«Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
методическая разработка (младшая группа)

Лобова Светлана Петровна

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_slozhnyy_vozrast._krizis_3_let.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового родительского собрания

                                   во 2 младшей группе

               Тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

                                                                                          27 сентября 2023г

Цель:

привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с ребёнком 3-4 лет.

Задачи:

помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении с ребенком;  сформировать представление о кризисе 3-х лет;

 развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями.

Повестка родительского собрания:

1 Дискуссия «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» .

2. Моделирование разрешения проблемных ситуаций.

3. Знакомство с основными правилами группы.

4. Принятие решения родительского собрания.

                 Ход собрания:

 Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашем дружном родительском коллективе. В таком составе, в этом учебном году, мы встречаемся с вами первый раз, поэтому, прежде чем озвучить повестку родительского собрания, хочу вас поздравить: наши дети стали чуть взрослее и перешли во вторую младшую группу! У нас с Вами одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным и познавательным. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.

∙ Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? Правильно, он упадет!

 ∙ Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!».

Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие нашего с вами взаимопонимания и поддержки.

Мы с Вами еще 4 года будем жить одной большой, и мы надеюсь, дружной семьей. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не всегда происходит. И причины нестандартного поведения ребенка бывают вполне обоснованы. Сегодня мы вместе с вами, уважаемые родители, попытаемся найти и объяснить причины изменений в поведении детей 3-4 лет.

Повестка нашего родительского собрания: (озвучивают) Давайте немного вспомним: Третий год жизни ребенка: кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – один из трудных периодов в совместной жизни ребёнка и взрослого. На новом витке развития (в период от 2,5 лет до 3,5 лет, а у некоторых детей и до 4 лет) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».

Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы, упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права». Давайте послушаем небольшое стихотворение, посвященное, на наш взгляд как раз этой проблеме

 Я в своей родной квартире как на службе строевой.

Командир на командире, я один здесь рядовой.

 Всем я должен подчиняться, по приказу одеваться,

По приказу умываться, ровно заправлять кровать.

По команде есть садиться, по режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

 Конец терпенью моему!

 Психологи выделяют следующие симптомы этого кризиса: негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; протест-бунт; обесценивание взрослых; стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период.

Выдающийся ученый, педагог Л.Выготский назвал эти показатели «семизвездием симптомов»

Следовательно, уважаемые родители, обращаем ваше особое внимание на следующие моменты:

∙ Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

∙ Конфликты по разным поводам в данный возрастной период - неизбежны.

∙ Если в столкновениях с взрослым всегда побеждает ребёнок, он начинает

  переоценивать себя и свои возможности.

∙ Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.

∙ Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.

 ∙ Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начнет вести себя более ответственно.

∙ Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.

 ∙ Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).

∙ Успешно преодолев кризис 3 лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей его среды. Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

Давайте вместе с вами попытаемся их освоить

¬ Трехлетнюю Иру мама насильно возвращает с прогулки, девочка громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Хочу еще гулять!» Она не дает снять с себя пальто, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом ¬ бросается на пол, стучит ногами. Как поступаете в этих случаях, вы, уважаемые мамы? (рассказы мам) Выход из подобной ситуации, может быть таким: Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит: - Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня еще пыль не вытирали. Услышав это, Ира сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз!

Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы: - А платье можно выстирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами.

 Наташа снова: - А его можно выстирать?

 - Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.

Ира поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье, бежит к маме: - Сними.

- Вот это правильно, молодец! Давай переоденем платье, вымоем руки, лицо и будем обедать. Уже пора, доченька.

 ¬ Ребенок часто злится, обижается, плачет. Как чаще всего поступаете вы, родители, в таких ситуациях? Надо ли уговаривать ребенка? Такие эмоции прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.

 ¬ Упражнение «Рисунок ожидания».

Предлагаю вам, уважаемые родители, взять лист бумаги, обведите карандашом и в каждом пальчике напишите основные качества, которые вы хотите видеть в своем ребенке (заслушать несколько родителей). Объединив наши усилия, мы, несомненно, добъемся положительных результатов. И наши дети станут обладать теми качествами, которые вы написали в своих рисунках. Желаем вам, уважаемые родители, терпения и стойкости. Почему стойкости? Потому что для воспитания у ребенка положительных качеств важно ежедневно и стойко выдерживать линию поведения с ребенком, учить его соблюдать определенные правила. И самое главное, уважаемые родители, призываем вас всегда помнить, что, наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос, всегда связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня и всегда нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем». Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, начинает овладевать своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему надо делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет- придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Возвращаясь к правилам поведения ребенка, считает необходимым еще раз проговорить правила группы:

К воспитателям, к помощнику воспитателя обращайтесь по имени-отчеству. Одежда ребенка:

∙ Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений.

∙ Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.

 ∙ Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Учите самостоятельно обуваться и разуваться.

∙ Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.

 ∙ Необходимо иметь запасную одежду.

 ∙ Приводить детей в группу необходимо в удобной одежде и обуви (молнии, липучки на обуви, брюки не в обтяжку - не ограничивать свободу движений); иметь запасные вещи для переодевания ребенка при необходимости.

Порядок в шкафчике:

∙ Складываем вещи в определенном порядке. При одевании и раздевании ребенок должен это делать сам.

∙ Запасные вещи должны лежать в пакете на вешалке, чтобы ребенку было, куда складывать вещи.

∙ Для спортивной формы тоже пакет, крепкий, маленький, с ручками. Для спортивной формы нужны футболки, без рисунков, черные шорты, белые носки. (Одежда должна быть промаркирована)

∙ Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.

 ∙ Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель, мл. воспитатель не несет за них материальной ответственности.

 ∙ В шкафчиках ребенка одежда должна быть по сезону; чистая обувь; головной убор обязательно не смотря на погоду; никаких запасов печенья, яблок и т.д.

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

∙ Следите и дома за тем, как ребенок моет руки (не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем.);

∙ Следите, как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, определить, где перед у одежды, вывернуть; одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы, прежде, чем обуваться, сандалики или крассовки надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, а не «поссорились»);

∙ Учите пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой; во второй половине года будем обучать кушать вилкой;

∙ Учите самообслуживанию в туалете. Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания

∙ Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими, прежде всего с воспитателями. Если проблему решить не получается, тогда уже обращаться за помощью к заведующему.

∙ Главным для успешного развития ребенка являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

∙ Вовремя укладывайте ребенка спать вечером. Знакомьтесь с образовательной программой, расписанием НОД, работой специалистов.

∙ Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

 ∙ Не слишком вините себя, что не смогли добиться желаемого результата. Результат воспитания нельзя с точностью запрограммировать. От родителей зависит многое, но не все трудности и проблемы, связанные с воспитанием, объективны.

 Подведение итогов собрания:

 В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Очень важно, научиться ставить себя на место ребенка, посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда «военные действия», которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в семье воцарится мир.

Решение:

1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.

2. Приводить ребенка в детский сад в одно и то же время, не опаздывайте, т.к. вы нарушаете режим детского сада.

3. Соблюдать правила группы и рекомендации педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

Родительское  собрание...

Родительское собрание « Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

Автор: Агошкова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 52 комбинированного вида» г. ОрёлОписание материала: Предлагаю конспект родительского собрания   в 1 младшей группе...

Этот сложный возраст. Кризис 3 лет

Памятки для родителей...

Родительское собрание.Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.

Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях...

Этот сложный возраст. Кризис трёх лет.

Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я Сам!», постигая азы самостоятельности. Этот перио...

Конспект конференции для родителей во второй младшей группы на тему "Этот сложный возраст. Кризис 3 лет".

Конспект  конференции для родителей детей 3-4 лет. Цели конференции: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении, сформиров...

Клуб успешного родителя: «Этот сложный возраст (кризис трех лет)

Клуб успешного родителя:«Этот сложный возраст (кризис трех лет)...