Семинар-практикум «Роль фонематического анализа и синтеза в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего возраста»
методическая разработка по обучению грамоте

Альбина Флюра Шарифулловна

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Родничок»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Роль фонематического анализа и синтеза в процессе подготовки

к обучению грамоте детей старшего возраста»

Альбина Ф.Ш.,

учитель-логопед

2024 год

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Задачи: 

активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению грамоте;

рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов организации работы по звуковой культуре речи.

  1. Теоретическая часть.

Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, необходимость которого обусловлена рядом причин:

-требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

-появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

-не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

-физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов:

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.

Как проверить, развит ли он у ребенка.

•        Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса,  ложки-рожки.

•        Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.  

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел  термин «фонематическое восприятие»,  которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия  фонематический анализ, мы его называем  звуковой анализ.

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад.

Ещё в младших группах дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух акустически сходные звукосочетания.

Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.

В старшем дошкольном возрасте следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями.

Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Овладение четкой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове — важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и письму.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами — буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.

Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоте предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое внимание уделяется умению соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т. п. Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.

Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путем дети учатся проводить анализ и синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, ее местоположение, сравнивают между собой сходные буквы.

В содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят: составление нераспространенных и распространенных предложений, правильное и отчетливое их произнесение; членение предложения на слова, последовательное выделение их из предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи.

Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее эффективным является использование простых схем предложений.

В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

  • Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]... И это  приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА.
  • Не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

- звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], ТАЗ – ТАС, СНЕГ - СНЕК…

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться ПРОСЬБА – ПРОЗЬБА,

- удвоенная согласная буква обозначает один звук: ШОССЕ, АННА.

- гласные звуки  в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец - «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

  • При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Это буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными.

Вывод: речевой материал  для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием.  Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Последовательность анализируемых слов:

Гласные АУ,  УА

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

  1. Практическая часть.

В практической части с педагогами было проведено  занятие по обучению грамоте по теме: «Звук (Н)  и  буква  Нн».

Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности 6-8 лет, тема: «Звук (Н)  и  буква  Нн».

Цель: Познакомить со звуком (Н),  буквой Нн.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение давать характеристику звука; формировать умение   определять место звука (Н) в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять умение делать звуковой анализ слов; совершенствовать умение читать слоги и слова с буквой Н.

Развивающие: развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление;  развивать речевое дыхание; развивать мелкую моторику; развивать связную речь, память.

 Воспитательные: воспитывать  самостоятельность, инициативность, самоконтроль за речью; воспитывать умение работать совместно.

Оборудование: презентация, звуковые линейки, контейнеры с фишками, карандаши.

  1. Организационный момент.     

Приветствие. Самомассаж ладоней шариками «Су джок»:

- Мы с комочком поиграли

 И в ладошках покатали.  

потом чуть-чуть помяли,

и друг другу передали.

  1.   Объявление темы занятия

    Картинки на экране:  Нос, Сосна, Луна

   «Назовите слово, которое обозначает выступающую часть лица» (Нос).

   «Назовите слово, которое обозначает хвойное дерево» (Сосна).

   «Назовите слово, которое обозначает небесное тело» (Луна).

   «Назовите слово, которое обозначает животное жарких стран» (Слон).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится чаще всего в этих словах? (Звук (Н)). Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком (Н)».

3. Анализ классификационных признаков:

«Звук (Н) гласный или согласный?» («Согласный, т.к. воздушная струя  встречает преграду в ротовой полости»).  «Звук (Н) звонкий или глухой?» («Звонкий, т.к. горлышко поёт - голосовые связки работают - тактильно-вибрационный контроль).   «Звук (Н) твёрдый звонкий согласный, обозначаем квадратом синего цвета». (Педагог предъявляет квадрат синего цвета).

4.Развитие фонематического восприятия:  

«Определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

Нос, Луна Слон

   «Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определи его место в слове» (начало, середина, конец слова).

5. Соотнесение звука с буквой

   Предъявляется карточка с печатной буквой (большая и маленькая). «Звук (Н) обозначается в Русском языке буквой «Н».

Повторение правила: Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

6. Анализ образа буквы

  «Большая и маленькая буква «Н» пишутся одинаково. Из каких элементов состоит буква «Нн»? Пишем две линии сверху вниз - это стойки у лестницы, а посередине проводим третью линию, только слева направо - это перекладинка. Получилась буква «Н».    

   Педагог сопровождает показом на доске.

7. Физминутка: В небе плавает луна...

   В небе плавает луна.                   (Плавные покачивания влево и вправо)

   В облака зашла она.                   (Хлопки в ладоши)

   Один, два, три, четыре, пять

   Можем мы луну достать.               (Руки вверх)

   Шесть, семь, восемь, девять, десять -     (Хлопки над головой)

   И пониже перевесить.                  (Руки вниз)

   Десять, девять, восемь, семь -           (Ходьба на месте)

   Чтоб Луна светила всем.               (Дети тихо садятся)

8. Фонетический разбор слова  НОТЫ (со звуковой линейкой)

Педагог предлагает отгадать загадку:

Семь ребят на лесенке
        Заиграли песенки.

Это слово: НОТЫ.

-Выделите и назовите первый звук в слове «Ноты»: (Н).

-Это какой звук: согласный, твердый. Отмечаем его синей фишкой.

-Выделите второй звук в слове  «нОты» и назовите его: (О).

- Это гласный звук. Отмечаем его красной фишкой.

- Выделите и назовите третий звук в слове «ноТы»: (Т).

-Это согласный, твердый звук, отмечаем его синей фишкой.

-Выделите и назовите  четвертый звук в слове «нотЫ»: (Ы)

- Это гласный звук, отмечаем его красной фишкой.

- Сколько звуков в слове «ноты»: 4, сколько гласных звуков: 2, сколько согласных: 2, сколько слогов в слове: 2. Назовите ударный звук: «Но».

10.Итог занятия. «Какой звук учили?» (Коллективный ответ). «Какой буквой обозначали?».

Изображение выглядит как одежда, в помещении, человек, стена  Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Изображение выглядит как одежда, человек, стена, в помещении  Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок «Роль фонематического анализа и синтеза в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего возраста» (Семинар-практикум) Учитель-логопед Альбина Ф.Ш. Радужный

Слайд 2

Задачи речевого развития: - Овладение речью, как средством общения и культуры; - Обогащение активного словаря; -Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - Развитие связной речи; - Грамматически правильной диалогической и монологической речи - Развитие речевого творчества; - Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (П. 2.6. ФГОС ДО)

Слайд 3

Основные направления по формированию речевого развития ребенка О б огащен и е и активиз ация сл о варно г о з а па с а. Развитие фоне м а ти ч е с к о г о в о с приятия. Фо р мир о вани е ле к си к о-грам м а ти ч е с к о г о с т р о я р е чи . Развитие с в я з ной р е чи. П о д г о т о в к а к о б уче н и ю гра м о т е .

Слайд 4

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста. Фонематический слух ( Л. С. Выготский) – способность воспринимать звуки речи. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет. Фонематическое восприятие ( Д. Б. Эльконин): – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Слайд 5

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Звуковой синтез - умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. З в у к - э т о м иним а л ь н а я, н е чле нимая е диница з в учащей р е ч и . С л о г - э т о о дин з в ук и л и н е с к о л ь к о з в у к о в, произн о симых о дним выды х а т ельным т о лч к о м в о з ду х а. С л о в о - э т о язы к о вая е диниц а , выражающая с в о и м з в у к о вым состав о м п о н я т ие о пр е дме т е, пр о ц е с с е, я в лении дейс т ви т ельн ос ти, их с в ойс т вах и л и о т ношениях между н и м и .

Слайд 6

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. В младшем дошкольном возрасте дети вслушиваются в звучание слова, соотносят слово с предметом, картинкой, различают на слух акустически сходные звукосочетания. В возрастной группе 4-5 лет детей формируют умение интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.

Слайд 7

В возрастной группе 5-6 лет у детей формируют умения: понимать и использовать в речи термины «звук», «слог», «слово», «предложение»; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красные, твердые согласные - синие, мягкие согласные - зеленые); проводить звуковой анализ и синтез слов; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Слайд 8

В возрастной группе 6-8 лет: познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук; научить детей прочитать букву, слоги с ней; а также слова, предложения; продолжать проводить звуковой анализ и синтез слов; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его. развивать мелкую моторику для подготовки руки ребенка к письму.

Слайд 9

ПРИМЕРНАЯ структура занятия по подготовке к обучению грамоте 1 ) Организационный момент (сюрпризный момент, отгадывание загадки, блиц-опрос, д/и) 2) Сообщение темы занятия через обыгрывание звука: - отгадай загадку, назови 1-й (последний звук) - какой общий звук в словах а) изолированное произношение звука б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный) 5) Развитие фонематического слуха, восприятия : - хлопни в ладоши, если услышишь… - возьми фишку, если… - придумай слово со звуком… - где находится звук в словах 6) Звуковой анализ: -интонационное выделение каждого звука, -назови 1-й звук, почему гласный/согласный и т.д. -сколько звуков в слове, гласных, согласных, твердых согласных, мягких согласных -сколько слогов, как проверить 7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа) Какие задания можно предложить на закрепление зрительного образа буквы? - выкладывание из палочек, шнурка -лепка, вырезание - рисование в воздухе - нахождение правильно изображенной буквы - узнавание букв наложенных друг на друга - ребусы, кроссворды 8) Д/И на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи . Обязательно включают в занятие физминутку или динамическую паузу, пальчиковую гимнастику, по желанию - дыхательное упражнение, зрительную гимнастику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы коррекционно-логопедической работы по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста

В материале представлена структура группового сюжетно-тематического комплексного  занятия  и использование ИКТ в работе логопеда....

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста

Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...

Деловая игра для воспитателей по теме: "Подготовка к обучению грамоте детей старшего возраста"

В деловой игре, представленной в форме презентации, даётся теоретический и практический материал  для успешной подготовке старших дошкольников к обучению грамоте....

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста с ОНР.

В данном конспекте занятия представлены материалы по знакомству со звуками [в]-[в']....

ЛЭПБУК как средство обучения грамоте детей старшего возраста

Лэпбук «ГРАМОТЕЙКА» - функциональная, интерактивная папка - раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания, игры в кармашках, «книжку - раскладушку» и т.д. и яв...