«Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
консультация

Архипова Ольга Витальевна

Консультация для педагогов на тему: «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1161 корпус 6

Консультация для педагогов на тему:

 «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Архипова Ольга Витальевна

Москва 2019г.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма – двигательная активность (ДА).

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

В наши дни каждый человек знает, что занятия физической культурой полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще можно встретить среди воспитанников детских садов.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются, как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в ДОУ. Это обусловлено тем, что дети дошкольного возраста, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут её реализовать на должном уровне. При этом нужно учитывать, что у детей самостоятельная двигательная активность к 6-7 годам всё больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.).

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети, как можно больше находились в движении. Придавая особую значимость роли двигательной активности в развитии дошкольника, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

-утренняя гимнастика;

-подвижные игры;

-физические упражнения во время прогулок;

-физкультминутка;

-оздоровительный бег на воздухе;

-ходьба по дорожкам здоровья;

-гимнастика после сна;

-индивидуальная работа с детьми.

Разберём каждую в отдельности.

Утренняя гимнастика играет большую роль в закаливании организма, повышении работоспособности детей, и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы. Формы утренней гимнастики различны: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика.

С целью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста необходимо в режимные моменты включать игры малой или средней активности. Но, в то же время, при планировании подвижных игр нужно обязательно учитывать, какая непосредственно образовательная деятельность запланирована. Если НОД связана с длительной статической позой (например: ФЭМП, развитие речи, ИЗО, то необходимо планировать игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурная НОД, то педагог должен планировать более спокойную игру.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности необходимо проводить динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительных статических поз. Также могут быть физкультминутки, пальчиковые игры, психологические этюды, оздоровительные моменты с целью профилактики заболеваний органов зрения, осанки и плоскостопия.

В течение дня в ДОУ необходимо планировать прогулки: утром, днём и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Нужно тщательно подбирать игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры - эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна) играет немаловажную роль в повышении ДА. Упражнения выполняются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивается гимнастика пробуждения ходьбой по «дорожкам здоровья», что тоже является способом повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Во вторую половину дня необходимо больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. С этой целью в группах целесообразно оформить центры физического развития.

Наряду с перечисленными способами повышения ДА детей немаловажное значение отводится активному отдыху. Спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники, экскурсии и походы решают задачи комплексного развития.

В двигательный режим дошкольников входят и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:

-физкультурные занятия детей совместно с родителями;

-участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.

Таким образом, выше перечисленные способы, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

Данная инофрмация предназначена для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и для родителей детей дошкольного возраста. Материал содержит в себе игры, направленные на создание эмоционального ко...

ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это вл...

Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста в процессе ООД.

Движение - врождённая потребность человека. С момента рождения малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, стремится ползать, ходить, бежать. Как часто мы слышим от взрослых: «Не бегай, а то вспот...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО

В статье говорится  о  важности нахождения  таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорны...

«Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки Приобретаются ба...