Использование песочной терапии В развитии речи.
методическая разработка

Живодерова Екатерина Андреевна


Использование песочной терапии

В развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg.docx27.51 КБ
Файл zdorove.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Использование песочной терапии

В развитии речи.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.

Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

 Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д..
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.

  «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

  Выложить фишками геометрическую фигуру.

  Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

  Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

  Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

  Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

  При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

  Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. 
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). 
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы. 
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

  Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

  Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

  Игра «Какой звук лишний?» 
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) 
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: 
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) 
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) 
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) 
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

  Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

  Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 
- обучающиеся чувствуют себя более успешными; 
- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма.

«Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития».

Какова цель этих технологий?

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни. Какие же задачи ставит эта технология?

 Задачи здоровьесбережения:

− создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;

 − сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:

 − гиподинамия;

− детские стрессы;

− тревожность.

То есть, здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. И главным их признаком является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Какие же они современные здоровьесберегающие технологии? Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

− Стретчинг;

− Ритмопластика;

 − Динамические паузы;

− Подвижные и спортивные игры;

− Релаксация;

− Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая…).

Технологии обучения здоровому образу жизни:

− НОД по физической культуре;

− Игротренинги;

 − Коммуникативные игры;

− Занятия из серии «Здоровье»;

− Самомассаж;

− Точечный самомассаж.

Коррекционные технологии:

− Технология воздействия цветом;

− Фонетическая ритмика;

− Психогимнастика.

 Арт-терапия:

 − Изотерапия;

 − Сказкотерапия;

 − Фототерапия;

− Музыкальная терапия;

 − Игровая терапия;

− Песочная терапия.

А сейчас мы более подробно остановимся на одном из видов коррекционной технологии, как песочная терапия. Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей. Песочная терапия для детей показана практически всем малышам.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игра с песком может выступать в трёх качествах:

1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений);

2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение);

3) В качестве профилактического, развивающего средства.

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Что необходимо для организации игр с песком: Водонепроницаемый ящик. Чистый, просеянный песок (манка, пшено). Коллекция миниатюрных фигурок.

Этапы работы с песком:

Этап прикосновений на поверхности сухого песка.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Правила для детей в играх с песком: − Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

− Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

 − После игры надо убрать все игрушки на свои места.

 − После игры в песке надо помыть ручки. Формы работы с песком:

 − Игры.

− Макетирование.

− Песочная анимация.

Вывод. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. И станут незаменимыми помощниками для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

 Литература:

 Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Песочная терапия» Большебратская Э. Э. — Петропавловск, 2010 г.

«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 64 c.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006. – 208 с. Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, песок, игра, здоровый образ жизни, ребенок, задача, сохранение здоровья детей, этап прикосновений.

Задачи: – Формировать навыки здорового образа жизни Песочная терапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапия, от других форм этот процесс отличается Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей... Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии. Использование песочной терапии в коррекционном образовании... ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе... Задачи песочной терапии для детей с общим недоразвитием речи Для организации песочной терапии понадобится:  ящик для песка (песочница) Таким образом, дно символизирует воду, а бортики — небо. Использование песочной игротерапии в проектной деятельности... Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще Мы разделили игры с использованием песочной терапии на три основных направления: I Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Песочная терапия как средство психолого-педагогической... Младший школьный возраст — это важный период в жизни каждого ребенка, благодаря которому происходит формирование новых психических образований, переход в следующий возрастной этап. Песочная − терапия это терапия психотерапевтического воздействия на... Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении... Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Технология проведения игр на песке в процессе психологического... Таким образом, песочные игры помогают детям преодолеть множество различных страхов Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, песок, игра, ребенок Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности... Технологии песочной терапии в интегрированной работе... Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка! К. Д. Ушинский. Актуальность. Задачи: Способствовать снятию физического и психоэмоционального напряжения дошкольников средствами песочной терапии Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство... Задачи: – Формировать навыки здорового образа жизни Песочная терапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапия, от других форм этот процесс отличается Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей... Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии. Использование песочной терапии в коррекционном образовании... ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе... Задачи песочной терапии для детей с общим недоразвитием речи Для организации песочной терапии понадобится:  ящик для песка (песочница) Таким образом, дно символизирует воду, а бортики — небо. Использование песочной игротерапии в проектной деятельности... Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще Мы разделили игры с использованием песочной терапии на три основных направления: I Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Песочная терапия как средство психолого-педагогической... Младший школьный возраст — это важный период в жизни каждого ребенка, благодаря которому происходит формирование новых психических образований, переход в следующий возрастной этап. Песочная − терапия это терапия психотерапевтического воздействия на... Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении... Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Технология проведения игр на песке в процессе психологического... Таким образом, песочные игры помогают детям преодолеть множество различных страхов Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, песок, игра, ребенок Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности... Технологии песочной терапии в интегрированной работе... Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка! К. Д. Ушинский. Актуальность. Задачи: Способствовать снятию физического и психоэмоционального напряжения дошкольников средствами песочной терапии

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/ (дата обращения: 04.12.2019).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии. Использование песочной терапии в развитии речи. Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №180 Живодерова Е.А. 2019 г.

Слайд 2

« Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития » .

Слайд 3

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни. Какие же задачи ставит эта технология? Задачи здоровьесбережения: − создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей; − сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности; − создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд 4

Какие же они современные здоровьесберегающие технологии? Технологии сохранения и стимулирования здоровья: − Стретчинг; − Ритмопластика; − Динамические паузы; − Подвижные и спортивные игры; − Релаксация; − Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая…). Технологии обучения здоровому образу жизни: − НОД по физической культуре; − Игротренинги; − Коммуникативные игры; − Занятия из серии «Здоровье»; − Самомассаж; − Точечный самомассаж .

Слайд 5

Коррекционные технологии: − Технология воздействия цветом; − Фонетическая ритмика; − Психогимнастика - Су-джок терапия Арт-терапия : − Изотерапия ; − Сказкотерапия ; − Фототерапия; − Музыкальная терапия; − Игровая терапия; − Песочная терапия.

Слайд 6

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»

Слайд 7

Игра с песком может выступать в трёх качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства.

Слайд 8

Что необходимо для организации игр с песком: Водонепроницаемый ящик. Чистый, просеянный песок (манка, пшено). Коллекция миниатюрных фигурок.

Слайд 9

Этапы работы с песком: Этап прикосновений на поверхности сухого песка. Этап игр и упражнений с погружением рук в песок. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка. Правила для детей в играх с песком: − Нельзя выбрасывать песок из песочницы. − Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. − После игры надо убрать все игрушки на свои места. − После игры в песке надо помыть ручки.

Слайд 10

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна )

Слайд 11

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово. При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Слайд 12

"Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные

Слайд 13

Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [ к ] и [к'] – братцы. Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Слайд 14

Упражнение «Песочный дождик» ( Н.Кузуб ) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Слайд 15

Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, Д-Д-дом.

Слайд 16

Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

Слайд 17

Игра «Какой звук лишний?» - А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: - р , л, д , ж, с, т, к, м, ш ( ф ) - д , в, р , с, ш , н , ж, л, х (м) - ч, т, л, д , ш , в, ж, к ( р ) - з , ш , к , п , л, д , б, с, в (ж).

Слайд 18

Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Слайд 19

Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Слайд 20

Вывод: - у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - обучающиеся чувствуют себя более успешными; - повышается мотивация речевого общения; - развиваются первичные произносительные умения и навыки; - пополняется и активизируется словарь; - корректируется грамматический строй речи, связная речь; - развивается мелкая моторика, зрительное восприятие; - формируются навыки чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....

Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ

Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей....

Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг....

Использование песочной терапии для развития речи детей с ОНР

Взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с речью. Всё это способствует коррекции речи и развитию эмоционально - волевой сферы детей с...

План по самообразованию «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....

Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»

В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи  детей с ОВЗ...