ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация ( группа) на тему

Обвинцева Елена Геннадьевна

В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это влияет на здоровье детей. Многие родители больше увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о здоровье физическом и психическом, не могут понять, что именно это является в настоящее время особенно значимым. В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

Поэтому проблема ослабления здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное  президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало, что государство беспокоится за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации была принята целевая программа «Дети России». Особое место в ней уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.

Актуальность данной проблемы определяется и в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Передо мной встала педагогическая проблема, какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и двигательной активности.

Исходя из важности данной проблемы, была обозначена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами физкультурных досугов, праздников и развлечений

Что же можно предпринять, чтобы физкультурные занятия стали более интересными, увлекательными и эффективными для детей. Ведь часто одного профессионализма и творческого подхода педагога недостаточно для пробуждения интереса у дошколят к занятиям физической культурой. Еще Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно лишь тогда, когда ему это интересно.

          Эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль. Известный советский физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

Этому в значительной мере способствуют различные формы досугов: музыкальные, физкультурные, и т.д. Особое место занимают физкультурные развлечения, праздники и досуги. Физическая деятельность для детей сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка обычно улучшает самочувствие и быстро поднимает настроение. Также физические нагрузки лучший способ разрядки. Физкультурные развлечения и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, памяти, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, сплоченности, приучают сдерживать свои желания, проявлять настойчивость и решительность. Физкультурные развлечения и досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать двигательную активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.  Также дифференцированно подходить к оценке результатов его действий.  Ни в коем случае не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и его друзьями движений. И,  конечно же, радоваться успехам товарищей.

 

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни.

 

При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Хорошо, когда физкультурные развлечения и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

 

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные развлечения и досуги, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективная и приемлемая форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы инструкторов по физическому воспитанию показала значимость физкультурного развлечения в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных развлечений показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких развлечений является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в игровых ситуациях и необычных условиях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные вопросы, викторины и загадки. Широкое использование музыки, игровых приемов делает развлечение эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. На развлечения и досуги к детям приглашаются школьники - бывшие воспитанники дошкольного учреждения, спортсмены, активными их участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети - болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы. Интересно проходят летние и зимние физкультурные развлечения: «Летняя спартакиада», «Зарница», «Зимние задоринки»,  «Олимпиада», «Прощай, Осень!», «Проделки Кикиморы», «День защитника Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья!» и другие. Физкультурные развлечения являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Физкультурные развлечения очень значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время развлечения они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя на них с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению самых лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе детей способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и других  полезных качеств и способностей.

Участие в развлечениях и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их к занятиям физической культурой. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, для подарков родителям или победителям, для украшения спортивной площадки и спортивного зала, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов развлечения.  

  Физкультурные развлечения также оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей, уметь поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть заботливыми к младшим по возрасту. У них появляется стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к команде соперников.

Соревновательный характер игр и упражнений, проводимых на развлечениях, способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости, находчивости, смелости, решительности и других качеств.         

Из этого можно сделать вывод, что физкультурные досуги и развлечения имеют огромное значение в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Они положительно влияют на воспитание интереса детей к активной двигательной деятельности. В них активно участвует весь детский коллектив группы, выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять двигательные качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

Участие в физкультурных развлечениях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, в достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой, посещению спортивных секций, самостоятельным занятиям физической культурой, то есть побуждает детей к двигательной активности.

 

Список литературы

 

Бабина К.С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.» -  М., Просвещение, 1978.

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем», (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста» - М. :1999 г.

Волкова К.С. «Как воспитать здорового ребенка» - Киев: 1981 г.

Вильчковский Э.С. «Физическое воспитание дошкольников в семье»  - Киев: 1987 г.

Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления» - М.: 2006 г.

Зарипова Т.П. «Планирование оздоровительной работы» - Управление ДОУ №1 2004

 Изергина К.П., Преснякова Л.С., Иншакова Т.В. «Наш взрослый детский сад. Из опыта работы» - М.: Просвещение, 1991.

Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» -  М.: 2005 г.

Картушина «Быть здоровыми хотим» - М.: 1999 г.

Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» -  М.: 1999 г.

Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» -  М.:1986 г.

Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях» - М.: 2001 г.

Сивачева Л.Н.   «Спортивные игры с нестандартным оборудованием»  - М.: 2001г.

Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.

Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Владос, 1999.

Шишкина В.А. «Движения+движения: книга для воспитателя детского сада» – М.: Просвещение, 1992.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обвинцева Е.Г.

В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это влияет на здоровье детей. Многие родители больше увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о здоровье физическом и психическом, не могут понять, что именно это является в настоящее время особенно значимым. В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

Поэтому проблема ослабления здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное  президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало, что государство беспокоится за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации была принята целевая программа «Дети России». Особое место в ней уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.

Актуальность данной проблемы определяется и в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Передо мной встала педагогическая проблема, какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и двигательной активности.

Исходя из важности данной проблемы, была обозначена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами физкультурных досугов, праздников и развлечений

Что же можно предпринять, чтобы физкультурные занятия стали более интересными, увлекательными и эффективными для детей. Ведь часто одного профессионализма и творческого подхода педагога недостаточно для пробуждения интереса у дошколят к занятиям физической культурой. Еще Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно лишь тогда, когда ему это интересно.

          Эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль. Известный советский физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

Этому в значительной мере способствуют различные формы досугов: музыкальные, физкультурные, и т.д. Особое место занимают физкультурные развлечения, праздники и досуги. Физическая деятельность для детей сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка обычно улучшает самочувствие и быстро поднимает настроение. Также физические нагрузки лучший способ разрядки. Физкультурные развлечения и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, памяти, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, сплоченности, приучают сдерживать свои желания, проявлять настойчивость и решительность. Физкультурные развлечения и досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать двигательную активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.  Также дифференцированно подходить к оценке результатов его действий.  Ни в коем случае не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и его друзьями движений. И,  конечно же, радоваться успехам товарищей.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни.

 

При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Хорошо, когда физкультурные развлечения и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные развлечения и досуги, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективная и приемлемая форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы инструкторов по физическому воспитанию показала значимость физкультурного развлечения в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных развлечений показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких развлечений является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в игровых ситуациях и необычных условиях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные вопросы, викторины и загадки. Широкое использование музыки, игровых приемов делает развлечение эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. На развлечения и досуги к детям приглашаются школьники - бывшие воспитанники дошкольного учреждения, спортсмены, активными их участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети - болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы. Интересно проходят летние и зимние физкультурные развлечения: «Летняя спартакиада», «Зарница», «Зимние задоринки»,  «Олимпиада», «Прощай, Осень!», «Проделки Кикиморы», «День защитника Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья!» и другие. Физкультурные развлечения являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Физкультурные развлечения очень значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время развлечения они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя на них с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению самых лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе детей способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и других  полезных качеств и способностей.

Участие в развлечениях и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их к занятиям физической культурой. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, для подарков родителям или победителям, для украшения спортивной площадки и спортивного зала, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов развлечения.  

  Физкультурные развлечения также оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей, уметь поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть заботливыми к младшим по возрасту. У них появляется стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к команде соперников.

Соревновательный характер игр и упражнений, проводимых на развлечениях, способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости, находчивости, смелости, решительности и других качеств.         

Из этого можно сделать вывод, что физкультурные досуги и развлечения имеют огромное значение в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Они положительно влияют на воспитание интереса детей к активной двигательной деятельности. В них активно участвует весь детский коллектив группы, выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять двигательные качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

Участие в физкультурных развлечениях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, в достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой, посещению спортивных секций, самостоятельным занятиям физической культурой, то есть побуждает детей к двигательной активности.

Список литературы

Бабина К.С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.» -  М., Просвещение, 1978.

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем», (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста» - М. :1999 г.

Волкова К.С. «Как воспитать здорового ребенка» - Киев: 1981 г.

Вильчковский Э.С. «Физическое воспитание дошкольников в семье»  - Киев: 1987 г.

Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления» - М.: 2006 г.

Зарипова Т.П. «Планирование оздоровительной работы» - Управление ДОУ №1 2004

 Изергина К.П., Преснякова Л.С., Иншакова Т.В. «Наш взрослый детский сад. Из опыта работы» - М.: Просвещение, 1991.

Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» -  М.: 2005 г.

Картушина «Быть здоровыми хотим» - М.: 1999 г.

Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» -  М.: 1999 г.

Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» -  М.:1986 г.

Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях» - М.: 2001 г.

Сивачева Л.Н.   «Спортивные игры с нестандартным оборудованием»  - М.: 2001г.

Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.

Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Владос, 1999.

Шишкина В.А. «Движения+движения: книга для воспитателя детского сада» – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО

В статье говорится  о  важности нахождения  таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорны...

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...

«Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Эффективным средством развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра – это осмысленная и интенсивная деятельность ребенка, характеризующаяся ...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...