Статья на тему "Рабочая программа воспитателя"
статья

Колбина Наталья Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Колбина Н.А.

МБДОУ «ДС №219 г.Челябинска»,Россия

Рабочая программа воспитателя

Аннотация. В статье рассматривается понятие рабочей программы воспитателя, ее роль в процессе воспитания, основные функции.

Ключевые слова: рабочая программа, воспитание, воспитатель, образовательный процесс, ДОУ.

Kоlbinа N.А.

 MBDОU "DS Nо. 219 Chеlyаbinsk", Russiа

Thе tеаchеr's wоrk prоgrаm

Аnnоtаtiоn. Thе аrticlе discussеs thе cоncеpt оf thе еducаtоr's wоrk prоgrаm, its rоlе in thе prоcеss оf еducаtiоn, thе mаin functiоns.

Kеywоrds: wоrk prоgrаm, еducаtiоn, еducаtоr, еducаtiоnаl prоcеss, prе-schооl.

На сегодняшний день к педагогу предъявляются особые требования с позиции его профессиональной компетентности: ему необходимо знать и руководствоваться нормативными актами в области образования, дошкольными образовательными технологиями и методиками эффективного их применения в организации воспитательного процесса. Это фактически нормы, задаваемые государством. Миссия воспитателя состоит в том, чтобы обеспечивать выполнение задач особой важности и сохранение самого главного – детства.

В связи с вступлением с 1 сентября 2013 года в силу нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Расширяя грани свободы педагога, этот документ одновременно повышает его ответственность за результаты и качество работы, предъявляя запрос к его квалификации с аспектами ее оценки. В связи с этим отношение к дошкольному образованию как к одному из ключевых уровней развития ребенка существенно изменилось.

Основная работа по освоению ФГОС педагогом происходит на этапе разработки рабочей программы.

Рабочая программа представляет собой программу воспитателя дошкольного образования, созданную для определенной возрастной группы в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования и включающую содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области.

Ключевая задача рабочей программы является создание критериев для планирования, организации и управления педагогическим ходом по приоритетным областях детского сада.

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, выделяют пространство для педагогического творчества, отражая основные идеологические идеи формирования общества, определяя только главные направления реализации содержания образования и запросы к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам.

Проектирование рабочей программы разрешает педагогу целостно видеть, анализировать личную деятельность и выходить на уровень системной организации воспитательного процесса.

Выделяют следующие основные функции рабочей программы:

Нормативная: программа считается документом, который не может быть отклонен для исполнения;

Целеполагание: программа определяет цели и задачи реализации образовательных направлений;

Процессуальная: определяет регулярный порядок усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства;

Аналитическая: определяет этапы усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.

Сам термин «программа» согласно словарным истолкованиям (греч., prоgrаmmа - объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ; изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач.[1]

Рабочая программа представляет собой документ, разработанный на базе примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации, учитывающий национальные и региональные условия, тип образовательного учреждения, средства обучения, особенностей контингента воспитанников и отражающий пути реализации содержания посредством авторского проекта.[2]

Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении воспитанниками обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом индивидуальных местных условий, позволяющее более глубоко реализовать себя.

Определяемые запросы к рабочей программе считаются почвой для ее возведения:

- концептуальность

- системность

- полнота

- целостность

- сбалансированность

- преемственность

- гибкость

- маневренность

- эффективность

Моменты, которые необходимо принимать во внимание при составлении рабочей программы:

- цели и ценностные основы современного российского образования и своего образовательного учреждения;

- состояние здоровья воспитанников;

- возможности педагога;

- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ДОУ.

Основные документы, необходимые для подготовки рабочей программы:

- Государственный образовательный стандарт общего образования

- Региональная (национально-региональная) составляющая ГОС

- Примерная общеобразовательная программа или же  авторская программа, на основании которых воспитатель готовит рабочую программу.

- Методические рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ;

- Образовательная программа ДОУ.

Таким образом, рабочая программа воспитателя является целевым ориентиром его работы. В процессе ее создания педагог ставит перед собой задачи воспитания детей на конкретном этапе их развития. Программа помогает понять, какие  условия необходимы для целостного рабочего процесса, а самое главное – отвечает на вопрос о том, как их достичь.

Воспитание – есть целеустремленный и креативный процесс управления становлением и развитием личности ребенка в пространстве образования. Программа воспитания – есть инструмент управления становлением и развитием личности ребенка в пространстве образования.

Литература

1.  Как воспитателю разработать рабочую программу. Солянникова О.И. Детский сад: теория и практика.\\ 2015. № 4. [С. 70-75.]

2. Конструирование рабочей программы воспитателя: научно-практический дискурс. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Детский сад: теория и практика.\\ 2015. № 4.[ С. 52-59.]

3. Разработка рабочих программ педагогов ДОО. Вартапетова Г.М., Волчек М.Г., Горбунова А.Ю., Ермакова И.В., Селина Т.М., Чечулина О.Г. Mетодические рекомендации \\ Новосибирск, 2016. [ C. 1-20.]

4. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов. «Мир и образование»\\ Москва, 2014\\ [ c. 1- 1376/]

5. https://fgоs.ru/fgоs/fgоs-dо/


[1] Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов. «Мир и образование»\\ Москва, 2014\\ [ c. 1- 1376/]

[2] Конструирование рабочей программы воспитателя: научно-практический дискурс. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Детский сад: теория и практика.\\ 2015. № 4.[ С. 52-59.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ вторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУвторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

Статья по теме: "Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе" (из опыта работы воспитателя)

Опыт работы воспитателя по подготовке старших дошкольников к дальнейшему обучению в школе....

Статья "Рабочая программа воспитателя ДОУ

Проэктирование образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями в условиях реализации ФГОС ДО...