Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР
рабочая программа (старшая группа)

Индивидульный маршрут сопровождения дошкольника с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipr.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

разработана для воспитанника дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Старшая  группа

2021-22 уч. год

Задачи:

 -развитие представлений об окружающем мире;

-обучение доступным знаниям, имеющим практическую направленность и соответствующим возможностям ребенка;

-целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение всех анализаторов;

-расширение, обогащение предметных и пространственных  представлений, формирование и расширение понятий;

-развитие познавательной деятельности;

-обогащение и активизация словарного запаса;

-развитие связной речи;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-развитие сенсомоторных навыков;

-развитие предметно-моторных навыков.

Актуальные проблемы:

не сформированы психические процессы (наглядно-образное мышление, память , внимание) недостаточно развито зрительное восприятие (цвет, форма, величина), дифференциация предметов по величине, не сформированы временные представления, не достаточно сформировано пространственное представление, запас общих представлений, не сформированы игровые и продуктивные навыки, навыки по самообслуживанию, не развита мелкая моторика.

Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие:

  • проявляет положительное отношение к себе и окружающему миру;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы других;
  • способен следовать правилам поведения в разных видах деятельности, в т.ч. в общении, по вопросам взрослого может объяснить некоторые из них;
  • проявляет относительную независимость от взрослого в бытовых ситуациях;
  • преобладает ровное хорошее настроение, адекватное ситуации, достаточно легко переключается с одного эмоционального состояния на другое;
  • способен выражать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление), узнает и называет их;
  • проявляет эмоциональную отзывчивость, стремится оказать помощь взрослым и сверстникам.

Познавательное развитие:

  • обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире;
  • проявляет познавательный интерес, любознательность;
  • способен проявлять элементарные волевые усилия, целенаправленность в познавательной деятельности;
  • может концентрировать внимание на достаточно продолжительное время; легко переключается;
  • находит сходство и выраженные отличия 2-х предметов на картинках, определяет недостающий элемент, предмет;
  • воспроизводит 4-5 изображений из 10;
  • воспроизводит от 6 слов из 10;
  • выполняет предметную классификацию, формулирует многие обобщающие понятия;
  • исключает лишний предмет, дает обоснование;
  • способен устанавливать элементарные закономерности, причинно-следственные связи по сюжетным картинам, простым рассказам, понимает смысл картин-нелепиц.
  • Речевое развитие:
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств, просьб в знакомых ситуациях общения;
  • употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния.

 

Раздел программы

Работа с ребенком

Развитие ручной моторики

Пальчиковая гимнастика

развитие графических навыков:

  • учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом;
  •  проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона;
  • штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении;
  • дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку;
  • раскрашивание предметов и сюжетных рисунков;
  • копирование точек на листе в клетку; письмо в клетке: прямые, наклонные палочки; письмо элементов букв;

  Ознакомление с окружающим:

  • уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью - меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках;  выделять сюжетные  картинки «Времена года» среди других картинок;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
  • закрепить представления  о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки - посуда, фрукты - овощи, ягоды - фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
  • учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону - игрушки, в другую – посуду;
  • знакомить  с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
  • знакомить с профессиями работников детского сада;
  • учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах?  Мальчик катается на санках?  Девочка танцует?  и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные  куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит;  листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.

Формирование наглядно-действенного и наглядно - образного мышления:

  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий  (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу?  Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
  • учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
  • учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.

Развитие речи

а) Развитие импрессивной стороны речи

  • Формировать  невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.
  • Развивать понимание инструкций
  • Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета
  • Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым.
  • Учить понимать действия, изображенные на картинке

б)Развитие экспрессивной стороны речи

  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха
  • Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками - учить  воспроизводить звукоподражания
  • Накопление словаря по лексическим темам
  • Работа над слоговой структурой слов
  • Учить строить фразу из 2-3 слов
  • Учить высказывать свои потребности в активной речи
  • Учить составлять описательный рассказ с опорной схемой
  • Учить составлять предложения по картине

Формирование активной речи:

  • уточнить и расширить предметный словарь по изучаемым темам;
  • учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в бытовых ситуациях («Помогите пожалуйста»).
  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Давайте играть», «Я буду рисовать», «Мы будем рисовать», «Я рисовала», «Миша рисовал»;
  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в      различных падежах;
  • вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
  • формировать  потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»
  • учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту;
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
  • учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»;
  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Репка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Цыпленок», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», А. Барто «Игрушки» участвовать в драматизации этих сказок.
  • побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы

Формирование элементарных количественных представлений

формировать понятие числа: исследовать обратную зависимость числа от мерки, учить выделять в счёте разное основание; формировать осознание того, что количество элементов не зависит от их расположения и величины; учить сравнивать два множества методами соотнесения и пересчёта;

• формировать навыки порядкового счёта и взаимного расположения чисел в числовом ряду в пределах 10; сравнение чисел: число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее;

• учить соотносить число с его символьным обозначением в пределах 10;

• формировать арифметические навыки в пределах 10:

учить считать (на пальцах рук), знакомить с составом числа из единиц и меньших чисел;

• обучать решению арифметических задач: формировать умение решать задачу во внутреннем плане; формировать образ разделения задачи на три смысловые части («что было»,что произошло», «вопрос»); знакомить с задачами, сформулированными в стандартной и нестандартной форме;

• развивать пространственное воображение: учить решать геометрические задачи, формировать навык определения по части целого, развивать способность видеть на чертеже фигуры с наложением, закреплять знание основных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник);

• развивать логическое мышление: закреплять умение группировать фигуры по признаку (по цвету, форме, величине) или по его отрицанию, обобщать и находить лишнее, учить выделять из группы подгруппу, находить общие признаки в двух группах фигур, формировать навык работы по заданной схеме;

• развивать творческое мышление: учить решать задачи на развитие воображения, творческое конструирование, формировать умение видеть целое раньше частей;

• формировать навыки ориентации в пространстве, на плоскости, на плане по заданной схеме, по клеткам;

• закреплять представления о временах года, знакомить с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», днями недели и месяцами года;

• развивать внимание, сенсорные навыки, моторику рук

Сенсорное развитие

а) зрительное

восприятие

  • Сличение оттенков цветов  – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.
  • Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.
  • Сличение величин ("такой - не такой"), затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т.д.)
  • Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги)

б) слуховое восприятие

  • Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
  • Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
  • Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
  • Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
  • Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
  • Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно».

Социальное развитие

  • закреплять представления о себе и о своей семье.  Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность. Называть имена своих близких, понимать родственные связи
  • учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
  • продолжать совершенствовать представления  о своих частях тела и лица, их назначении
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я  не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
  • приучать ребенка  обращать внимание на просьбы других людей;
  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
  • воспитывать бережное  отношение к  игрушкам, вещам, продуктам питания;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться к взрослым  по имени и отчеству);
  • формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
  • удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.

Формирование игровой деятельности:

  • учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): включать знакомые игровые действия в  простой сюжет, постепенно усложняя его
  • учить выполнять игровые правила

Формирование продуктивных видов деятельности

  • Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
  • Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке)  реальные предметы окружающей действительности.
  • Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Формировать технические навыки.
  • Способствовать развитию воображения.

Лепка

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
  • учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).  

 Рисование

  • вызывать интерес к рисованию: взрослый  на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя  рукой ребенка, давая образец на другом листе.
  • учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;  учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка;
  • учить рисовать знакомые предметы по образцу; соотносить цвета изображаемых предметов с реальными.

      Конструирование и ручной труд

  • Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой)
  • учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции.

       Аппликация:

  • познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать  простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
  • учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики  и  т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития дошкольника

Индивидуальная  программа  сопровождения обучающегося (воспитанника) в ДОУ(результаты по педагогическому мониторингу)...

Индивидуальный маршрут развития дошкольника

Ведение индивидуального маршрута воспитанника...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный маршрут развития дошкольника

Маршрут развития по обраазовательным областям....

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...