Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»
план-конспект занятия по развитию речи

Васильева Ольга Александровна

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

-Упражнять в делении слов на слоги.

-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

- Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.

- Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

- Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

- Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами 

Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».

Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_zvukograd.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста  

по теме: «Путешествие по Звукограду»

 Учитель-логопед:

 Васильева Ольга Александровна

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

-Упражнять в делении слов на слоги.

-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

- Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.

- Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

- Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

- Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами 

Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».

Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).

Материалы (оборудование):

Демонстрационный: картинки для составления предложенийкоробочка с сюрпризом, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка, Три поросенка), раскраски сказочных героев для детей 6-7 лет по количеству детей.

Раздаточный: карточки-схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета (весь раздаточный материал по количеству детей).

Предварительная работа: работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Вспомним, кто живет в этом городе, какие звуки?

(Вдруг, речь  Логопеда прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Логопед снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)

Логопед: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь.

Логопед: - Ну, что поможем сказочным героям и мэру?

Ответы детей: Да, поможем.

( Логопед набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).

Логопед: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям?

Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.

(Звучит аудиозапись смс – оповещения и логопед демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте)

II. Основная часть.

Логопед: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:

Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам бал.

Ответы детей: Буратино

( Логопед выставляет картинку Буратино).

Логопед : Ребята, а из какой сказки этот герой?

Ответы детей: Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».

Воспитатель: Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.

Логопед выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).

– Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?

Ответы детей.

Логопед: - А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.

Дети: Дети играют. Мальчики играют.

Логопед : Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?

Дети: Два.

 Логопед: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце?

Дети: С заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Логопед: Проверьте себя.

(на доске выставляется схема предложения).

Логопед: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.

Логопед: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?

Ответы детей: Три.

Логопед : Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов?

Ответы детей: Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.

Логопед : Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.

Логопед : Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку. Молодцы!

Логопед : Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её?

Дети: Красная Шапочка.

Логопед: А из какой сказки эта героиня?

Дети: Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»

(На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой)

Логопед : Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку.

( Логопедь показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).

Логопед: - Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?

Дети: Здороваемся, спрашиваем имя.

Логопед: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»).

Логопед : Какой звук я выделила голосом?

Дети: Звук «Р».

Логопед : Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?

Дети: Да, зубы.

Логопед: Значит это звук согласный или гласный?

Дети: Этот звук встречает во рту преграду, значит он согласный.

Логопед: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?

Дети: В имени «Рома» «Р» звучит твердо.

Логопед: Значит это большой братец звука «Р».

Логопед : А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?

Дети: В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.

Логопед: Правильно, это маленький братец звука «Р» - «Рь».

Логопед : Молодцы!

Логопед: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: В слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.

Логопед: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги). Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»?

Дети: отхлопывают и называют количество слогов (Два).

Логопед : Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску - схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах).  Логопед проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.

Логопед: Какой звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: твердый.

Логопед: Значит, нам нужна фишка, какого цвета?

Дети: Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.

Логопед: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».

Логопед: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: в начале слова.

Логопед: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА».

Логопед :А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?

Дети: отхлопывают три раза. Три.

Логопед : Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?

Дети: Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.

Логопед : Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?

Дети: Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.

Логопед: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.

На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя.

Логопед: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку.

Снова раздается телефонный звонок.  Логопед  отвечает по телефону и обращается к детям.

Логопед: Ребята, я ничего не поняла, там какие-то озорники визжат, плачут, хохочут, что делать? Попробуйте вы разобраться, кто это?

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

Дети: Три поросенка.

Логопед : А из какой сказки эти герои?

Дети: Эти герои из английской народной сказки «Три поросенка».

Логопед: Поросята очень любят веселиться и играть, давайте и мы поиграем. Вставайте в круг.

Физкультминутка «Зарядка семи гномов».

Первый гном присел и встал (приседания),

А второй вдруг побежал (бег на месте),

Третий, плавно покружился (кружатся направо),

А четвёртый наклонился (наклоны).

Пятый вправо повернулся (поворот направо),

А шестой назад прогнулся (наклон назад),

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Логопед : Передохнули. Но поросята не наигрались и хотят поиграть с нами еще. А вы, помните, из какого материала строили свои дома поросята в сказке?

Дети: один братец из соломы, второй из прутиков, а старший из кирпича.

Логопед: А из чего еще можно построить дома?

Игра «Из чего дом?»

Логопед : Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: из соломы – соломенный; из камня – каменный; из дерева – деревянный; из стекла – стеклянный; из железа – железный; из резины – резиновый; из пластмассы – пластмассовый; из кирпича – кирпичный.

Логопед: Молодцы! Наши поросята наигрались, успокоились и отправились в свою сказку.

 Логопед: А мы с вами поиграем еще в одну игру. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились?

Дети: со звуком «Р».

Логопед : Что мы узнали о нем?

Дети: Что звук «Р» согласный и у него есть два братца. Большой (твердый) и маленький (мягкий).

 Логопед: Молодцы. Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».

Игра «Кто больше»: Придумайте слова с большим братцем «Р».

(рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).

III. Заключительная часть:

Логопед : Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились?

Дети: Да.

Логопед : Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?

Дети: Да.

Логопед: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?

Дети: Составляли предложения и делали схемы.

Логопед: Чем мы помогли Красной Шапочке?

Дети: Выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа».

Раздается звонок. Логопед  имитирует разговор с мэром.

Логопед: Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок. За доброе дело нас ждет сюрприз.

Раздается стук в дверь и младший воспитатель передает  логопеду сюрпризную коробку, воспитатель открывает коробку и достает раскраски сказочных героев.

Логопед : Спасибо мэру за подарок, вы обязательно раскрасите сказочных героев и вспомните о наших сегодняшних заданиях.

Наши приключения закончились, а вы выберите себе смайликов, которые отражают ваше настроение после занятия.

Покажите, пожалуйста, свои смайлики. Благодарю вас за хорошую работу, вы были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Самообразование на тему: "Использование игрового материала в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021 уч.г

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.Появилось много трудностей в обучении детей письменн...