Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Лунева Марина Васильевна

В данном конспекте занятия представлены материалы по знакомству со звуками [в]-[в'].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_luneva.docx238.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 92 «Детский сад комбинированного вида». Учитель-логопед Лунева М.В.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте

детей старшего возраста с ОНР.

Тема: Звуки [в], [вь].

        Цель: Знакомство со звуками [в], [вь]. 

        Задачи: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.

        Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, схемы.

Ход занятия.

        1. Организационный момент.

        Задание «Разложи слог на ладошках». Руки в замке, логопед называет слог, а ребенок анализирует его: ам - [а], [м]; ма - [м], [а], размыкая замок и «укладывая» звуки на ладошки.

        2. Артикуляционная гимнастика. 

«Показать верхние зубы».

«Покусать нижнюю губу».

«Забор» (поставить верхние зубы на нижнюю губу).

        3. Знакомство со звуками [в], [вь].

а)У мороза есть подруга –

   Хмурая седая вьюга.

   Вьюга воет, завывает,

   Все дороги заметает: в-в-в; вь-вь-вь.

- Покажем, как воет вьюга: верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу.

Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.

- Как воет вьюга в трубе? Вращаем указательный палец правой руки в кулаке левой и произносим: в-в-в! вь-вь-вь!

б)Анализ артикуляции и звуковая характеристика звуков. Дети по схеме делают анализ артикуляции и характеризуют звуки [в], [вь].C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сканер\img368.jpg

        4. Закрепление звуков [в], [вь].

        - Посмотрите, как мчится вьюга по лесу. Как она воет? Вьюга воет: - в-в-в, вь-вь-вь

        5. Дифференциация звуков [в] и [вь]. Игра «Сигнальщики».

У детей сигнальные фонарики (зеленые и синие кртачки).

- Посигнальте, каким звуком выла вьюга: [в] или [вь]?

вечер

воет

зовет

деревья

свернул

волк

ветер

сова

        6. Упражнение в произношении звуков [в], [вь].

а) - Мчится вьюга по лесу. Видит впереди шесть дорожек к гласным звукам. Забежала она к каждому гласному звуку и спела с ним свою песенку. Что у них получилось?

Потом вдохнула поглубже и завыла на одном выдохе: ва-во-ву-вы-ви-вэ;

Покажите, как выла вьюга.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сканер\img369.jpg

б) - Закончите чистоговорки про сову и повторите их.

ва, ва, ва — на дереве ... (сова).

во, во, во — большое ... (дерево).

ву, ву, ву — мы видели ... (сову).

вы, вы , вы — сидели две ... (совы).

ви, ви, ви — сову ... (лови).

        7. Физминутка.

Имитация движений с речевым сопровождением.

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит.

Летит, кричит.

Совушка-сова,

        Большая голова.        

        8. Выделение звуков [в], [вь] из состава слова.

а) - Улетела вьюга в холодные края, а звуки [в] и [вь] оставила в словах. Рассмотрите картинку «Ну, погоди». Назовите слова со звуком [в] ([вь]). Определите место звука [в] ([вь]) в словах. Что неправильно нарисовал художник?

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сканер\img370.jpg

Используя картинки, подберите рифмы к словам:

полк — ... (волк)

корона — ... (ворона)

слон — ... (вагон)

дрова — ... (трава)

боровик — ... (снеговик)

б) - А сейчас, ребятки, Загадаю вам загадки.

Вы картинки рассмотрите и отгадки в них найдите, Схему к слову подберите.

Не сеют, не сажают —

Сами вырастают. (Волосы)

Хохотун Егорка взялся за уборку.

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся — чистый пол. (Веник)

Кто приходит, кто уходит —

Все ее за руку водят. (Дверь)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сканер\img371.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сканер\img372.jpg

        9. Звуковой анализ.

Выделите второй слог в слове и составьте его схему:

сова        

заводы

ловушка        

сливы

клавиши.

        10. Итог занятия.

Отгадайте, что у меня в кармане со звуком [в] в начале слова. (Воздух.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)

Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звукову...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Лесная школа"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Лесная школа"....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...

Годовое перспективное планирование. Подготовка к обучению грамоты. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Подготовка к обучению грамоты. Старший возраст. 5-6 лет...

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников «Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников«Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»)....

Конспект НОД По подготовке к обучению грамоте старшая группа

Тема: Знакомство с термином «Слово»Цель: Рассказать детям о словарном составе речи, познакомить с термином «слово»; рассказать, что слов много, познакомить детей с линейн...

Звукобуквенный старт: образовательная программа по подготовке к обучению грамоте (старший дошкольный возраст)/ Сост. М.В. Дыбля, В.Г. Терзова., С.И. Луценко – Лутугино, 2021.

Ведущей целью образовательной программы является создание благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к формированию базовых компетенций в речевом развитии детей старшего дошкольного ...