Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике на тему

Кравченко Галина Геннадьевна

Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_pesochnaya_terapiya.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ Подготовила: Кравченко Галина Геннадьевна педагог-психолог

Слайд 2

В настоящее время постоянно увеличивается количества детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи данной категории детей.

Слайд 3

Особенности познавательной сферы детей с ОВЗ недостаточная сформированность произвольного внимания; дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения); снижение непроизвольного запоминания; отставание мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса).

Слайд 4

Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной особенностью для детей с ограниченными возможностями здоровья является : слабость волевых процессов; эмоциональная неустойчивость; чувство страха; импульсивность либо вялость ; отсутствие самоконтроля. У большинства детей с ОВЗ отмечается : повышенный уровень тревожности; агрессия; сложности приспособления в детском коллективе.

Слайд 5

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Одним из средств способным помочь в решении этих проблем, является песок .

Слайд 6

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Слайд 7

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 годов Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с проблемами психологического характера. В 1935 г . Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве». В 1950 годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (швейцарский юнгианский детский психотерапевт) изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Слайд 8

В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт– Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна , Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .

Слайд 9

К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Игра в песок является одним из любимым занятий для детей с ОВЗ. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие.

Слайд 10

Функции песочной терапии в работе с детьми ОВЗ : освобождает от негативных состояний; снимает нервно – психическое напряжение; формирует адекватное межличностное поведение; повышает самооценку; избавляет от агрессии, страха, замкнутости; совершенствует внутренний потенциал ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным); стабилизирует эмоциональные состояния и т.д.

Слайд 11

Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание ее с песком, вымешивание песочной жижи, погружение рук в песок и тому подобное -позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры и тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции. Когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться больших результатов в развитии ребенка.

Слайд 12

Песочная терапия один из методов психологической работы, позволяющий достичь положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, личностном развитии детей с ОВЗ. Творческий процесс способствует вытеснению комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Песочная терапия нормализует эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для «особых» детей с разными стартовыми возможностями. К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления , заложенные в человеческой психике".

Слайд 13

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр. Игры и упражнения с песком . Упражнение «Добрый день, Песчинка» Цель: снижение психофизического напряжения . Ход упражнения: Надо различными способами прикоснуться к песку. - ребенок касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно; - сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу; - касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной. -перетирает песок между пальцами, ладонями.

Слайд 14

Упражнение «Песочный дождь» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Игры и упражнения с песком .

Слайд 15

Упражнение "Необыкновенные следы" Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения . "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Упражнение «Нарисуй цветочек» Цель : Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Слайд 16

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг.

Слайд 17

Литература Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010г. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011 г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.Песочная иротерапия . -СПб: институт специальной педагогики и психологии, 1998 г. Интернет-ресурсы. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Речь, 2011 г.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»

Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».

laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...

План по самообразованию «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....

Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционально - волево сферы для детей с ОВЗ 6-7 лет с использованием элементов АРТ терапии «Радость и грусть».

Работая с дтьми с ОВЗ, постоянно приходится искать новые, продуктивные методы работы. Арт - терапия прекрасно подходит при развитии эмоционаальной сферы, формирования средств коммуникации, личностного...