Семинар - практикум. "Роль младшего воспитателя в образовательном процессе".
материал

Никонорова Ирина Юрьевна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл c_mladshimi_vospitatelyami.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Семинар – практикум для младших воспитателей.

Тема: «Роль младшего воспитателя в образовательном процессе»

Дата проведения: ______________

Выступление подготовила:

педагог-психолог: Никонорова И. Ю.

ЗАТО п. Солнечный, 2023 г.

В настоящее время дошкольная образовательная организация реализует свою деятельность посредством следующих специалистов, являющихся профессиональными педагогами:

 - Воспитатель.

 - Помощник воспитателя.

Определение 1

Воспитатель – это педагог, который осуществляет процесс воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Данная профессия появилась еще во времена Древней Греции. В то время, для выполнения воспитательных функций не требовалось специального образования. Воспитателями были рабы, которые присматривали за детьми и занимались организацией их досуга.

Воспитатель – востребованная современная профессия. От него требуется выполнение самых важных и значимых функций – развитие личности ребенка. Деятельность воспитателя ориентирована на осуществление процесса социализации ребенка, формирование у него нравственных качеств, развитие его интеллектуальных способностей. Более того, современному воспитателю необходимо, знать основы психологии, чтобы сформировать межличностную систему общения с каждым воспитанником и выстроить свою программу обучения, исходя из чувств, потребностей, желаний, индивидуальных особенностей психофизического развития каждого ребенка.

Воспитатель занимается:

1. Организацией жизнедеятельности ребенка в ДОУ.

2. Формированием программы воспитания, обучения и развития каждой возрастной группы.

3. Выполнением воспитательных и образовательных упражнений.

4. Реализацией игровой деятельности.

5. Установление системы взаимодействия с родителями воспитанников.

6. Проведением родительских собраний.

Определение 2

Помощник воспитателя - это младший воспитатель, деятельность которого сводится к выполнению действий педагогической направленности. Ранее, в ДОУ существовали няни, которые выполняли только санитарно-гигиенические функции в уходе за детьми.

Сейчас, помощник воспитателя реализует следующие направления деятельности:

1. Организация условий для пребывания ребенка в ДОУ, отвечающих требованиям

соблюдения санитарно-гигиенических норм.

2. Соблюдение правил этических и педагогических норм взаимодействия с детьми.

3. Создание комфортного эмоционального и психологического микроклимата в ДОУ и

каждой возрастной группе.

4. Наблюдение за состоянием здоровья детей.

5. Оказание гигиенического ухода за детьми.

6. Помощь в организации работы воспитателя с детьми.

7. Наблюдение за детьми при их самостоятельной работе.

8. Развитие гигиенических навыков и общей культуры поведения воспитанников.

9. Кормление и укладывание детей спать.

10. Сопровождение детей на прогулках.

11. Организация приема пищи.

12. Организация оздоровительных мероприятий в ДОУ.

Младший воспитатель помогает воспитателю в выполнении им своей функциональной роли. Он участвует во всех направлениях деятельности и мероприятиях, проходящих в  ДОУ. Как и сам воспитатель, его помощник является образцом поведения для детей. Поэтому, к его деятельности, внешнему виду и поведенческим реакциям предъявляются такие же требования, как и к воспитателю.

Функциональная роль воспитателя и помощника воспитателя в различных направлениях деятельности ДОУ

Все действия в ДОУ должны реализовываться на высоком педагогическом уровне и быть эффективными для становления детской личности. В этой связи, требуется обязательная согласованность действий между воспитателем и его помощником.

Взрослый человек является примером для подражания дошкольника. От его действий зависит формирование личности ребенка, усвоении им норм социального поведения и взаимодействия. Поэтому, те люди, которые окружают ребенка, должны иметь определенную педагогическую направленность в своем поведении.

Воспитатель и его помощник должны быть примером взаимодействия и согласования своих действий. Помощник воспитателя, также как и сам воспитатель, находится в постоянном контакте с детьми, поэтому его деятельность должна быть ориентирована на личностное развитие каждого воспитанника, формирование у него здоровой психики и моральных принципов поведения.

Совместная деятельность воспитателя и его помощника сводится к следующим направлениям:

1. Организация утреннего приема детей в ДОУ.

2. Организация прогулки детей.

3. Подготовка приема пищи, подготовка ко сну.

4. Организация игровой деятельности.

5. Организация образования.

6. Организация трудовой деятельности.

7. Организация самостоятельной деятельности дошкольников.

В каждом направлении деятельности, воспитатель и его помощник выполняют разные

функции.

Так, утренний прием детей в ДОУ начинается с уборки помещения, которую проводит помощник воспитателя, и создания благоприятного климатического режима в помещении: оптимальных температуры, влажности воздуха, которые организует воспитатель.

Воспитатель встречает детей, проводит беседы с родителями по различным вопросам поведения их ребенка, успехов/неуспехов деятельности, создает дружественную атмосферу встречи и общения. Помощник воспитателя помогает в приеме детей, проводит необходимые гигиенические процедуры и осуществляет присмотр за детьми, пока воспитатель беседует с родителями.

Воспитатель осуществляет подготовку прогулки, планирует мероприятия в ее ходе, а помощник воспитателя помогает собрать детей на прогулку, вывести их и присматривает за ними во время прогулки. После прогулки, воспитатель занимается организацией и руководством самостоятельного времяпрепровождения детьми, а помощник занимается приведением одежды детей в порядок.

Во время приема пищи, воспитатель занимается руководством и распределением трудовых обязанностей по сервировке столов, обучает детей навыкам самостоятельного питания, соблюдения этических норм употребления пищи, а помощник воспитателя накрывает на столы, раскладывает еду по тарелкам, подготавливает детей к приему пищи (мытье рук, одевание фартуков и т. д.).

Воспитатель подготавливает ко сну помещение и самих детей, а младший воспитатель помогает ему в этом. Фактически они выполняют идентичные действия: подготавливают климатические условия помещения для сна, переодевают детей, укладывают их, следят за соблюдением спокойной и комфортной обстановки во время сна.

Игровая, трудовая, образовательная деятельность, реализуется по программам, разработанным воспитателям. Его помощник оказывает ему помощь в организации этих направлений деятельности, контроле процесса и проводит последующую уборку помещения.

Младший воспитатель, как  первый помощник, очень сильно влияет на детей. Её речь поведение, поступки, манера держаться – всё является примером для детей.

Вот почему является важным то, чтобы между младшим воспитателем и воспитателем установился тесный контакт, чтобы у них был единый подход к детям. Прежде всего, ее нужно ознакомить с воспитательной работой детского сада.

Естественно, что большая роль принадлежит в этом педагогам, с которыми работает младший воспитатель. Постоянно находясь в группе, наблюдая за работой воспитателей, на практике получает многие необходимые ей сведения. Она видит, что педагоги используют разный подход к детям: один ребёнок лучше откликается на ласку, а с другими нужно обойтись строже, робкий ребёнок или пришедший в группу новичок пользуются большим вниманием воспитателя.

Чтобы младший воспитатель могла быть настоящим помощником воспитателя, она обязана хорошо знать организацию всех режимных моментов. Когда дети заканчивают обед младший воспитатель  заранее готовит им воду для полоскания рта. Когда дети собираются на прогулку, помогает им, но старается не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. В зимнее время нельзя, чтобы одетые дети ожидали друг – друга в помещении. Маленькие дети одеваются медленнее, чем старшие, поэтому младший воспитатель или воспитатель должен выходит на участок.

Младший воспитатель и воспитатель должны с полуслова понимать друг друга. Утром пока воспитательница беседует с родителями, она приветливо встречает детей. Ребята делятся с ней новостями, а она внимательно выслушивает их.

Когда дети возвращаются с прогулки, няня заботливо проверяет у каждого, не мокрые ли варежки, а если надо, то высушит их. В группах всегда чисто и проветрено, Всё приготовлено к приходу детей.

Воспитывая организованность и правильное поведение у детей, воспитательница говорит няне, что она должна помогать в этом: требовать от детей порядок и тишины, следить, чтобы войдя в здание, дети вытирали ноги, бесшумно закрывали за собой дверь, здоровались со всеми взрослыми и товарищами, при раздевании аккуратно вешали свою одежду в шкаф.

Вопрос о питании – это очень сложный и ответственный процесс. Если к нему не привлечено внимание воспитателей и нянь, он проходит плохо: дети едят без аппетита, съедают не всё, на тарелках остаётся много пищи, на столах куски хлеба с маслом. Маленькие дети часто не доедают потому, что устают или не привыкли к некоторым блюдам. Первый помощник воспитателя в правильной организации питания – няня. Она накрывает на стол, ставит еду каждому ребёнку, помогает детям.

Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и няни содействует быстрому приобщению детей к коллективу. Прочному усвоению правил поведения.

А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.

Приложение

  1. Педагогическая ситуация – задание.

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года).

До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должен поступить младший воспитатель в данной ситуации?

Решение.

В этой ситуации младший воспитатель должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж».

Мальчик охотно выполнит это требование.

2. Составить алгоритм одевания и раздевания дошкольников.

Задание выполняется по карточкам – иллюстрациям.

  1. «Чем занять детей, пока воспитателя нет в группе?»

Решение.

  • Чтение книг
  • Рассматривание иллюстраций к книгам
  • Использование  настольных и дидактических игр (например: «вершки – корешки», шашки и др.)
  • Повторение  выученных стихотворений
  • Беседа
  • Словесные игры (например: «испорченный телефон», «да и нет, не говорите, черное, белое не берите» и др.)
  • Показ пальчикового или кукольного театра
  • Пальчиковая гимнастика, закрепление физкультминуток
  • Раскрашивание, использование трафаретов и т.д.

  1. Педагогическая ситуация – задание.

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. 

Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Решение.

Подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь, как правило, дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих, и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания.  Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям.        Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения "

«Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения»  Цели семинара :раскрыть понятие определения «деловой этикет»: его функции и основн...

Семинар – практикум «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у дошкольников и родителей....

Семинар практикум "Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста"

Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольникамиИгра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.При проведении подвижных игр исп...

Семинар- практикум "Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста"

Цель: Донести современные идеи обеспечения физисеского развития детей.Задачи: Обогащение и совершенствование знаний и умений педагогов о современных технологиях развития физической и двигательной акти...