несмотря на то, что в контрольной группе детей больше на одного ребенка, результат тестирования показал, что общее количество баллов в экспериментальной группе (109), по окончанию года, превысило общее  количество баллов в контрольной группе (100).

Мы полагаем, что данные изменения стали возможны благодаря включению в основную программу подготовки детей по ушу комплекса упражнений  с использованием координационной лестницы для развития специальных координационных способностей у детей 6-7 лет, занимающихся ушу. Данная программа, в свою очередь, повлияла на развитие не только координационных способностей у детей занимающихся ушу, но и на развитие основных физических качеств, необходимых для детей 6-7 летнего возраста.

Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза.

ВЫВОДЫ

1. В результате анализа литературных источников выявлено, что

в силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества сложно координационных движений, занятия ушу предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки, как  специальная координация.

2. С учетом полученной информации и собственного опыта для развития специальных координационных способностей у детей 6-7 лет была разработана программа с использование координационной лестницы.

3. В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что применение программы с использованием координационной лестницы на занятиях по ушу, позволило повысить уровень не только специальных координационных способностей,  но и успешного развития физических качеств дошкольника.

Литературные источники

  1. Борисова М.М., Е.В. Горянова // Педагогический практикум «Процесс обучения начальной базе ушу детей дошкольного возраста: история и современность» 2013 (с 42)
  2. Горская,  И.Ю.  Координационная  подготовка  спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков // Министерство спорта  Российской  Федерации,  Сибирский  государственный  университет физической культуры и спорта. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. С. 220-221.
  3. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина// Ученые записки университета Лесгафта. – 2008. – №1. – С.35-38
  4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. М., 2002. 240 с.
  5. Завьялова Т.П., Короткова Е.А., Стародубцева И.В. Как определить физическую подготовленность детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Тюмень: ТОГИРРО, 2001.-31с
  6. Иванова, Л.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении / Л.А. Иванова, О.В. Савельева и др. // Ученые записки университета Лесгафта. – 2013. – №3 (97). – С.72-77
  7. Мазруков Г.Н. Основы ушу: (Единая Всероссийская учебная программа по ушу) / Г.Н. Мазруков . – Изд.2-е, перераб. и доп.- Москва:Городец, 2006.- 574 с
  8. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры: (общие основы теории и методики физического воспитания; теорет.-метод.асперанты спорта и проф.-прикл.форм физ. Культуры) учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев.-М.: Физкультура и спорт, 1991.- 542
  9. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника/ М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Минск: Ураджай, 2000. - 156 с.
  10. Никитушкин, В.Г. Владимировна Формирование координационных способностей детей 4-12 лет / В.Г. Никитушкин, С.В. Малиновский и др. // Вестник спортивной науки. – 2012. – №2. – С.25-29
  11. Попов В.П., Грузнов Ю.Г Основы теории и методики физической культуры: учеб.для техникумов физ. культуры / под ред.А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
  12. Разинов, Ю.И. Координационные способности младших школьников / Ю.И. Разинов// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012. – №1. – С.268-272
  13. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду/ Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 216 с.
  14. Сулейманов  И.И.,  Хромин  В.Г.  Основы  теории  и  методика физической  культуры:  Методическое  пособие  /  Сулейманов  И.И.  Омск: СибГАФК, 1997. 44с.
  15. Сухарев  А.Г.  Здоровье  и  физическое  воспитание  детей  и подростков / А.Г. Сухарев. Москва: Физкультура и спорт, 1991. 125 с.
  16. Шибаева, А.А. Дифференциация физической подготовки детей 5-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений / А.А. Шибаева, Е.К. Гильфанова // Вестник БГУ. – 2014. – №13-1. – С.187-190
  17. http://www.magma-team.ru
  18. https://www.neboleem.net/ushu.php

Приложение 1

Техника УШУ

(СФП – Специальная Физическая Подготовка)

1. Бин бу («солдатик»)  – стойка ноги вместе, руки сжаты в кулаках, локти заведены назад

2. Ма бу («кубик») – стойка ноги врозь, колени согнуты до прямого угла, носки строго вперед, пятки назад, спина прямая.  

3. Гун бу («горочка») – выпад на правую или левую ногу вперед, задняя нога прямая, пятка прижата в пол.

4.Пу бу («человек паук») – выпад на правую или левую ногу в сторону, ступни прижаты в пол, носки строго вперед.

5.Дули бу («цапля») – стойка на одной ноге, колено тянется к животу, носок оттянут.

  1. Цюань –  кулак.

  1. Чжан – ладонь.

  1. Баоцюань ли (приветствие) – стойка ноги вместе, правая рука сжата в кулак, левая ладонь прикасается к кулаку.

Приложение 2

Акробатические упражнения

  1. Шпагат продольный (левый и правый) – бёдра лежат на полу, руки в стороны (отлично)

         до пола 5 см (хорошо)

   до пола 10 см (удовлетворительно)  

  1. Шпагат поперечный -  бёдра лежат на полу,

     руки в стороны (отлично)

до пола 5 см (хорошо)

   до пола 10 см (удовлетворительно)  

  1. Мостик – прогиб спины с выпрямленными руками и ногами (отлично)

           прогиб спины с не выпрямленными руками или ногами (хорошо)                   прогиб спины с не выпрямленными руками и ногами (удовлетворительно)

  1. Складка ноги вместе - сидя на ковре ноги вместе наклон вперёд, головой достать до носков (отлично)

до носков 10 см (хорошо)

до носков 15 см (удовлетворительно)

  1. Складка ноги врозь - сидя на ковре ноги врозь наклон вперёд, руками дотянуться  до игрушки  (отлично)

до игрушки  10 см (хорошо)

  1.  до игрушки  15 см (удовлетворительно) «Ласточка» -  стоя на правой ноге, руки в стороны поднять левую назад - вверх, прогнуться так, чтобы плечи и стопа  задней ноги, при осмотре сбоку,  были на одной высоте (отлично) 

  1. «Корзинка» - лежа на животе, взяться за ступни одноименными руками, прогнуться и потянуть руки и ноги вверх.
  2. «Лодочка» - лежа на спине, прямые руки за головой, напрячь живот, поднять прямые руки и ноги одновременно и вернуться в и.п.
  3. «Ежик» - подводящее упражнение к кувырку. И.п. – сед, ноги прижать к туловищу, охватиться одноименными руками за ноги, подбородок прижать к груди и покачаться назад - вперед
  4. Кувырок вперед через голову – три раз прямое и ровное выполнение (отлично)

        с малым несоответствием (хорошо)

        с явным несоответствием (удовлетворительно)

  1.  Кувырок назад через голову – три раз прямое и ровное выполнение (отлично)

 с малым несоответствием (хорошо)

 с явным несоответствием (удовлетворительно)

  1. Стойка на руках с опорой о стенку – ребенок встает спиной к стенке, ставит руки на пол и ногами «шагает» по стенке пока его тело полностью не выпрямится.

Приложение 3

Упражнения для отработки основных базовых стоек в ушу  на координационной дорожке

для развития координации и силы ног

(на месте и в движении)

  1. И.П. – основная стойка (о.с.) в  квадрате

1 – шаг правой ногой в сторону

2 – присед в ма бу

3 -  выпрямить ноги

4 – И.П.

(повторить влево)

  1. И.П. - – основная стойка (о.с.) в  квадрате

     1-2 – шаг правой ногой в квадрат, левую быстро приставить

     3-4 – шаг правой ногой назад, левую быстро приставить

     (повторить с левой ноги)

  1.  И.П. - – основная стойка (о.с.) в  квадрате

1-4 – подъем правого колена в дули бу

5-8 – поменять положение ног

  1. И.П. – основная стойка (о.с.) перед квадратом

1 – шаг правой ногой в квадрат (бин бу)

2 – подъем левого колена

3 – шаг левой ногой назад

4 – И.П.

(повторить с левой ноги)

  1. И.П. – основная стойка (о.с.) перед квадратом

1 – 2 -  шаг с правой ноги  в стойку бин бу

3 – шаг правой в сторону

4 – присед в стойку ма бу

5- выпрямить ноги

6 – приставить правую ногу к левой в стойку бин бу

7-8 – шаг правой ногой из квадрата

(повторить с левой ноги)

      6. И.П.-  о.с. в квадрате

      1 – подъем правого колена в дули бу

      2 – прыжком с поворотом на 90 градусов перепрыгнуть на левую ногу

      (повторить налево)

  1. И.П. - основная стойка (о.с.) в  квадрате

1 – шаг правой ногой вперед в квадрат

2 – шаг левой ногой назад из квадрата

3 – согнуть правое колено

4 – прыжком ноги вместе

(повторить с левой ноги)

  1. И.П. - основная стойка (о.с.) перед квадратом

1-2 – перешагнуть правой ногой через квадрат в стойку гун бу

3-4 -  И.П.

(повторить с левой ноги)

  1.  И.П. – о.с. присед в  квадрате

1-2 – выпрямить правую ногу в сторону в пу бу

3-4 – И.П.

5-6 – выпрямить левую ногу в пу бу

7-8 – И.П.

10. И.П. – о.с. присед в  квадрате

1-2 – выпрямить правую ногу через квадрат в стойку пу бу

3-4 – перекат на правую ногу

5-6 -  подтянуть левую ногу в и.п.

(повторить в левую сторону)

 11. И.П. –о.с. перед квадратом

1 -2 – шаг с правой ноги вперед

3-4 – полный  присед

5 – выпрямить правую ногу в сторону через квадрат

6 – полный присед

7 – выпрямить левую ногу через квадрат

8 – полный присед

1- встать

2 – шагнуть правой ногой из квадрата

 12. И.П. – о.с. в квадрате

1-2 - выпад в стойку пу бу правой ногой в сторону  

3-4 -  вернуться в и.п.

(повторить влево)

    13. И.П. – о.с. перед квадратом

  1. прыжок в квадрат
  2. прыжок ноги врозь в стойку ма бу
  3. прыжок ноги вместе в квадрат
  4. прыжок назад из квадрата

    14.  И.П. – упор лежа, руки в квадрате

1-правая рука из квадрата

2- левая рука из квадрата

3 – правая рука в квадрат

4 – левая рука в квадрат

15. И.П. – упор лежа, руки в квадрате

 переступание приставным шагом  рук и ног   вправо из квадрата в квадрат правым боком  (повторить левым боком)

16.  И.П. – упор лежа на кулаках, колени на полу, руки в квадрате

1 – правая рука из квадрата, ладонь на полу

2 – левая рука из квадрата, ладонь на полу

3 – правая рука в квадрат на кулак

4 – левая рука в квадрат на кулак

17. И.П. – о.с. в квадрате.

1-2 – прыжком ноги врозь в стойку ма бу

3-4 – И.П.

18. И.П. – о.с. в квадрате.

1-2 – прыжком  в стойку ма бу  из квадрата с поворотом вправо на 90 градусов

(повторить влево)

19. И.П. – о.с. в квадрате.

1-2 – прыжком  в стойку ма бу из квадрата с поворотом вправо на 190 градусов

(повторить влево)

20. И.П. – о.с. в квадрате

1– шаг правой ногой в сторону

2 – присед в ма  бу

3 – поворот носка правой ноги в бань ма бу

4 – согнуть правое колено в стойку гун бу

1-2 оттолкнуться правой ногой и вернуться в И.П.

     (повторить в другую сторону)

21. И.П. – о.с. в квадрате

1- поднять правое колено в стойку дули бу

2 – присед на левую ногу, правая в сторону (пу бу)

3-4 – подтянуть правую ногу в И.П.

(повторить с левой ноги)

Приложение 4

Спортивные упражнения (ОФП – Общая Физическая Подготовка)

1. Отжимание – и.п. – упор лежа, руки шире плеч. Сгибание – разгибание рук в локтевом суставе.

2. Подъем туловища – и.п. – лежа на спине, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки сцеплены в замке за головой. Подъем туловища в положение сед и обратно в и.п.

3. Приседания – и.п. – о.с., на раз сед на пятки, руки вперед, на два встать в и.п.

4. «Каракатица» - и.п. сед на полу, руки в упоре  сзади, ноги согнуты, таз поднят над уровнем пола. Пройти ногами вперед, не касаясь тазом пола.

5. «Лодочка» - и.п. – лежа на животе, ноги и руки вместе. На раз – одновременное поднятие ног и рук над уровнем пола, на два – и.п.

6. «Крокодил» - и.п. –упор лежа, ноги расслаблены. Ползем на руках вперед, «тащим» ноги.

7. «Гуси-лебеди» - ходьба в полном приседе, пятки попеременно опускаются и поднимаются.

8. «Мячики» - прыжки в полном приседе.

9. «Пистолетик» - и.п. – стойка на одной ноге. Приседания на опорной ноге, придерживая вторую прямую ногу вперед.

10. «Полоса препятствий» - включает в себя подползания, подлезания, перепрыгивание.

11. «Веселый крокодильчик» - прыжки в отжимании с продвижением вперед.

12. «Тачка» - (в паре) – первый держит  ноги второй. Второй «шагает» на руках.

13. Прыжок в длину с места 

14. «Солнышко» - и.п. – упор лежа. Поворот вокруг себя, руки «рисуют» солнышко.

Приложение 5

Подвижные игры

1. «Кто быстрее покажет стойку» - дети по сигналу инструктора бегают по площадке, по второму сигналу останавливаются и выполняют стойку.

2. «Ежики» -  дети «ежики» ползают на четвереньках в «лесу» под веточками (натянутой веревкой) и собирают грибы (массажные кольца), располагая их на свой спине. Несут их в корзину. Игра продолжается до последнего гриба.

3. «Сладкие зернышки» - дети - «цыплята», инструктор –«лиса». Цыплята живут в курятнике (гимнастический коврик). Во дворе (зале)  рассыпано много сладких зернышек (любых мелких предметов). Цыплятки выбегают из домика и начинают собирать сладкие зернышки в домик. По сигналу появляется лиса и начинает ловить цыплят

4. Эстафета

«Белочки» - дети- «белочки» держат  в руках шишки. Конус это дупло. По команде «белочки» бегут к дуплу и прячут в нем шишки, возвращаясь обратно бегом.

«Зайчики в огороде»- обручи (это огород), в котором растет морковка (любой предмет). Дети – «зайчики» по команде инструктора прыгают то на одной ножке, то на другой до  «огорода», берут морковку и возвращаются обратно.

«Кузнечики» -  дети – «кузнечики» в руках держат 2 обруча. По команде инструктора дети прыгают через обручи, предварительно положенные на пол. Такие прыжки выполняются до конуса, а  обратно бегом.

«Космонавты» - на расстоянии 3 м от команд кладутся конусы. По команде «космонавты летят на ракете» дети бегут до обруча -  «марса». Оббегают его и возвращаются обратно.

5. «Покажи и назови» - инструктор просит вспомнить детей, какие стойки они разучили. Кто первым назовет и покажет, тот выбирается водящим в новую игру.

6. «Кружок, линейка, двойка, тройка» - дети бегают по залу. На сигнал инструктора «кружок» - дети встают в кружок, взявшись за руки, «линейка» - дети встают в шеренгу, поднимая руки вверх. «Двойки» - встают парами, «Тройки» - встают по три и прыгают на одной ножке.

7. «Догонялки» - дети бегут в одном направлении, а водящий их догоняет. Кого водящий поймал – садится на скамейку.

8. «Цветное решето» - Инструктор раздает детям разноцветные флажки. По команде инструктора, который называет любой цвет. Дети, у которых в руках флажок цветом, названный инструктором выполняют упражнение.

9. «Зайцы и волк» - выбирается волк (кто лучше занимался). Он уходит в один конец зала, зайчики бегут в другой конец. Волк поворачивается спиной к зайчатам, - зайчата могут прыгать вперед к волку. Как волк повернулся лицом – зайчата прячутся (сед, обхват руками коленей, голова вниз). Задача кто первым заденет волка. Кого волк замечает (шевелится), тот выходит из игры.

10. «Снежки» - дети делятся на две команды и по сигналу начинают перекидывать снежки на территорию противника. По сигналу игра заканчивается. Ведется подсчет снежков.

11. «Цветы» - дети на корточках сидят  на кружках. По сигналу «солнышко»  цветочки встают на носочки и тянуться вверх. По сигналу «ночь» - садятся на шпагат.

12.  «Микробики» - ребенок – «микроб» стоит на коленках. «Здоровые» детки убегают от него по кругу. Кого «микроб» задевает, тот тоже становится «микробом» и помогает ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут «микробами». В конце: чтобы выздороветь -  нужно выполнить 10 приседаний.

13. «Снежная королева» -  инструктор «Снежная королева» держит в руках «снежный ком» (мяч), старается догнать убегающих детей и заморозить их (дотронувшись до ребенка мячом), превращая в снежинки. Дети, спасаясь от «снежной королевы» прячутся в домиках (обручах, расположенных на площадке). Дети могут разморозить друг друга касанием ладонью за плечо.

14. «Перепрыгни через камушек» - дети становятся на колени и группируются, превращаясь в «камушки». Первый «камушек» начинает прыгать через все остальные, до последнего, затем опять превращается в «камушек». Игра продолжается пока все дети не попрыгают.

15. «День и ночь» - инструктор говорит «День веселый наступает, котята бегают, играют» - дети бегают по всей площадке. «Ночь тихонько подошла - наступила тишина» - дети бегут на коврик, выполняют сед, закрывают глазки.

16. «Павлины» - к штанишкам детей закрепляются ленточки – хвостики. Выбирается вода.  По сигналу инструктора дети с хвостиками разбегаются, а вода ловит их хвосты. У кого хвост пойман – тот выходит из игры.

17. «Лягушки и цапля» - на подобии «хитрой лисы»

Приложение 6

Комплекс 16 форм чан цюань (длинный кулак)

  1. Из положения бин бу левой ногой выполняется шаг налево и принимается позиция ма бу. Оновременно обе руки выполняют движение туй джан вперед на уровне груди (рис.3)

  1. Носок левой стопы поворачивается на 90 градусов налево, корпус полуразврачивается. Одновременно левая рука, полусогнутая а локте, выполняет блок предплечьем изнутри наружу. Тыльная часть кулака развернута налево. Правая рука отводится на уровень пояса, тыльной стороной вниз (рис.4)
  2.  Правая нога выпрямляется в колене, центр тяжести смещается вперед. Левая рука отводится  на уровень пояса тыльной частью вниз. Правая рука выполняет удар на уровне груди (рис.5)

  1. Одновременный удар ногой и кулаком вперед. Правая рука отводится на уровень пояса, левая выполняет удар вперед. Одновременно вес тела переносится на левую ногу и правой ногой выполняется прямой удар вперед (рис.6)
  2. Удар ладонью вперед в позиции гун бу. Правая нога становится на пол. Вес тела переносится вперед. Левая рука отводится на уровень пояса, а правая выполняет удар ладонью вперед (рис.7)

  1. Прыжок с поворотом на 180 градусов в позицию ма бу, давящее движение локтем вниз. Вес тела переносится на левую ногу, правая нога выполняет полшага назад. Правая рука по дуге отводится вниз (рис.8-11)

  1.  Захват плеча в позиции ма бу(рис. 12).
  2. Удар стопой об пол с ударом кулаком сверху вниз.

  1. Удар острием локтя (рис 14,15)

  1. Удар  пальцами  в позиции с поднятым коленом (рис.16,17)
  2. Удар пальцами ладони вперед в позиции пу бу (рис. 18)
  3. Удар стопой об пол с захватом руки (рис.19,20)

  1. Удар пяткой правой ноги вперед (рис.21)

  1. Удар кулаком вперед в позиции гун бу (рис.22)
  2. Удар кулаком в сторону  в позиции ма бу (рис. 23)
  3. Правая нога приставляется к левой, выполняя движение чжень цзяо (рис. 24). Бин бу бао цюань (рис.25)

Приложение 7

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

1.Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

2.Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

3.«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

4.«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

5.«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

6.«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

7.«Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

8.«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

9.«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

10.«Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

11.«Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

12.«Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

Приложение 8

Примерные дыхательные упражнения

Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

 Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

 Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

Приложение 9  

  1. Контрольное упражнение «челночный бег» - трехкратное преодоление дистанции с переноской кубиков. Длина дистанции зависит от возраста.

6-7  лет – 3х10м.

Подготовка к проведению: В зале на расстоянии 10 метров друг от друга наносятся параллельно две линии. На каждой линии устанавливается по два флажка. У ближайшей линии около первого флажка располагается ребенок, на дальней линии, напротив него, устанавливается второй флажок.

Методика проведения: По команде воспитателя «На старт!», «Внимание!», «Марш!» (в этот момент руководитель по физической культуре включает секундомер) ребенок с высокого старта должен добежать до противоположной линии коснуться ее. Затем вернуться обратно и коснуться линии старта, финишировать, пробегая  третий отрезок в 10 м.  не касаясь линии.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Половозрастные показатели развития общих оценок координационных способностей у детей 6-7 лет.

Возраст

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6 лет

М

9,02 – 10,34

10,35-11,66

Более 11,67

Д

9,86 – 10,78

10,79 – 11,79

Более 11,80

7 лет

М

10,1 – 10,5

10,50 – 12,10

12,1 – 12,5

Д

10,9 – 11,2

11,20 – 12,40

12,4 – 12,7

(данные из сб.: Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6-7 лет / сост. Николаев В.В., Штода Л,З.,    Кузнецов А.П. – Курган, 1986. – 30с.)

Приложение 10

Тест на точность выполнения упражнений

Инструкция.

1. Показ детям упражнение в обычном темпе, т.е. воссоздается образ двигательного действия.

2. Затем дает подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образа, концентрируя внимание детей на цели действия (координации).

3. После этого дети и педагог проговаривают программу двигательного действия, при этом на технике выполнения внимание не акцентируют. Демонстрация движений должна быть предназначена конкретному ребенку в отдельности.

Далее воспитатель оценивает координацию движений:

- одновременное правильное выполнение – 3 балла

- не одновременное, но правильное выполнение движений – 2 балла

- нарушение координации, но после повторного показа верное выполнение движения, выполнение отдельных элементов – 1 балл

Упражнения, подобранные для теста:

  1. И.П. – основная стойка

1 – поднять правое колено

2- одновременно выпрямить правую ногу и поднять левую руку вперед

3-4 – И.П. (повторить с левой ноги).

2. И.П. – основная стойка

1 – наклониться вперед, коснуться руками стоп

2- присесть

3 – выпрямить ноги, коснуться руками стоп

4 – И.П.

3. И.П. – основная стойка

1 – поднять одновременно правое колено и левую руку

2 выпрямить правое колено, левая рука в сторону (повторить с другой ноги).

Приложение 11

  1. Тест «поза Ромберга» на определение функции статического равновесия.

Оборудование и инструментарий: секундомер.

Методика проведения:

И.П. – ступни находятся одна за другой на одной линии, большой палец задней ноги касается пятки передней. Руки должны быть подняты вперед, пальцы разведены

Задание – закрыть глаза и стоять в И.П. как можно дольше.

Оценивается – время в сек., удержание позы с момента и.п. до момента, когда ступни ног сдвинутся с места

Учитывается – лучший результат из двух попыток.

Примечание – поверхность, на которой стоит ребенок, должна быть ровной и жесткой. Упражнение выполняется с удобной для ребенка ноги.

Оценка результатов теста на равновесие у детей 6 -7 лет.

Пол

Высокий

Средний

Низкий

6 лет

Больше 14

8-14

Меньше 8

7 лет

Больше 18

15 -18

Меньше 15

(Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных  особенностей детей 5-7 лет \ под. редакцией  Безруких М.М. – М.,  2006.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам одноименной настольной игры

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам о...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...