Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»
Экономика для дошкольника
формирование основ финансовой грамотности
детей старшего и подготовительного к школе возраста
Составила:
Павелкова А. В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
ü полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
ü амплификации детского развития;
ü учет индивидуальных особенностей детей;
ü системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
ü принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
ü принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
ü сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 7 | 2 | 3 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Семейная экономика | 1 | 4 | 3 | 8 |
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 6 | 2 | 4 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 5 | 2 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | - | 2 | 3 | |
Семейная экономика | 3 | 2 | 3 | 8 |
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Разные профессии | Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. | Т
|
2 | Разные профессии | Какими качествами должны обладать люди | Т
|
3 | Для чего нужно | Нужды и потребности человека. | Т
|
4 | Труд и продукт труда. | Труд, продукт труда, виды продукта труда. | Т
|
5 | Труд и зарплата. | Как оплачивается труд? За что насчитывается | Т
|
6 | Услуги и товары. Что это? | Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. | Т
|
7 | Директор магазина | Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. | К
|
8 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость | К
|
9 | Магазины и покупки: как продают товары и | Работа магазинов, работа салонов по | К
|
10 | Потребность, виды | Что такое потребность? Товары первой | Т
|
11 | Готовимся к | Знакомство с термином, подготовка: совместный | К
|
12 | Ярмарка. | Инсценирование ярмарки. | П
|
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Откуда пришли деньги | История возникновения денег | Т
|
14 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Знакомство с понятиями, назначение денег, их | Т
|
15 | Какие деньги бывают. | Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного | Т
|
16 | Понятие цены, стоимости. | Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего | К
|
17 | Обмен или бартер | Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | П |
18 | Богатство и бедность | Знакомство с понятиями | Т
|
19 | Что такое банк и вклады | Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. | Т
|
20 | Способы оплаты | Наличный и безналичный расчет. За какие услуги | К
|
21 | Как стать миллионером? | Викторина для детей | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Что такое реклама? | Знакомство с понятием «реклама». Значение. | Т
|
23 | Реклама бывает разная! | Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | К
|
24 | Придумываем рекламу | Создание рекламы своей поделки. | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Что такое семейный бюджет? | Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего | Т
|
26 | Планируем вместе семейный бюджет. | Планирование семейного бюджета: доходы и | П
|
27 | Идем в магазин | Планирование похода в магазин семьей. Расчет | П
|
28 | Как правильно делать покупки? | Обсуждение, где какие товары можно купить. Как | К
|
29 | Магазин или | Знакомство, виды магазинов. Различие между | К
|
30 | Как выбирать | Виды продуктов. На что обращать внимание при | К
|
31 | Выбираем подарок | Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или | П
|
32 | Семейный праздник | Какие семейные праздники бывают? Как | П
|
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Новые профессии | Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением | Т
|
2 | Кто такой профессионал? | Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала. | Т
|
3 | Качества труда, брак в | Понятие качества труда. От чего зависти качество | Т
|
4 | Профессии: оплата | Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за | Т
|
5 | Биржа труда | Знакомство с понятием, для чего нужна биржа | К
|
6 | Профессия «Экономист», наука «Экономика». | Беседа о науке – экономике, что изучает | К
|
7 | Производители и | Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких | П
|
8 | Как сберечь ресурсы | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь | Т
|
9 | Бартер. Рынок | Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда | П
|
10 | Спрос товара. | Как рождается спрос на товар? Товары первой | К
|
11 | Какие бывают | Какие бывают разновидности товаров. Кто | Т
|
12 | Акции товаров | Что такое акции? Для чего их проводят? Какие | К |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Финансовая | Как обезопасить свои финансы? Какие бывают | Т
|
14 | Виды денег. | Знакомство с видом денег: железные деньги | Т
|
15 | Размен монет | Знакомство с разным номиналом монет. | П
|
16 | Какая бывает валюта? | Что такое валюта? Знакомство с валютой разных | К
|
17 | Банк. Виды услуг. | Знакомство со структурой банка, его назначением | К
|
18 | Как сделать сбережения. | Знакомство с видами сбережений. Знакомство с | Т
|
19 | Что такое налоги и | Знакомство с понятием, какие бывают налоги и | Т
|
20 | Бизнес | Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. | Т
|
21 | Правильный выбор: куда тратить деньги? | Потребности человека, необходимые товары для | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Какая реклама лучше? | С помощью рекламы люди узнают, где и какие | Т
|
23 | Что быстрее купят? | Как реклама влияет на продажу товара. Какая | П
|
24 | Конкурс на лучший рекламный плакат | Конкурс проводится на основе домашнего задания | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Сколько нужно человеку? | Искусство ведения домашнего хозяйства. | Т
|
26 | Семейный бюджет: доходы. | Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего | Т
|
27 | Семейный бюджет: расходы семьи. | На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые | П
|
28 | Учимся экономить. | Разница между потребностями и пожеланиями. | К
|
29 | Что такое пенсия? Стипендия? | Назначение пенсий и стипендий. Для чего | Т
|
30 | Долг платежом красен | В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее | К
|
31 | Не имей сто рублей, а | Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда | П
|
32 | Личные деньги. | Что такое личные деньги, принцип накопления. | К
|
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ
финансовой грамотности используются следующие методы:
ü Наблюдение.
ü Беседы.
ü Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
ü Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу
уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
- понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как
результат труда людей);
- уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
- осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»;
- знает качества человека – хозяина;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
- знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
- владеет словарным запасом в области финансирования;
- проявляет здоровый интерес к деньгам;
- интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
- сформировано начало экономического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
ü создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
ü соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
ü внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
ü качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
ü решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
ü создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
ü дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
ü уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
ü осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
ü видят красоту человеческого творения;
ü признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
ü ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
ü контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
ü дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
ü интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
ü знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
ü владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
ü приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
ü проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
ü проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Академия финансов», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей разной возрастной категории. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной
игровой деятельности, а также в домашних условиях.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»
Экономика для дошкольника
формирование основ финансовой грамотности
детей старшего и подготовительного к школе возраста
Составила:
Павелкова А. В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
ü полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
ü амплификации детского развития;
ü учет индивидуальных особенностей детей;
ü системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
ü принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
ü принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
ü сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 7 | 2 | 3 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Семейная экономика | 1 | 4 | 3 | 8 |
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 6 | 2 | 4 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 5 | 2 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | - | 2 | 3 | |
Семейная экономика | 3 | 2 | 3 | 8 |
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Разные профессии | Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. | Т
|
2 | Разные профессии | Какими качествами должны обладать люди | Т
|
3 | Для чего нужно | Нужды и потребности человека. | Т
|
4 | Труд и продукт труда. | Труд, продукт труда, виды продукта труда. | Т
|
5 | Труд и зарплата. | Как оплачивается труд? За что насчитывается | Т
|
6 | Услуги и товары. Что это? | Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. | Т
|
7 | Директор магазина | Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. | К
|
8 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость | К
|
9 | Магазины и покупки: как продают товары и | Работа магазинов, работа салонов по | К
|
10 | Потребность, виды | Что такое потребность? Товары первой | Т
|
11 | Готовимся к | Знакомство с термином, подготовка: совместный | К
|
12 | Ярмарка. | Инсценирование ярмарки. | П
|
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Откуда пришли деньги | История возникновения денег | Т
|
14 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Знакомство с понятиями, назначение денег, их | Т
|
15 | Какие деньги бывают. | Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного | Т
|
16 | Понятие цены, стоимости. | Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего | К
|
17 | Обмен или бартер | Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | П |
18 | Богатство и бедность | Знакомство с понятиями | Т
|
19 | Что такое банк и вклады | Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. | Т
|
20 | Способы оплаты | Наличный и безналичный расчет. За какие услуги | К
|
21 | Как стать миллионером? | Викторина для детей | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Что такое реклама? | Знакомство с понятием «реклама». Значение. | Т
|
23 | Реклама бывает разная! | Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | К
|
24 | Придумываем рекламу | Создание рекламы своей поделки. | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Что такое семейный бюджет? | Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего | Т
|
26 | Планируем вместе семейный бюджет. | Планирование семейного бюджета: доходы и | П
|
27 | Идем в магазин | Планирование похода в магазин семьей. Расчет | П
|
28 | Как правильно делать покупки? | Обсуждение, где какие товары можно купить. Как | К
|
29 | Магазин или | Знакомство, виды магазинов. Различие между | К
|
30 | Как выбирать | Виды продуктов. На что обращать внимание при | К
|
31 | Выбираем подарок | Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или | П
|
32 | Семейный праздник | Какие семейные праздники бывают? Как | П
|
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Новые профессии | Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением | Т
|
2 | Кто такой профессионал? | Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала. | Т
|
3 | Качества труда, брак в | Понятие качества труда. От чего зависти качество | Т
|
4 | Профессии: оплата | Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за | Т
|
5 | Биржа труда | Знакомство с понятием, для чего нужна биржа | К
|
6 | Профессия «Экономист», наука «Экономика». | Беседа о науке – экономике, что изучает | К
|
7 | Производители и | Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких | П
|
8 | Как сберечь ресурсы | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь | Т
|
9 | Бартер. Рынок | Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда | П
|
10 | Спрос товара. | Как рождается спрос на товар? Товары первой | К
|
11 | Какие бывают | Какие бывают разновидности товаров. Кто | Т
|
12 | Акции товаров | Что такое акции? Для чего их проводят? Какие | К |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Финансовая | Как обезопасить свои финансы? Какие бывают | Т
|
14 | Виды денег. | Знакомство с видом денег: железные деньги | Т
|
15 | Размен монет | Знакомство с разным номиналом монет. | П
|
16 | Какая бывает валюта? | Что такое валюта? Знакомство с валютой разных | К
|
17 | Банк. Виды услуг. | Знакомство со структурой банка, его назначением | К
|
18 | Как сделать сбережения. | Знакомство с видами сбережений. Знакомство с | Т
|
19 | Что такое налоги и | Знакомство с понятием, какие бывают налоги и | Т
|
20 | Бизнес | Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. | Т
|
21 | Правильный выбор: куда тратить деньги? | Потребности человека, необходимые товары для | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Какая реклама лучше? | С помощью рекламы люди узнают, где и какие | Т
|
23 | Что быстрее купят? | Как реклама влияет на продажу товара. Какая | П
|
24 | Конкурс на лучший рекламный плакат | Конкурс проводится на основе домашнего задания | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Сколько нужно человеку? | Искусство ведения домашнего хозяйства. | Т
|
26 | Семейный бюджет: доходы. | Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего | Т
|
27 | Семейный бюджет: расходы семьи. | На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые | П
|
28 | Учимся экономить. | Разница между потребностями и пожеланиями. | К
|
29 | Что такое пенсия? Стипендия? | Назначение пенсий и стипендий. Для чего | Т
|
30 | Долг платежом красен | В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее | К
|
31 | Не имей сто рублей, а | Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда | П
|
32 | Личные деньги. | Что такое личные деньги, принцип накопления. | К
|
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ
финансовой грамотности используются следующие методы:
ü Наблюдение.
ü Беседы.
ü Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
ü Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу
уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
- понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как
результат труда людей);
- уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
- осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»;
- знает качества человека – хозяина;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
- знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
- владеет словарным запасом в области финансирования;
- проявляет здоровый интерес к деньгам;
- интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
- сформировано начало экономического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
ü создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
ü соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
ü внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
ü качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
ü решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
ü создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
ü дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
ü уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
ü осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
ü видят красоту человеческого творения;
ü признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
ü ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
ü контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
ü дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
ü интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
ü знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
ü владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
ü приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
ü проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
ü проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Академия финансов», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей разной возрастной категории. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной
игровой деятельности, а также в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»
Экономика для дошкольника
формирование основ финансовой грамотности
детей старшего и подготовительного к школе возраста
Составила:
Павелкова А. В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
✔ полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
✔ амплификации детского развития;
✔ учет индивидуальных особенностей детей;
✔ системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
✔ принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
✔ принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
✔ сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные | |||
Труд, продукт, товар | 7 | 2 | 3 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Семейная экономика | 1 | 4 | 3 | 8 |
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные | |||
Труд, продукт, товар | 6 | 2 | 4 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 5 | 2 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | - | 2 | 3 | |
Семейная экономика | 3 | 2 | 3 | 8 |
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Разные профессии | Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. | Т |
2 | Разные профессии | Какими качествами должны обладать люди | Т |
3 | Для чего нужно | Нужды и потребности человека. | Т |
4 | Труд и продукт труда. | Труд, продукт труда, виды продукта труда. | Т |
5 | Труд и зарплата. | Как оплачивается труд? За что насчитывается | Т |
6 | Услуги и товары. Что это? | Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. | Т |
7 | Директор магазина | Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. | К |
8 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость | К |
9 | Магазины и покупки: как продают товары и | Работа магазинов, работа салонов по | К |
10 | Потребность, виды | Что такое потребность? Товары первой | Т |
11 | Готовимся к | Знакомство с термином, подготовка: совместный | К |
12 | Ярмарка. | Инсценирование ярмарки. | П |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Откуда пришли деньги | История возникновения денег | Т |
14 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Знакомство с понятиями, назначение денег, их | Т |
15 | Какие деньги бывают. | Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного | Т |
16 | Понятие цены, стоимости. | Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего | К |
17 | Обмен или бартер | Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | П |
18 | Богатство и бедность | Знакомство с понятиями | Т |
19 | Что такое банк и вклады | Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. | Т |
20 | Способы оплаты | Наличный и безналичный расчет. За какие услуги | К |
21 | Как стать миллионером? | Викторина для детей | П |
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Что такое реклама? | Знакомство с понятием «реклама». Значение. | Т |
23 | Реклама бывает разная! | Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | К |
24 | Придумываем рекламу | Создание рекламы своей поделки. | П |
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Что такое семейный бюджет? | Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего | Т |
26 | Планируем вместе семейный бюджет. | Планирование семейного бюджета: доходы и | П |
27 | Идем в магазин | Планирование похода в магазин семьей. Расчет | П |
28 | Как правильно делать покупки? | Обсуждение, где какие товары можно купить. Как | К |
29 | Магазин или | Знакомство, виды магазинов. Различие между | К |
30 | Как выбирать | Виды продуктов. На что обращать внимание при | К |
31 | Выбираем подарок | Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или | П |
32 | Семейный праздник | Какие семейные праздники бывают? Как | П |
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Новые профессии | Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением | Т |
2 | Кто такой профессионал? | Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала. | Т |
3 | Качества труда, брак в | Понятие качества труда. От чего зависти качество | Т |
4 | Профессии: оплата | Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за | Т |
5 | Биржа труда | Знакомство с понятием, для чего нужна биржа | К |
6 | Профессия «Экономист», наука «Экономика». | Беседа о науке – экономике, что изучает | К |
7 | Производители и | Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких | П |
8 | Как сберечь ресурсы | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь | Т |
9 | Бартер. Рынок | Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда | П |
10 | Спрос товара. | Как рождается спрос на товар? Товары первой | К |
11 | Какие бывают | Какие бывают разновидности товаров. Кто | Т |
12 | Акции товаров | Что такое акции? Для чего их проводят? Какие | К |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Финансовая | Как обезопасить свои финансы? Какие бывают | Т |
14 | Виды денег. | Знакомство с видом денег: железные деньги | Т |
15 | Размен монет | Знакомство с разным номиналом монет. | П |
16 | Какая бывает валюта? | Что такое валюта? Знакомство с валютой разных | К |
17 | Банк. Виды услуг. | Знакомство со структурой банка, его назначением | К |
18 | Как сделать сбережения. | Знакомство с видами сбережений. Знакомство с | Т |
19 | Что такое налоги и | Знакомство с понятием, какие бывают налоги и | Т |
20 | Бизнес | Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. | Т |
21 | Правильный выбор: куда тратить деньги? | Потребности человека, необходимые товары для | П |
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Какая реклама лучше? | С помощью рекламы люди узнают, где и какие | Т |
23 | Что быстрее купят? | Как реклама влияет на продажу товара. Какая | П |
24 | Конкурс на лучший рекламный плакат | Конкурс проводится на основе домашнего задания | П |
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Сколько нужно человеку? | Искусство ведения домашнего хозяйства. | Т |
26 | Семейный бюджет: доходы. | Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего | Т |
27 | Семейный бюджет: расходы семьи. | На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые | П |
28 | Учимся экономить. | Разница между потребностями и пожеланиями. | К |
29 | Что такое пенсия? Стипендия? | Назначение пенсий и стипендий. Для чего | Т |
30 | Долг платежом красен | В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее | К |
31 | Не имей сто рублей, а | Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда | П |
32 | Личные деньги. | Что такое личные деньги, принцип накопления. | К |
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ
финансовой грамотности используются следующие методы:
✔ Наблюдение.
✔ Беседы.
✔ Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
✔ Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу
уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
− понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как
результат труда людей);
− уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
− осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»;
− знает качества человека – хозяина;
− контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
− знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
− владеет словарным запасом в области финансирования;
− проявляет здоровый интерес к деньгам;
− интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
− сформировано начало экономического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
✔ создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
✔ соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
✔ внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
✔ качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
✔ решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
✔ создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
✔ дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
✔ уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
✔ осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
✔ видят красоту человеческого творения;
✔ признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
✔ ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
✔ контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
✔ дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
✔ интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
✔ знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
✔ владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
✔ приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
✔ проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
✔ проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Академия финансов», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей разной возрастной категории. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной
игровой деятельности, а также в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1114599-1598888608.jpg)
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1348822-1634280169.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Конспект занятия по теме: «Путешествие в страну взрослых дел» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....