Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года)
материал

Жамбалова Будалия Чимитовна

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года)  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 Вторая группа раннего возраста (2-3 года)  

В соответствии с ФГОС ДО

КРИТЕРИИ

оценивания развития детей младшей группы (3 – 4 года)

 в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, программа ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности по образовательным областям.   Содержание образовательных областей        зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Процедура педагогического мониторинга

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

          Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

          1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

         2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

         3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

         4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

         5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

         Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

          1 этап. Напротив, фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

          2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

           Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).

            Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

        Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

        Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

        Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • Наблюдение;
  • Проблемная (диагностическая) ситуация;
  • Беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • Индивидуальная;
  • Подгрупповая;
  • Групповая.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

2.Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

Методы: беседы, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая лиса?»

3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия с детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Что, кто это?»

2. Группирует однородные предметы, выделяет один и много.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кистей и пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок, кистей и пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй, слепи».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Вторая группа раннего возраста (2-3года)

  на 20____ - 20____ учебный год

№ п/п

ФИО ребенка

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым

Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику

Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия

Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Вторая группа раннего возраста (2-3года)

  на 20____ - 20____ учебный год

№ п/п

ФИО ребенка

Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей

Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители

Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты

Имеет элементарное представление о сезонных явлениях, смене дня и ночи

Узнает шар и куб, называет размер (большой-маленький)

Группирует однородные предметы, выделяет один и много

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Речевое развитие»

Вторая группа раннего возраста (2-3года)

  на 20____ - 20____ учебный год

№ п/п

ФИО ребенка

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает слова

Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вторая группа раннего возраста (2-3года)

  на 20____ - 20____ учебный год

№ п/п

ФИО ребенка

Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки

Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, пластилина

Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым

Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы

Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук

Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Физическое развитие»

Вторая группа раннего возраста (2-3года)

  на 20____ - 20____ учебный год

№ п/п

ФИО ребенка

Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

в о второй группе раннего возраста (2-3 года)

на 20___ -    20___  учебный год

Количество обследованных детей группы:

начало года (октябрь)  - _______                   конец года (май) - _______

Образовательные области

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Социально-коммуникативное

развитие

2

Познавательное развитие

3

Речевое развитие

4

Художественно-эстетическое развитие

5

Физическое развитие

Общие показатели индивидуального развития воспитанников

Уровни

На начало года (в %)

На конец года (в %)

высокий

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа обновленный по ФГОС (программа "От рождения до школы")...

Диагностика педагогического процесса в младшей группе (3-4 года) дошкольной образовательной организации

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной програ...

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в дошкольной ГРУППЕ в соответствии с ФГОС ДО

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группами детей дошкольного возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной пр...

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (1,5 – 2 года)

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (1,5 – 2 года)  ...

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (3-4 года)

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (3-4 года)...