Осенний Урожай
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Куштыева Диана Даяновна

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о дарах осени;

- активизировать словарь детей по теме занятия;

- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

- сформировать у детей обобщенное представление о овощах, фруктах и грибах;

- упражнять в образовании прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_urozhay.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обобщение  знаний  детей по теме «Дары осени».

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о дарах осени;

- активизировать словарь детей по теме занятия;

- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

- сформировать у детей обобщенное представление о овощах, фруктах и грибах;

- упражнять в образовании прилагательных.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

- развивать интерес к выполнению заданий.

- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к природе;

- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности .

Предварительная работа:

- Отгадывание загадок, чтение стихов и сказок об овощах и фруктах.

- Разучивание физкультминуток.

- Дидактическая игра «Отгадай, что это за фрукт, овощ, ягода,

гриб»

- Дидактическая игра «Найди по описанию»

- Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем».

Методы и приемы: наглядные, словесные, практическая деятельность детей, игровые, использование художественной литературы.

Материал и оборудование: корзинки, набор муляжей овощей, фруктов и грибов, карточки с изображением лесных ягод.

 

Ход:

Воспитатель загадывает загадку:

Воспитатель:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.? (Осенью).

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, признаки осени.

Дети: На улице становится прохладно. Листопад. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осень - это самая прекрасная пора, когда на улице очень много разноцветных красок:  желтых, оранжевых, красных. Ребята, а кто из вас знает, сколько месяцев длится осень? Дети: Три!

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста!  (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Месяц сентябрь — начало осени, ранняя осень, октябрь — называется золотой осенью. Как вы думаете, почему? (На улице листопад). А ноябрь - поздней осенью. Ребята, послушайте стихотворение об осени и подумайте, какие дары она преподносит нам.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Соком сладких яблок налитая,

В огороде тоже всё в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много мёда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

Воспитатель: Какие дары приносит нам осень? (Ответы детей)

Воспитатель: Отгадайте загадки о дарах осени.

1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (картошка).

3. Над землёй трава, Под землёй – малиновая голова. (Свёкла)

4. Как на нашей грядке выросли загадки. Сочные да крупные,

Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры)

5. Лежат на грядке телятки гладки, Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)

6. Красна, да не девица, С хвостом, да не мышь.

Сидит в темнице, А хвост на улице. (Морковь)

7. Стоит Матрёшка на одной ножке, Закутана в одёжки.

Без счёта одёжек и все без застёжек. (Капуста)

8. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. (Репка).

9. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)

10. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

11. Плод на лампочку похож, Но его ты не зажжёшь.

Жёлтый, сочный он, медовый, Растёт на дереве садовом. (Груша)

12. Золотая голова-велика, тяжела. Золотая голова-отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

13. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

14. Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Воспитатель: Вот сколько подарков принесла нам осень.  Ребята, а как это все можно назвать одним словом? (Урожай)

Воспитатель: Верно, а урожай чего?  Дети: овощей и фруктов

Воспитатель: правильно, а где у нас растут фрукты?  Дети: на деревьях.

Воспитатель: А где именно?  Дети: в саду.

Воспитатель: Правильно, а овощи?  Дети: на грядках.

Воспитатель: где?  Дети: в огороде.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы хотите пособирать урожай? (да)

Но что такое посмотрите, ребята, кто - то уже собрал все овощи и  фрукты и перемешал их. Надо навести порядок, и разложить все по  местам. Справимся?  Дети: да.

Воспитатель: Итак, корзина для мальчиков и корзина для девочек,  мальчики собирают овощи, а девочки - фрукты. Готовы?  Начинам.

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. Ребята, давайте

подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?

Дети: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…

Воспитатель: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как

будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей –

овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-….  Дети: яблочный.

Воспитатель: варенье?  Дети: яблочное

Воспитатель: сок из апельсинов? Дети: апельсиновый.

Воспитатель: А варенье?  Дети: апельсиновое.

Воспитатель: из груши варенье?  Дети: грушевое.  

Воспитатель: А сок?  Дети: грушевый.

Воспитатель: из помидор варенье?  Дети: … не варят…  

Воспитатель: хорошо, а сок.  Дети: томатный.

Воспитатель: Молодцы, правильно. У помидора есть еще одно  название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось, что  это более красивое название, чем помидорный.

Воспитатель: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали,  варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть  много овощей и фруктов?  Дети: они полезны, в них много витаминов.

Воспитатель: Правильно, а кто – нибудь  знает, какие есть витамины?  Дети: витамин А, В,С

Воспитатель: Значит,  делаем вывод, надо есть все овощи и фрукты,  потому что в них разные витамины полезные для нашего организма. Да?

Воспитатель: Правильно, осень приготовила нам вопросы, только будьте внимательны, осень та еще выдумщица. Если в вопросе звучит  правильное высказывание, то мы отвечаем ДА, если не верное, то  соответственно нет. Давайте попробуем: К нам сейчас пришла  Зима? Дети: нет,

Осень в гости к нам пришла? дети: да.

Воспитатель: Молодцы. Все поняли можно начинать

Осенью цветут цветы?  Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?  Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?  А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?  Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?  Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?  Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?  Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Овощи и фрукты мы уже собрали. А что еще можно собирать осенью? Я не знаю, а вы?  Дети: ягоды…

Воспитатель: Точно, как же я могла забыть. А какие ягоды мы можем собрать в лесу осенью? А вот какие (достает из корзинки карточки с  изображением ягод, на обратной стороне написана загадка).

На колючем кустике

Желтенькие бусики.

Наступила осень тихо,

И созрела. (облепиха)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины — (черника)

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая (клюковка)

В лес ходили мы не зря –

На болотных кочках

Ягод цвета янтаря

Там набрали сочных.

Так и просится в лукошко

Эта чудная. (Морошка)

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка. (Брусника).

Кто те ягоды не знает,

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода? - … (Калина)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине Чернее ночи — ягода

Да сильный яд во мне (вороний глаз).

Воспитатель: посмотрите, ребята, это ядовитая ягода, ее кушать нельзя, можно отравиться. Так что, когда будете в лесу, сначала внимательно  посмотрите, спросите у взрослых, а потом только кушайте. Эта ягода очень похожа на какую вкусную ягоду? Дети: на чернику.

Воспитатель: Здорово, вот сколько ягод мы насобирали в лесу. А  что мы можем собирать в лесу еще кроме ягод?  Дети: грибы….

Воспитатель: Конечно. Смотрите, какая чудесная полянка у нас появилась, и грибов много разных, ну что, готовы наполнить нашу  чудесную корзинку?

Дети: да….(дети собирают съедобные грибы, оставляют не  съедобные)

Воспитатель: Молодцы, вот сколько грибов собрали. А вы знаете, как они называются? Дети называют грибы.

Воспитатель: Ой, смотрите тут же еще остались грибочки, такие красивые… почему вы их не взяли? Дети: Потому что, они вредные, их кушать нельзя, так как можно отравиться.

Воспитатель: А вы знаете, как они называются? Дети: отвечают.

Воспитатель: Молодцы, значит, если они не съедобные их можно сорвать и выкинуть или ногой растоптать, чтобы ими ни кто не отравился. Дети: нет, не надо, ими питаются животные.

 

Воспитатель: Животные? А какие животные?  Дети: отвечают

Воспитатель: Правильно, молодцы. Итак, есть грибы съедобные, а  есть не съедобные для нас, но очень полезны животным, они не только их едят, но и ими лечатся.

Воспитатель: Очень хорошо. Хочу сказать вам спасибо, вы все прекрасно потрудились. Вы сегодня очень постарались. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали? Как называется явление, когда падают листья? Какие дары приносит людям осень? Какие есть грибы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...

План-конспект НОД "Соберём осенний урожай фруктов в саду".

Тема НОД : "Соберём осенний урожай фруктов в саду".Интеграция:  "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Художественное творчество","Чтение художественной литературы".Задачи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осенний урожай"

Развитие познавательно-речевых способностей детей по теме « Овощи»Закрепление понятия овощи, названия цветов и геометрических  форм. Развитие образного мышления, зрительной  памяти  и в...

"Осенний урожай"

Очень хорошее занятие...

Осенний праздник в старшей группе "Осенний урожай"

Праздник рассчитан для детей 5-6лет. Дети участвуют активно в празднике, проводиться детьми сценка....

Сценарий осеннего утренника в старшей группе "Осенний урожай"

Сценарий включает в себя полное описание проводимого мероприятия...

Сценарий осеннего праздника «Осенний урожай» (старший возраст)

1. Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года.2.  Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими ...