Картотека Развивающие игры для детей в детском саду.
учебно-методическое пособие

Шабурова Юлия Александровна

Данное пособие позволяет развивать познавательную деятельность у детей дошкольного возраста. Пособие может использоваться, как педагогами так и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_razvivayushchie_igry_dlya_detey_v_detskom_sadu.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Развивающие игры для детей в детском саду»

Карточка№1.

« Новоселье куклы».

Цель: Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки. Воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Ход игры: Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

-У нас, ребята сегодня новоселье. К нам в гости приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой!- начинает игру воспитатель. Дети рассматривают куклу, называют свои имена. знакомятся.

-Вот теперь мы и поиграем в игру- новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило такое: я буду называть предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны. Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, марина и Женя и найдут все, что нужно для мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли. Обувь должны принести другие дети и т. д.- Что еще нужно принести Рите, чтобы жить хорошо?

-Игрушки, много игрушек. Дети приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках. Воспитатель побуждает детей к новой игре: надо заботиться о новенькой, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.

 Карточка№2.

«Что кому?»

Цель: Учить соотносить орудия труда с профессией  людей, воспитывать интерес труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Ход игры: У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий –игрушки: набор медицинских  инструментов, набор инструментов для работы в огороде, набор кухонной посуды, стиральная машина. Утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать для чего он нужен для работы. Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии. Воспитатель предлагает найти их. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия труда. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы: одна группа называет орудия труда, а другая профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Карточка№3.

«Кто, что слышит?».

Цель:  Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначить словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит); развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры:  На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино, гусли и др.,т е все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры.

Карточка№4.

 «Узнай, что изменилось».

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активный  словарь.

Ход: В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Он все время что-то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

-Дети, к нам в гости пришел Петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы буде играть? Петрушка, расскажи детям!- начинает игру воспитатель. Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.

- Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?- Посередине стола. А пирамидка?- Справа от нее,- отвечают дети. –А как можно сказать, где стоит матрешка?- Она стоит слева от Маши.

- Сейчас я закрою ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо ( перестановку производить несколько раз).

Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве.

Карточка№5.

«Кто скорее соберет».

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты. Воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход: Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

-А сейчас будем соревноваться- чья бригада скорее соберет урожай. В корзинку, где нарисовано яблоко, надо собрать фрукты. А в корзинку, где нарисован огурец, собрать овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу. Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает ( надо проверить, не ошиблись ли играющие).

Карточка№6.

«Горячо-холодно».

Цель: Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость, связную речь.

Ход: Растения, находящиеся в групповой комнате, воспитатель ставит так, чтобы они были хорошо видны. Некоторые переставляют на новые места, но так, что бы они были хорошо видны. Некоторые переставляют на другие места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:

- Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо-холодно». Что бы не ошибиться, надо знать правила. Выбирается водящий считалкой. Он выйдет за дверь, мы спрячем матрешку под какое-нибудь растение. Когда скажем «Заходи», водящий будет искать матрешку. Если он ушел от матрешки далеко, то мы будем говорить « Холодно». Если он ее увидит, то должен сказать под каким растением  она спряталась.

Для игры сначала следует взять 4-5, а затем до 8 растений. Это герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин, азалия, китайский розан, колеус, алоэ, аспарагус, душистая герань, бегония рекс. Нашедший матрешку должен сказать: « Я нашел матрешку под бегонией». После этого он отдает матрешку воспитателю.

Карточка№7.

«Парные картинки».

Цель: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках сходства и различия; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Ход: Дети сидят за столом. На котором расположены картинки (10-12). Все они разные, но есть и одинаковые. Воспитатель прости кого- либо из ребят найти и назвать одинаковые  картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладываются в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их все лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они схожи, чем отличаются.

Карточка№8.

« Кто что делает».

Цель: Уточнить, закрепить знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Ход: Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10-12 . Выигрывает тот, кто первым покажет картинку. Получает значок победителя.

Карточка№9.

« Не ошибись».

Цель: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом; развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Ход: У воспитателя карточки с изображением  различных видов спорта: футбол, хоккей,

Волейбол, гимнастика, гребля и.т.д. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Кто первым сложит картинку, тот выигрывает. По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия к разным  профессиям. Например, строитель; подобрать все инструменты, необходимые ему для работы- лопата, мастерок, малярная кисть,ведро; машины, которые облегчают труд строителя- подъемный кран, эксковатор, самосвал, бетономешалка и др.

На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течении всего года: дворник, печник, повар, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др.

Карточка№10.

«Домино».

Цель: Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение дружно играть, подчиняться правилам игры.

Ход игры: Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на  4-6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешиваются. Дети не глядя, отсчитывают 4-6 карточек и игра продолжается.

Карточка№11.

«Лото».

Цель: Разрозненные знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье  систематезировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов. Употреблять обобщающие слова.

Ход игры: Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают, у кого больше фишек, тот и победил.  

Карточка№12.

« Охотники и пастух».

Цель: Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими  словами: дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Ход: Воспитатель объясняет правила игры:- Сегодня у нас новая интересная игра « Охотник и пастух». Кто знает кто такой охотник? Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете. Почему они называются дикими? Правильно, потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит кто охотится за дикими зверями? А кто такой пастух? Каких животных пасет он?

Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова « домашние животные и дикие звери».

Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас выберем для игры пастуха и охотника. Правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа-луг, слева - лес, где  живут дикие звери. По сигналу воспитателя « Ищите!» дети будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибается, значит он плохой пастух или охотник.

Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4-5).В следующий раз надо добавить по 2,3 вида, чтобы усложнить задание. В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных.

Карточка№13.

«Что лишнее?»

Цель: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Ход: На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках- необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре- рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым  квадратом ненужный предмет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по математике в детском саду и дома

Максимального эффекта при формировании ЭМП у детей можно добиться используя занимательные упражнения,  развивающие и дидактические игры...

Развивающие игры по математике в детском саду.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого ра...

Развивающие игры по математике в детском саду

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Основное усилие и педагогов и...

Развивающие игры по математике в детском саду

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в рабо...

Развивающие игры по математике в детском саду

Роль развивающих математических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

"Развивающие игры по математике в детском саду"

Для ребёнка-дошкольника - игра есть жизнь. Это положение доказано как детскими психологами, так и мастерами дошкольной педагогики. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современ...

Картотека развивающих игры для детей 3-4 лет в детском саду.

Картотека развивающих игры для детей 3-4 лет в детском саду....